Прогулки в феврале в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС
Прогулки зимой в феврале. Старшая группа ДОУ
Прогулка №1. Наблюдаем за работой дворника
Цель: воспитать уважение к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь окружающим. Ход наблюдения
Обратить внимание детей на работу дворника. Что делает дворник? Чем он разгребает снег?
Какая лопата у него? Зачем? Какие ещё орудия труда нужны дворнику зимой? Спросить, как мы можем помочь?
Снега прошли немалые, а все идут, идут...
Дворники усталые метут, метут, метут.
Гремят они лопатами под тучами лохматыми,
Метелками шуршат. На улицах, на улицах,
В дворах и закоулках управиться спешат. (Е. Благинина)
Загадка: Он с утра пораньше встанет, лопату в руки возьмет,
Тротуар почистит и весь двор уберет. (Дворник)
Дидактические игры:
«Кому что нужно для работы» — дети рассуждают на тему «Профессии».
Цель: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда. Воспитание интереса к труду взрослых, желание трудиться.
«Исправь ошибку»
Цель: развивать логическое мышление.
Лыжнику нужны санки? Конькобежцу нужны лыжи? Саночнику нужны коньки? Хоккеисту нужны санки?
«Нарисуй картинку» Дети рисуют орудия труда дворника.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Подвижные игры:
«Мы веселые ребята».
Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.
«Найдем предмет». Цель: внимание, выдержка.
Индивидуальная работа: Упражнения на скольжение.
Цель: учить скользить с разбега по ледяным дорожкам.
«Дорожки».
Цель: научить детей бегать друг за другом, делая сложные повороты, сохранять равновесие, не мешать друг другу и не толкать впереди бегущего. (На площадке рисуются разные извилистые линии).
Трудовая деятельность: Очистить тротуар или участок площадки от снега.
Цель: воспитание интереса к труду взрослых, желание трудиться.
Прогулка №2. Наблюдение за снегом
Цель: Дать понятие о снеге, и его свойствах. При постройке снежных фигур. показать, что пластичность, вязкость снега зависят от его влажности (полить снег водой и слепить фигурку). Подчеркнуть, что снег стал влажный и липкий. Ход наблюдения
Определяем температуру воздуха по термометру. Как вы думаете, какой сегодня снег? Как догадались? Можно из такого снега лепить? Давайте проверим.
Какой пушистый чистый снег,
Кусты одеты в белый мех,
Они стоят несмелые как медвежата белые.
«Снегодром».
Взрослый организует конкурс на лучшую фигуру из снега (самолет, ракету, большой ледокол, птицу, цветок и т. п.).
Дидактические игры:
«Слова-родственники»
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов (к слову «снег»).
Как называется комок из снега, который бросают, играя? (Снежок)
А звездочка из снега? (Снежинка)
Кого лепят дети зимой из снега? (Снеговика)
Как называют внучку Деда Мороза? (Снегурочка)
А цветы, которые первыми вырастают из-под снега? (Подснежники)
Подвижные игры:
«Сделай фигуру»
Цель: учить соблюдать правила игры.
«Метелица»
Цель: бежать змейкой, не натыкаться на предметы, не разрывая цепочку. Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый - он метелица. Метелица медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой.
Индивидуальная работа:
Упражнения с элементами игры в хоккей: ведение шайбы клюшкой в заданном направлении, передача шайбы друг другу в парах.
Цель: развивать двигательную активность.
«Не сбей флажок».
Цель: ходить змейкой между предметами, не сбивая их.
Трудовая деятельность: Изготовление снежных фигур.
Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.
Прогулка №3. Наблюдение «Как стали одеваться люди»
Цель: сформировать представления о сезонной одежде. Ход наблюдения
Обратить внимание на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая это одежда по сезону, теплая или нет. Почему?
Закрепить названия частей одежды, название материала, из которого одежда сшита.
Какая одежда? (А. Шибаев)
Летом, в жаркие часы – только майка и трусы.
А зимою нам нужны: свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии, шапка и так далее.
Шапка …, свитер… впрочем, я…
Я запутался, друзья!
Я перчатку надеваю, я в нее не попадаю!
Сосчитайте-ка, ребятки. Сколько пальцев у перчатки?
Начинаем вслух считать: «Раз, два, три, четыре, пять!» (Я.Нищева )
Загадки:
В них упрячешь две ноги — и в мороз гулять беги.
Все в шерсти, а кожи нет. (Валенки)
Мягкая, теплая, пушистая, воротник и рукава, не замерзнет детвора. (Шуба)
Я зимой на голове грею ушки детворе. (Шапка)
Дидактические игры:
«Назови ласково»
Цель: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (дети подбирают слова на тему «Зимняя одежда»).
