Конспект урока. Сочинение по картине «Не взяли на рыбалку», 5 класс
Урок развития речи в 5 классе. Сочинение-рассказ по картине к. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку»
Цели: познакомить с особенностями композиции рассказа; показать, при помощи каких средств художник раскрывает замысел картины; развивать речевые умения; учить составлять план сочинения.Оборудование: репродукция картины Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку»; стихотворение Р. Парве «Два рыбака».
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Р. Парве «Два рыбака».
Кто эти путники?
Кто там спешит
К берегу нашей реки?
Дедушка с трубкой
И маленький Тийт –
Оба они рыбаки.
Трюх-трюх –
Дед впереди.
Топ-топ –
Внук позади.
Кто там в кустах
Над водою сидит?
Кто там за рыбой
Зорко следит?
Дедушка с трубкой
И маленький Тийт
Ждут,
Когда будет
У рыб аппетит.
Вот поплавок
Наклонился едва.
Удочка гнется в руке.
Дедушка дерг –
И рыбка плотва
Бьется уже на крючке!
Славно рыбачить!
Идет на крючок
Нынче плотва за плотвой.
Дед говорит:
- Собирайся, сынок,
Ждут нас хозяйки домой!
Кто эти путники?
Кто там спешит?
Кто там шагает с реки?
Дедушка с трубкой
И маленький Тийт –
Оба они рыбаки.
Трюх-трюх –
Дед впереди.
Топ-топ –
Внук позади.
Дед наловил
Для семейства всего
Много плотвы и угрей.
Маленький Тийт –
Для кота одного
Только лишь блюдце Ершей.
- О чем это стихотворение?
- Кто из вас был на рыбалке?
- Какие чувства у вас возникали, когда вы ходили на рыбалку?
- Были ли у вас случаи, когда вас не брали на рыбалку?
- Сегодня познакомимся с картиной Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку».
II. Беседа по картине.
- Рассмотрите репродукцию картины Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку».
- Где происходит действие, изображенное на картине? (В деревне.)
- Когда происходит действие, изображенное на картине? Определите время года и время суток. (Действие происходит летом, рано утром.)
- По каким признакам вы определили, что на картине изображено раннее утро? (Солнце только всходит, небо розоватое от его лучей. На земле - длинные тени, какие бывают рано утром.)
- Какое утро изображено на картине? (Веселое, солнечное, радостное.)
- Опишите небо. (Небо ясное, безоблачное, высокое.)
- Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку? (Отец несет весла, - значит, рыбу будут удить с лодки. На спине у него рюкзак, наверное, с рыболовными принадлежностями. Старший мальчик несет удочки.)
- Как показано на картине, что рыбаки уходят? (Они показаны в движении, спиной к малышу, старший брат на ходу оглядывается.)
- Верно, ребята, фигуры рыбаков устремлены вперед. По положению ног и туловища видно, что они удаляются. Кто, по- вашему, главный герой картины? (Маленький мальчик 4-5 лет.)
- Как вы определили возраст мальчика? (Мальчик не умеет как следует одеваться: рубашонка торчит, плохо заправлена в штанишки. Он еще катается на трехколесном велосипеде.)
- Правильно, ребята, вы все эго очень верно подметили. Действительно, и велосипед говорит о возрасте мальчика, не случайно он изображен на картине. А как художница показала, что малыш - главное действующее лицо картины? (Малыш изображен на переднем плане, почти в центре картины, отдельно от других действующих лиц, хорошо виден, взоры двух других героев (сестры и брата) устремлены на него.)
- По каким деталям картины можно догадаться, что малыш готовился к рыбалке? (Около мальчика на земле лежит удочка, которую он приготовил для рыбалки. В руке он держит ведерко с червями.)
- Какое настроение у малыша и почему? («Плохое, грустное»; «Он очень обижен, огорчен, потому что его не взяли на рыбалку».)
- Как художница показала огорчение малыша? («Мальчик не замечает, как курица вытаскивает из его ведерка червяков»; «Он бросил от обиды удочку, сморщил лицо, вот-вот заплачет».)