«Назови одним словом»
Цель: закрепить обобщающие слова.
«Чья шуба, чей шарфик, чье пальто?»
Цель: закреплять словообразование в мужском, женском и среднем роде.
"Печатать". Отпечатывать формочками изображения на снегу.
Цель: развитие мелкой моторики рук
Подвижные игры:
«Иголочка, ниточка, узелок»
Цель: научить ходить и бегать, меняя направления, в колонне по одному, играть дружно.
«Платок» Цель: развить быстроту и ловкость.
Индивидуальная работа: Ходить и перелезать через сугробы.
«Кто дальше?» Цель: упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении.
Трудовая деятельность: Очистка дорожек ото льда и снега. Очистить друг у друга одежду от снега. Цель: закреплять навыки работы с лопатой; воспитывать настойчивость, самостоятельность, чувство товарищества.
Прогулка №4. Наблюдение за снегопадом
Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного. Ход наблюдения
Не вымыт, а блестит, не поджарен, а хрустит. (Снег.)
Как кусочки сладкой ваты белый снег летит куда – то.
И на радость детворе покрывалом во дворе
Белый снег ложится и опять кружится.
Не боюсь я снегопада – я во двор бегу с лопатой!
Будет горка, будут башни, снеговик и кот домашний. (В. Галичина)
В разную погоду из туч идёт разный снег. Когда холодно и нет ветра, падают и кружатся лёгкие и красивые снежинки. Если на улице не очень холодно, а снег пошёл сильнее, гуще, то становится ещё теплее. Снежинки слипаются вместе в мягкие хлопья снега. Сильный снег называют снегопадом. А когда дует ветер, из туч сыплется крупа – маленькие плотные комочки снега. Они очень похожи по форме и размеру на пшено или гречку, поэтому такой снег и прозвали – крупа. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани. Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. Почему снег хрустит под ногами? А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики. При какой погоде снежинки образуют крупу, хлопья? Почему снег бывает рыхлый?
Дидактические игры:
«Назови одним словом»
Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.
«Скажи, какой?» Цель: учить детей выделять признаки предмета. (Снег какой?)
«Назови ласково" дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами к предложенным словам на тему "Зима".
Цель: образование существительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.
«У кого лучше снежная фигура?» - дети лепят фигуры из снега.
Цель: развитие общей моторики.
Подвижные игры: «Бездомный заяц» (бег)
Индивидуальная работа:
«Попади в цель» Метание снежков вдаль и в цель.
Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата, развивать координацию движений.
«По снежному мостику». Цель: сохранять равновесие.
Трудовая деятельность: Уборка участка от снега.
Цель: учить собирать снег в определенное место.
Прогулка №5. Наблюдение за воробьем
Цель: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц. Ход наблюдения
Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.) Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.) Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, вороны, галки, сороки, дятлы, клесты.) Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками). Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.) Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом, они защищаются от мороза.) Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него).
Прыгал воробьишка в коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой, нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца — покормите молодца.
Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.) Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.
Дидактические игры:
«Улетает — не улетает».
Цель: уточнить знания о птицах
«Четвёртый лишний»
Цель: закреплять знания о зимующих и перелётных птицах.
Подвижные игры:
«Мы веселые ребята».
Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа:
«Забей шайбу». Из снега делается несколько ворот шириной 1,5 м и глубиной 0,5 м. С расстояния в 2 м дети стараются загнать шайбу в ворота.
«На ледяных дорожках».
Цель: учить скользить по ледяной дорожке.
Трудовая деятельность: Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.
Прогулка №6. Наблюдение за погодой
Цель: познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и «вьюга».Ход наблюдения
Какая сегодня погода? (ветреная). Посмотрите, как низко и быстро плывут облака. Что происходит с ветками деревьев? (они раскачиваются ). Обратите внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место, с силой бьет в окно. Прислушайтесь, что вы слышите? Это завывает ветер, это метель. Откуда дует ветер?
Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле легкая поземка. (С. Маршак)
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет, то заплачет как дитя... (А. Пушкин)
Кто бросает снег в лицо? Наметает на крыльцо?
Кто в трубе печной завыл? Кто ворота отворил? (Вьюга) (Н. Нищева)
Дидактические игры:
«Какой ветер?» - ответить на вопрос, подбирая относительные прилагательные.
Цель: расширить словарный запас.
«Времена года». Воспитатель называет приметы времени года, дети определяют.
Цель: развить внимание, мышление, логику, речь.
«Как поет ветер?» — дети изображают гудение ветра, произнося звук [в].
Цель: закрепить произношение звука [в].
Подвижные игры:
«Не оставайся на снегу» (прыжки)
«На санки»
Цель: упражнять в беге в разные стороны, умении ориентироваться в пространстве, быстро добегать до санок и садиться на них.
Индивидуальная работа:
Ходьба по снежному валу со снежком в руках и спрыгивание. Цель: Сохранять равновесие.
Конкурс на лучшую фигуру из снега.
Цель: учить слепить из снега простые фигурки, схожие с простыми предметами.
Трудовая деятельность: Утепление корней деревьев и кустов снегом.
Цель: формировать положительное отношение к труду на участке; воспитывать экологические представления о взаимосвязи живой и неживой природы.
Прогулка №7. Наблюдение «Морозный солнечный денек»
Цель: сформировать у детей представление о зиме. Ход наблюдения
Какая сегодня погода? Какое небо? Дети, посмотрите как красиво кругом. Обратите внимание, как сверкает снег на солнце. Кругом бело, светло, небо голубое. Какое солнце? (яркое). Какое оно было вчера? Обратите внимание дети, что зимой солнце не греет, не поднимается высоко, путь его становится короче. Зимой солнце все позже всходит и все раньше заходит, из-за этого уменьшается день. В феврале день заметно увеличивается, но всё равно ночь заметно длиннее дня.
Под голубыми небесами, великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит. (А. Пушкин)
Колобок, колобок, золотистый бок, за елки нырнул,
Там крепко заснул. А к утру проснулся — на весь мир улыбнулся! (Солнце) Л. Кузьмин
Дидактические игры:
«Что сначала, что потом» — дети называют по порядку времена года.
Цель: закрепить знания детей о временах года.
«Четвертый лишний»
Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную.
Подвижные игры: «Ловишки со снежком».
Цель: начинать игру по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа: Скольжение по наклонной ледяной дорожке на 2-х ногах, поочерёдно приседая и вставая.
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.
Трудовая деятельность: Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы им было тепло зимой.
Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям, умение своевременно заботиться о них.
Прогулка №8. Наблюдение «Следы птиц на снегу»
Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу. Ход наблюдения
Кто прошелся по дорожке и оставил здесь свой след?
Это птичка-невеличка, а зовут ее ... (синичка)
Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки. Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц? Что такое след? (Отпечаток, оставшийся на снегу.) Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапками, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.) Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу. Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком направлении; делала ли остановки.)
Дидактические игры:
«Назови правильно»
Цель: развивать грамматический строй речи.
След зайца – заячий, лисы – лисий, птицы – птичий, от лыж – лыжный, от санок – санный.
«Подбери признак»
Цель: упражнять в словообразовании. Отвечать на вопрос. ворона, (какая?) …; голубь, (какой?)...; снегирь (какой?)...; синица (какая?) .... «Нарисуй картинку» - Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц. Цель: развитие мелкой моторики. Подвижные игры: «Брось за флажок». Дети стоят в две шеренги друг за другом, в руках у первой шеренги мячи, мешочки с песком. Впереди на расстоянии 4—5 м стоят на одном уровне несколько флажков. Дети одновременно бросают мешочки с песком из-за головы двумя руками или одной, стараясь забросить их за линию флажков. Воспитатель подсчитывает, сколько детей забросили мешочки за флажки. Затем дети поднимают мешочки, бегут и передают их своей паре. Бросает следующая шеренга, затем сравниваются результаты.
Указания. Можно передавать мешочек своей паре и перебрасыванием. Нужно внимательно следить за местом падения мешочка. Результат броска отмечается по месту падения мешочка. Индивидуальная работа: Хождение по снежному валу;
Цель: развивать чувство равновесия.
Прыжки с места на двух ногах Цель: энергичное отталкивание и правильное приземление.
Трудовая деятельность: Сгребание снега в определенное место, очистка дорожек на участке, подкормка птиц. Цель: приучать к чистоте и порядку; закреплять умение трудиться в коллективе; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Прогулка №9. Наблюдение за ветром
Цель: расширять и углублять знания о неживой природе; формировать интерес к природным явлениям. Ход наблюдения .
За окном краса-метель в снежном вальсе кружит.
Ветер песни ей поёт, он с метелью дружит. (А. Новикова.)
Ах, метели вы, метели прилетели, налетели и оставили хлопот от порога – до ворот. (А.Бовт)
Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.) Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.) С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)
Дидактические игры:
«Какой ветер?» - ответить на вопрос, подбирая относительные прилагательные.