- Подробнее опишите мальчика, его позу, выражение лица, волосы, одежду. («Он стоит в растерянной позе, наклонил голову, поднял руку, как будто почесывает за ухом, сдвинул брови, надул губы, готов заплакать»; «У него светлые золотистые волосы, загорелые руки и ноги. Луч солнца освещает его лицо»; «На нем белая рубашка с короткими рукавами и черные штанишки».)
- А почему для изображения одежды использованы именно эти два цвета? (Мальчик в белой рубашке и черных штанишках хорошо выделяется на фоне голубой стены дома.)
- Правильно, и цветом художница выделяет главного героя картины. Как вы думаете, давно ли мальчик стоит в такой огорченной позе? (Недолго он так стоит, потому что отец и брат еще на дворе, не успели уйти за калитку.)
- Малыш, действительно, недолго стоит в такой позе, вряд ли он способен долго сердиться. Почему же малыша не взяли на рыбалку? (Он еще маленький, устанет, может выпасть из лодки.)
- Кто во дворе наблюдает за малышом? (Сестра, она выглядывает из-за двери.)
- Чему улыбается сестра? (Ей смешно смотреть, как курица вытаскивает червей из ведерка, а братишка не видит. Сестра довольна, что брат остался дома и ей не будет скучно.)
- Какое впечатление производит на вас картина? (И веселое, и грустное.)
- Почему веселое? (Веселое потому, что смешно смотреть, как курица таскает червяков из ведерка малыша, а он не видит. На картине показано солнечное утро, хорошая погода. Нежные светлые краски радуют глаз, на них приятно смотреть.)
- Почему грустное? (Грустное потому, что малыш огорчен.)
- Жаль вам этого малыша? (Не очень. Его горе не так велико. Подрастет и будет ходить на рыбалку.)
- Обратите внимание на велосипед, который, видимо, говорит не только о возрасте мальчика, но и о том, что малыш скоро забудет о рыбалке, своем огорчении и будет весело кататься.
- Нравится ли вам эта картина?
- Чем она вам нравится? (На ней показан очень симпатичный малыш. Художница интересно показала обиду малыша 11 нахальную курицу.)
- Действительно, картина очень интересная, жизненная. А теперь попробуем составить рассказ по этой картине.
Физкультминутка
III. Составление плана сочинения.
В основе рассказа лежит какой-то случай, эпизод, происшествие. В рассказе можно выделить три основные части: завязку (событие, с которого начинается действие); кульминацию (самый острый, напряженный момент в развитии действия); развязку (концовка, заключительное действие).
На доске записывается примерный план сочинения.
ПЛАН
1. Лето - пора чудес.
2. Описание картины:
а) место действия;
б) образ маленького мальчика;
в) отец и старший брат;
г) сестра.
3. Мое впечатление о картине.
IV. Словарно-стилистическая и орфографическая работа.
Слова с трудными орфограммами, которые могут быть использованы в рассказе по картине, записываются под диктовку накануне сочинения или на доске после беседы по картине: восходящее солнце, безоблачное лазурное небо, светло-зеленая травка, рюкзак, рыболовные принадлежности, жестяная баночка, калитка, посередине, вдогонку, велосипед, расстроен, обиженный, белокурый, кое-как, вот-вот, симпатичный, настроение.
- Укажите синонимы к словам:
лазурный (голубой, небесный, бирюзовый);
обиженный (оскорбленный, грустный);
симпатичный (приятный, милый, располагающий к себе);
кое-как (небрежно, неаккуратно, неряшливо, недобросовестно, невнимательно, как-нибудь).
- Составьте с ними словосочетания на тему картины.
V. Устное сочинение-рассказ но картине.
- Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой изображен на картине? (Вечером, когда малыш узнал о том, что отец и старший брат собираются на рыбалку.)
- Откуда малышу стало известно, что старшие собираются на рыбалку? (Наверное, он услышал разговор старших и тоже стал собираться на рыбалку.)
- Обещали ли старшие малышу взять его с собой на рыбалку? (Малыш, наверное, очень просил взять его, и старший брат пообещал, думая, что братишка рано утром не проснется, проспит.)
- Что же произошло утром? (Рано утром мальчик сам проснулся, быстро оделся, кое-как заправил рубашку, натянул штанишки, завернул их, как старший брат, взял удочку и банку с червями, которых он накопал еще вечером, и побежал вдогонку за рыбаками.)