Цель: расширить словарный запас.
«Времена года». Воспитатель называет приметы времени года, дети определяют.
Цель: развить внимание, мышление, логику, речь.
«Как поет ветер?» - дети изображают гудение ветра, произнося звук.
Цель: закрепить произношение звука.
"Составь узор"- составить узор из цветных льдинок.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Подвижные игры: «Снежная мишень» Цель: тренировать детей в попадании снежком в определённую цель.
Индивидуальная работа:
Игровые упражнения при ходьбе по снежному валу.
Цель: закреплять умение держать равновесие. Бег по снежному лабиринту с преодолением препятствий: обежать, перепрыгнуть через кубик и т. д.
«До флажка». Воспитатель ставит флажки сначала на расстояние 3 м от исходной линии, затем 4 м и, наконец, 5 м. Дети становятся на исходную линию шеренгой, в руках у них по одному снежку, у ног еще по 2 снежка. По команде воспитателя дети бросают снежки, стараясь бросить как можно дальше.
Цель: метание снежков вдаль
Трудовая деятельность: Сгребание снега в общую кучу для постройки снежных фигур.
Цель: работать сообща, получать радость от выполненной работы.
Прогулка №10. Наблюдение за снегом
Цель: формировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы. Ход наблюдения
Намело сугробов горы. Снежные кругом заторы.
И шагаем мы к друзьям по сугробам тут и там.
Поет зима — аукает, мохнатый лес баюкает,
Со звоном сосняка. Кругом с тоской глубокою,
Плывут в страну далекую седые облака.
Есть примета: если вороны и галки садятся на вершины деревьев — быть снегопаду. Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели, а когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка — наст. В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут себе ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья. Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться. Назовите зимние месяцы. Как называется тонкая корочка льда, появляющаяся на снегу? В результате чего она образовалась?
Исследовательская деятельность: Измерить глубину снега открытых и защищенных участков детского сада. Ответить, где больше снега и почему?
Дидактические игры: «Кто больше назовет действий» — по предложению воспитателя дети перечисляют действия объекта.
Цель: расширить словарный запас подбором глаголов.
«Придумай предложение» — придумать предложения со словом «снег».
Цель: научить составлять предложения.
«Выложи сам» — выкладывание снежинок из веточек или палочек.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Подвижная игра: :
«Эстафета парами».
Дети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки, количество пар в колоннах должно быть одинаковым. На противоположной стороне площадки (на расстоянии 6—8 м) поставлены какие-либо предметы, (кубы). По сигналу воспитателя первые пары, взявшись за руки, бегут к кубам, обегают их и возвращаются в конец своей колонны. Как только они перебегут линию старта, убегают вторые пары, и так до тех пор, пока не пробегут все пары.
Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание и во время бега не разъединят руки.
Индивидуальная работа: «Позвони в колокольчик» – выполнение упражнений на равновесие во время спуска с горки.
«Кто дальше?» - метание снежков с разбега.
Трудовая деятельность: Сгребать снег лопатой, расчищая дорожки.
Цель: работать сообща, получать радость от выполненной работы.
Прогулка №11. Наблюдение «Зимующие птицы»
Цель: закрепить знание детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о живых существах. Ход наблюдения
Обратить внимание детей на поведение птиц. Какие птицы остались у нас и не улетели в тёплые края? Каким, одним словом можно назвать этих птиц? Почему птицы летят к людям? Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Обратить внимание детей на повадки птиц. Вспомнить, каких зимующих птиц они знают. Отметить, что у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв.
На дворе морозище градусов под сорок.
Плачутся воробышки, что весна не скоро. (В. Звягина)
Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок, завертелась как волчок. (А. Барто)
Дидактические игры:
«Улетает — не улетает».
Цель: закрепление знаний о птицах. (Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает — улетает она на зиму или нет.)
«Счет птиц»
Цель: закрепление согласования числительных с существительными.
"Печатать". Отпечатывать плоскими фигурами — формочками — изображения на снегу.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Подвижные игры:
«Сделай фигуру»
Цель: учить соблюдать правила игры, повышать двигательную активность детей на прогулке; развивать меткость, ловкость, выносливость.
Из числа играющих выбирается ведущий, он стоит в стороне. Остальные дети бегают, прыгают с ножки на ножку по всей площадке. На сигнал воспитателя: «стоп» все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются. Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим оценщиком, а предыдущий водящий присоединяется к остальным детям, и игра повторяется.
«Тройки».
Дети по трое берутся за руки скрестно и бегут по площадке, высоко поднимая колени. Какая тройка лучше.
Индивидуальная работа:
Упражнения с элементами игры в хоккей: ведение шайбы клюшкой в заданном направлении, передача шайбы друг другу в парах.
Цель: развивать двигательную активность.
Трудовая деятельность: Расчистка участка от снега.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать другим.
Прогулка №12. Деревья зимой
Цель: учить детей различать и называть деревья, понимать, что зимой они находятся в состоянии покоя, нуждаются, чтобы их оберегали; любоваться красотой деревьев в инее или после снегопада.Ход наблюдения
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой –
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (Сергей Есенин)
Беседа: Зимой деревья находятся в состоянии покоя, отдыхают, потому что очень холодно, мало света, вместо воды - снежный ковер. Когда на улице морозные дни, ветки деревьев и кустов легко ломаются, поэтому их нужно оберегать. Если подсыпать снег под деревья и кусты, то во время таяния он напоит их корни. И мы лопатками подсыплем снег поддеревья. Зимой деревья различают по коре на стволе, расположению веток, плодам, которые остались на дереве. Очень красивы деревья после снегопада, но веткам тяжело держать много снега. А в инее деревья выглядят сказочно.
Народные приметы:
• Дуб не сбросил листья - к суровой зиме.
• Пушистый иней на деревьях будет погожий день.
• Деревья ночью покрылись инеем - на тепло.
Дидактическая игра: «Кто больше увидит и назовет».
Цель: Учить детей давать словесные характеристики растениям, развивать наблюдательность, вербальное воображение.
Подвижная игра: :
«Найди дерево»
Взрослый вместе с детьми рассматривают деревья, хорошо знакомые детям (клен, березу, рябину, ель и др.). После этого взрослый говорит:
Кто быстрее всех найдет рябину?
Раз, два, три - к рябине беги!
Дети должны найти дерево и подбежать к нему.
Основные движения во время прогулки: ходить по дорожке с приседанием; подскакивать, доставая рукой до ветки дерева.
Индивидуальная работа:
«Попади в цель»
Цель: развивать глазомер и силу броска
Прогулка №13. Птицы зимой
Цель: учить детей различать зимующих птиц по внешним признакам, а также их следы на снегу, понимать, почему зимой птицам нужна помощь, делать кормушки, чтобы подкармливать птиц.Ход наблюдения
Беседа: Посмотрите: на площадку детского сада прилетели птицы. Назовите, каких из них вы знаете. Да, зимой мы можем увидеть воробьев, ворон, синиц, снегирей, соек. Этих птиц называют зимующими, потому что они зимуют в наших краях. В это время птицам тяжело находить корм, они могут погибнуть, поэтому люди делают для них кормушки, насыпают туда корм: семена, зерна, крошки хлеба, развешивают кусочки сала. За кормушкой нужно наблюдать издалека, чтобы не спугнуть птиц. Очень интересно рассматривать следы птиц на снегу, все они разные, и можно определить, какие птицы здесь были.
Народные приметы о птицах
• Вороны зимой раскаркались всей стаей - на мороз; вьются в воздухе - на снегопад; сидят на земле - будет оттепель; расселись на нижних ветках деревьев - жди ветра.
• Синицы начинают с утра пищать - ночью будет мороз, а собираются под крышей - на холод, метель.
• Воробьи прячутся в укромное место - на мороз и метель.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну! (А. Яшин)
Дидактическая игра:
«Охотники».
Цель: Учить детей использовать навыки классификации животных. Повышать двигательную, умственную и речевую активность.
Подвижная игра: :
«Снегири и кот»
Все дети - «снегири» - стоят группкой, один ребенок («котик») стоит в стороне.
Ведущий говорит:
К нам пришли морозы, детки,
Снегири сидят на ветке.
Птички прыг, прыг, прыг,
Маленькие дыб, дыб, дыб.
Крошки ищут на снегу.
Я пойду, им помогу.
«Снегири» начинают прыгать, искать еду. На слова: «Котик крадется, птичек поймать хочет», - кот «мяукает», «снегири» разбегаются, а «кот» их ловит. После этого выбирают другого «кота». Игра продолжается.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия
Прогулка №14. Наблюдение «Почему происходит смена дня и ночи?»