- Как же развивалось действие дальше? (Малыш показал отцу баночку с червяками и стал проситься на рыбалку.)
- Составьте возможный диалог между отцом и маленьким сыном.
Учащиеся составляют диалог:
- Папа, можно я пойду с вами?
- Нет, сынок, ты еще очень маленький, подрастешь - тогда и будешь ходить с нами на рыбалку.
- Каким был этот момент для малыша? (Очень напряженным, оН ждал решения отца и узнал, что его не возьмут на рыбалку.)
- Опишите настроение маленького мальчика. (Горько и обидно стало малышу. Он так готовился, а его не взяли.)
- В этой части рассказа вы и опишите то, что изображено на картине, - позу, выражение лица мальчика, покажите его огорчение.
- Как вы думаете, чем закончится эта история? (Когда отец со старшим братом уйдут на рыбалку, малыш забудет про свою обиду и пойдет кататься на велосипеде или будет играть с сестрою.)
- Как вы озаглавите свой рассказ? (Обида», «Все пропало», «Напрасно старался», «Зря готовился», «Не взяли», «Огорчение», «Обиделся».)
- А как бы вы начали свой рассказ по картине? (Однажды вечером маленький Сережа услышал разговор отца и старшего брата Пети о рыбалке. Сереже тоже очень хотелось пойти на рыбалку. Он быстро побежал в огород копать червей.)
Примерное сочинение.
«Вечером маленький Павлик играл со своей сестренкой Ниной.
Вдруг он увидел, что его старший брат Саша копает червей. Павлик сразу догадался, что Саша с отцом собираются на рыбалку. Он подбежал к брату и стал проситься, чтобы его тоже взяли. Малыш так долго ныл и клянчил, что Саша не выдержал и сказал: «Ладно, возьмем тебя». Павлик очень обрадовался, подошел к Нине и похвастался: «Меня возьмут на рыбалку, а тебя нет!»
Весь вечер Павлик готовился к рыбалке. Он накопал червей в огороде, приготовил удочку, положил все под кроватку и, довольный, лег спать.
Наступило утро. Лучи восходящего солнца все окрасили в розовый цвет. На небе ни облачка. День обещал быть хорошим. Малыш проснулся от какого-то шума. Он открыл глаза и увидел, что отец и брат уже собрались на рыбалку. Они взяли удочки, весла, рюкзак с едой и собрались уходить. Павлик быстро встал, сам оделся, натянул штанишки, кое-как заправил рубашку, схватил удочку и банку с червями и выбежал во двор с радостным настроением вдогонку за отцом и братом.
- Ты куда это собрался? - строго спросил отец, увидев сынишку.
- С вами на рыбалку, - ответил Павлик.
- Мал еще, оставайся дома.
Павлик так и остался стоять посреди двора. От обиды он бросил удочку, надул губы, сморщил лицо, вот-вот заплачет. «Ну почему, почему они меня не взяли на рыбалку? Я так старался», - думал он. Павлик гак сильно огорчился, что не заме- 1 ил, как нахальная курица таскала у него из банки червей, которых он накопал с таким трудом. А из-за двери выглядывала Нинка и смеялась: «Что, не взяли?! Не будешь в следующий раз хвастать». Потом ей стало жаль маленького братишку, она подошла к Павлику и сказала: «Хватит дуться, пойдем играть, покатаемся на велосипеде».
VI. Самостоятельная работа. Написание сочинения.
VII. Итог урока.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- О чем рассказала картина Ксении Николаевны Успенской- Кологривовой «Не взяли на рыбалку»?
- Чему учит эта картина?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка, 5 класс. Лексика Урок путешествие по русскому языку, 5 класс. Повторение. Морфемика Игра по русскому языку 5 класс «Имя существительное» с ответами Урок русского языка, 5 класс. Имя существительное. Обобщение изученного← Описание природы по картине «Зимний вечер». Конспект урока, 6 класс | Новогодние загадки с подвохом с ответами смешные на Новый год для всей семьи →
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 724 дня назад (29 ноября 2022)
Просмотров: 2666
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Конспекты уроков русского языка
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!