Цель: дать представление о том, как происходит смена дня и ночи. Ход наблюдения
Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи? Солнце дает Земле свет и днем и ночью. Земля вращается в пространстве с большой скоростью. Один оборот происходит за 24 часа. В ходе вращения на той стороне, которая не обращена к Солнцу, — ночь, на другой — день. Куда исчезают звезды? (Звезды и днем остаются на небе, только мы их не видим, потому что солнечный свет гораздо ярче, чем свет звезд.) Почему заходит солнце? (Земля вращается вокруг Солнца, и создается впечатление, что оно восходит на востоке и садится на западе.)
Исследовательская деятельность: . Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень. Провести наблюдение — утром, в полдень, вечером. (В полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени становятся длинными.)
Дидактические игры:
«Кому что нужно?»
Цель: употребление винительного падежа существительных: лыжнику нужны лыжи, хоккеисту — ..., фигуристу — ..., саночнику — ....
«Один — много»
Цель: образование родительного падежа существительных)[/i]:
"Печатать". Отпечатывать плоскими фигурами — формочками — изображения на снегу.
Цель: развитие мелкой моторики рук
Подвижные игры:
«День и ночь» (бег)
Участники игpы делятся на две команды: «День» и «Ночь». Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посредине проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту и другую сторону выстраиваются команды спиной друг к другу. Воспитатель говорит: «Приготовиться!» - а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «День», то дети из команды «Ночь» бегут в свой дом, а дети из команды «День» поворачиваются и ловят их, но только до границы дома убегающих. Затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала.
Игра повторяется 4-6 раз. Воспитатель может назвать одну и ту же команду два раза подряд. Выигрывает та команда, которая поймала больше детей.
Индивидуальная работа:
«Попади в цель».
Цель: учить бросать снежок в цель, развивать меткость, соблюдать правила.
Развитие движений.
Цель: закреплять умение двигаться приставным шагом.
Трудовая деятельность: Очистка участка от снега.
Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.
Прогулка №15. Наблюдение «Знакомимся со свойствами льда»
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды и льда. Ход наблюдения
Дети, если после оттепели ударит мороз, на улице появляется гололедица.
Как можно объяснить это явление.
Опыт: «Замерзание воды» - где вода быстрее замерзнет?
В подносе с водой или в ведерке? Объяснить, почему на подносе замерзнет быстрее. Точно также происходит и в природе.
Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет не вода уже, а лед.
Лед – это твердая вода. Возьмём сосульки в группу, поместив каждую в ёмкость. Что с ними происходит?
Вывод: лед, снег - это тоже вода. Какие свойства льда вы знаете? (твердый, хрупкий, гладкий, скользкий; по нему можно кататься на коньках).
Загадка: На дворе горой, а в избе водой. (Лед)
Дидактические игры:
«Было — будет» — воспитатель предлагает глагол в прошедшем времени, дети образуют форму будущего времени.
Цель: проследить за правильным использованием слов в прошлом, настоящем и будущем временах.
«Какой лед?» — дети дают описание льда. Цель: научить детей подбирать относительные прилагательные, расширить их словарный запас.
«Составь узор» — составить узор из цветных льдинок. Цель: развитие мелкой моторики рук.
Подвижные игры:
«Затейники».
Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки. Они произносят:
Ровным кругом, друг за другом , мы идем за шагом шаг.
Дружно вместе стой на месте, сделаем ... вот так.
Опуская руки, играющие останавливаются. Затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее позу конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой или действия вратаря в хоккее, а также любое другое действие, характерное для одного из зимних видов спорта. Все дети должны повторить это действие и назвать его. После нескольких повторений игры затейник выбирает на свое место кого-нибудь другого из играющих. Затейники должны стараться вспоминать разнообразные движения.
Индивидуальная работа:
«По длинной дорожке»
Цель: учить разбегаться по снегу и скользить по ледяной дорожке как можно дальше.
Трудовая деятельность: расчистка дорожек и горки.
Цель: прививать желание помогать деревьям и кустам укрыться от морозов, трудиться небольшими группами дружно и весело.
Прогулка №16. Наблюдение за прохожими
Цель: Развивать умение анализировать, разговорную речь. Развивать любовь к родной природе, память.Ход наблюдения
Л. Завальнюк. «Зима».
Стог высокий на лугу
Весь заиндевелый.
Две березы на снегу –
Белые на белом.
В белом инее дома.
Здравствуй, зимушка – зима!
Где знакомая река?
Не видать издалека.
В зимний сон погружена,
Подо льдом лежит она.
Сверху снегу намело,
Все вокруг белым – бело.
На деревьях листьев нету,
Тихий, строгий лес стоит.
Только ягод красной нитью
Куст калиновый горит.
Да блестят на елке
Зеленые иголки.
У нее и у сосны
Зелень будет до весны.
Вот снегирь слетел с куста…
Ах! Какая красота!
Беседа: Какое сейчас время года? Перечислите признаки зимы. Почему именно такую одежду стали носить дети? Составьте рассказ на тему «Моя зимняя одежда и обувь».
Исследовательская деятельность: Определение силы ветра по деревьям.
При слабом ветре раскачиваются только тоненькие веточки, при более сильном – ветки потолще, при сильном – самые толстые ветки.
Подвижные игры:
«Кот, на чем стоишь?»; «Попади в цель одной рукой»
Цель: Развивать умение прыгать через предмет, бегать, развивать отдельные группы мышц, глазомер
Трудовая деятельность: Очистить игровую площадку от мелкого мусора.
Цель: воспитывать желание трудиться, желание готовить объект для соревнования
Индивидуальная работа:
«Нарисуй из геометрических фигур»
Цель: развивать логическое мышление, закрепить знание геометрических фигур.
«Прыгни столько раз»
Цель: развивать вестибулярный аппарат
Прогулка №17. Наблюдение за воробьем и синицей
Цель: на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим. Ход наблюдения
Серых перьев комок на морозе продрог.
Скачет по дорожке, собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку. Кто узнал ее? (Синичка.)
Что у птиц общего? (Остались зимовать, держатся поодиночке). Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.) Чем питаются эти птицы? ( Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.) Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? ( Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека). Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)
Дидактические игры: «Кто как голос подает?» Ворона — «кар-кар» — она каркает, воробей — ...
Цель: образование глагола.
«Подбери признак»: ворона (какая?), голубь (какой?).
Цель: подобрать прилагательные к слову.
«Нарисуй картинку» на снегу.
Цель: развитие мелкой моторики.
Подвижные игры:
«Снежная карусель» Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу воспитателя они идут сначала медленно, потом всё быстрее, в конце концов, бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, воспитатель предлагает им изменить направление движения, говоря: « Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сначала они двигаются медленно, а потом всё быстрее и быстрее, пока воспитатель не скажет: « Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки.
Индивидуальная работа: Прыжки по снежной дорожке попеременно на правой и левой ноге с продвижением вперёд на 4м. «Не сбей флажок».
Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.
Упражнения с элементами игры в хоккей.
Цель: учить, правильно держать клюшку и с определённой силой ударять по шайбе.
Трудовая деятельность: . Очистка участка от снега.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.
Прогулка №18. Наблюдение за погодой
Цель: учить запоминать народные приметы, сравнивать их с изменением погоды. Развивать вербальную память. Учить детей делать умозаключения по наблюдениям. Ход наблюдения
В феврале бывает так: посмотрел в окно, а там –
Вот снежинка пролетает, а за ней летит другая,
Третья, пятая, шестая, за окном летят порхая,
В снежном вьюжном хороводе, мимо нас зима проходит.
Какая сегодня погода? Какая была вчера? Произошли какие – то изменения? В феврале погода часто меняется.
Птицы сели на верхушки деревьев- к морозу.
Снег пошел мелкой крошкой – к морозу.
Снег валит хлопьями – к теплу.
Солнце садится красное – погода будет ясная.
Собаки купаются в снегу – к метели.
Исследовательская деятельность: вода топит снег, даже лед , потому, что она теплее. Чем вода теплее, тем быстрее тает снег и лед.
Дидактические игры:
«Подбери признак»: снег, лёд, ветер (какой?).
Цель: подобрать прилагательное к слову. Учить отвечать на вопрос, какой?
«Подбери слово»: наступает (что?) — ..., валит ..., свищет ..., бушует ..., кружится ..., замерзает ..., блестит ..., лепят ... .
Цель: подобрать существительное.
"Печатать": отпечатывать формочками изображения на снегу.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Подвижная игра: :
«Эстафета парами».
Дети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки, количество пар в колоннах должно быть одинаковым. На противоположной стороне площадки (на расстоянии 6—8 м) поставлены какие-либо предметы, (кубы). По сигналу воспитателя первые пары, взявшись за руки, бегут к кубам, обегают их и возвращаются в конец своей колонны. Как только они перебегут линию старта, убегают вторые пары, и так до тех пор, пока не пробегут все пары.
Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание и во время бега не разъединят руки.
Индивидуальная работа: Упражнения с элементами игры в хоккей.
Цель: учить, правильно держать клюшку и с определённой силой ударять по шайбе.
Упражнения на скольжение.
Цель: учить скользить с разбега по ледяным дорожкам.
Трудовая деятельность: ремонт и полив горки.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.
Прогулка №19. Наблюдение «Зимушка – зима»
Цель: систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, уметь красиво рассказать о ней. Ход наблюдения
Кто поляны белит белым, и на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины, разукрасил все витрины?
Кто знает отгадку? Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.) После чего наступает зима? Назовите зимние месяцы. Что происходит в природе зимой? Какие стоят деревья? Что лежит на крышах домов и на улице? Что надевают люди зимой? Как живется зверям и птицам зимой? Почему? Как им можно помочь? Какие вы знаете зимние праздники? Дети, подумайте, как можно красиво сказать о снеге, о деревьях? (Снег лежит волнистым ковром и переливается, сверкает, искрится от солнечных лучей. Вокруг лежит пушистый, белый, мягкий снег и блестит разноцветными огнями. Обрядила зима деревья в теплые снеговые шубы.) А сейчас давайте придумаем рассказ о красоте зимнего леса.
Дидактические игры:
«Назови одним словом»
Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.
«Скажи, какой?»
Цель: учить детей выделять признаки предмета.
«Назови ласково» дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами к предложенным словам на тему: «Зима»
«Нарисуй картинку» на снегу.
Цель: развитие мелкой моторики.
Подвижные игры: «Охотники и зайцы»
На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя "Охотник!" зайцы бегут в домики, а ребенок, изображающий охотника, бросает в них снежок. Заяц, в которого попали снежком, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника.
Указания. У охотника в руках может быть несколько снежков. Стрелять в зайцев, находящихся в домиках, нельзя.
Индивидуальная работа: Катание друг друга на санках – расстояние 15-20м. Закрепление навыков ходьбы на лыжах.
Цель: учить спускаться с горки.
Трудовая деятельность: Уборка снега на участке.
Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.
Прогулка №20. Наблюдение «Зимние забавы»
Цель: закрепить знания детей о назначении зимних построек. Повторить правила поведения на прогулке. Ход наблюдения
Познакомить детей с названием каждой постройки и с их предназначением. Разобрать правила игры на площадке. Какую форму напоминают постройки? Для чего их можно использовать.
Как на горке, на горе, на широком на дворе
Кто на санках, кто на лыжах, кто повыше, кто пониже,
Кто потише, кто с разбегу, кто по льду, кто по снегу.
С горки — ух, на горку — ух, Бух! Захватывает дух! (А.Прокофьев)
Что за нелепый человек пробрался в двадцать первый век?
Морковка — нос, в руке — метла, боится солнца и тепла. (Снеговик) Н. Стожкова
Дидактические игры:
«Придумать предложение» — дети придумывают предложение с заданным словом.
Цель: развить связную речь, умение правильно построить распространенное предложение.
«Прокати слово с горки» — воспитатель предлагает детям протяжно произносить односложные слова, например «дом», «ком».
Цель: упражнять голосовые связки.
«Слова-родственники» — дети подбирают однокоренные слова к слову «снеговик».
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.
«С горки на горку» — сделать росчерки по снегу.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Подвижные игры:
«Ловишки парами» (разучивание)
1-вариант
Дети становятся попарно один за другим на расстоянии 2 - 3 шагов на одной стороне площадки. По сигналу взрослого первые в парах быстро бегут на другую сторону площадки, стоящие сзади стараются поймать их (каждый свою пару). При повторении игры дети меняются ролями.
2-вариант
Выбирают водящего. По сигналу воспитателя дети разбегаются. Водящий ловит, дотрагиваясь рукой до убегающего. Пойманный становится в пару с водящим. Они берутся за руки и ловят других детей. Пойманные также образуют пару и участвуют в ловле. Игра заканчивается, когда все дети будут пойманы. Ребенок, пойманный последним, становится водящим. Индивидуальная работа: Метание снежков в снежную корзину.
Цель: метание в цель правой и левой рукой.
«Догонялки в лабиринте».
Цель: научить бегать друг за другом, делая осторожные повороты.
Ход игры. Дети бегают по заранее сделанному лабиринту.
Трудовая деятельность: Подремонтировать снежные постройки. Очистка участка от снега. Цель: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.
Рекомендуем посмотреть:
Прогулки в средней группе. Февраль. Картотека с целями по ФГОС. Зима Прогулки в декабре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Прогулки в январе в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Прогулки в феврале в подготовительной группе. Картотека с целями по ФГОС← Прогулки в январе в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС | Лучшие Новогодние загадки для детей 4-5 лет с ответами →
Автор: Марина Сергеевна Иванова
Опубликовано: 1064 дня назад (4 декабря 2021)
Просмотров: 12031
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!