Урок русского языка, 5 класс. Имя существительное. Обобщение изученного
Конспект урока-обобщения по русскому языку для 5 класса «В городе Существительных»
Цели:- расширить представление учащихся о роли имени существительного в речи;
- закрепить умения определять грамматические признаки имен существительных, их синтаксическую роль в предложении;
- формировать умения правильного написания окончаний существительных;
- формировать активную жизненную позицию;
- воспитывать любовь к Родине, к родному языку.
На доске записана цитата:
Имя существительное - хлеб языка. (Л. Успенский.)
Ход урока
I. Организация класса. Сообщение темы и целей урока.II. Вступительное слово учителя.
- Посмотрите на доску. Эпиграфом к нашему уроку служат слова Л. Успенского: «Имя существительное - хлеб языка».
Подумайте и в конце урока скажите, почему именно эти слова Успенского мы взяли эпиграфом к нашему уроку.
К. Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тени садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».
Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт А. Шибаев в стихотворении «Слова, слова, слова» говорит:
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных - нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
- Какие же названия предметам дает имя существительное?
На доске заранее написано:
Живые существа: девочка, ...
Явления природы: гроза, ...
Действие как предмет: бег, ...
Признак как предмет: синь, ...
- Обратите внимание на стихотворение Р. Фархади «Земные слова». (Читаем вслух и обсуждаем.)
Земные слова
На всех языках есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье. Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова - путеводные наши огни.
Живые. Земные... И суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнут должны навсегда:
Война. Разоренье. Жестокость. Вражда.
Останутся с нами другие слова.
В них гордая сила людского родства:
Мир. Дружба. И радость высокой волной –
Мы - люди. Мы - дети планеты одной.
Р. Фархади
- Назовите имена существительные, которые встречаются в стихотворении.
- Как вы думаете, почему именно такие слова есть на всех языках (мать, Родина, счастье, хлеб, утро, работа, мечта, красота)!
- Почему Фархади говорит нам о том, что такие слова, как война, разоренье, жестокость, вражда, должны исчезнуть навсегда из языка?
- Послушайте несколько строк из стихотворения А. Фета. Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л. Толстой писал о нем: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина».
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Из 22 слов стихотворения - 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная картина ночи, ночного пейзажа.
С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т. д.
III. Игра-путешествие по Городу существительных.
- Сегодня у нас урок - игра. Посмотрите на карту «Город существительных». Все названия улиц и различных объектов вам знакомы. Нам предстоит с вами пройтись по улицам нашего города и вспомнить то, что вы изучали в 5 классе.Центр города, Кремль, символизирует основное значение существительного, его смысл - обозначение предмета.
У этого дома прочный фундамент. Это история происхождения имен существительных в русском языке.
Проверка домашнего задания.
- На дом вам было задано: подготовить сообщение о происхождении какого-либо имени существительного. (Ученики зачитывают подготовленные сообщения.)
- В городе две большие улицы: улица Постоянных признаков и улица Непостоянных признаков.
- Какие признаки постоянные у имени существительных, а какие - непостоянные? (Ответы детей.)
Первая наша остановка. Здесь находятся одушевленные и неодушевленные имена существительные.
- Какие имена существительные мы называем одушевленными, а какие - неодушевленными?
Задание:
Выпишите в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные.
• Что это - Родина? И дом твой, и улица твоя, и город твой, и мать, и отец, и все друзья - это и есть Родина.
И еще вот эти березки, этот утренний туман и птичий гомон в твоем лесу - тоже Родина. И подснежник - тоже Родина.
По Б. Н. Йеменскому
- А что для вас значит это слово - Родина?
Следующая остановка: «Род имен существительных и склонение имен существительных».
- Назовите род существительных? Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям?
Задание.
Определите склонение имен существительных (устная работа).
• Рожь, тополь, брошюра, местность, смелость, шалаш, циркуль, картофель, чувство, аллея, ветка, ветвь, картошка, ель.
Следующая остановка: «Собственные и нарицательные имена существительных». Приведите примеры собственных имен существительных.
Как мостик между именами собственными и именами нарицательными служит то, что нарицательные существительные могут стать собственными и наоборот.
• Игра «Я работаю волшебником».
Превратите имена нарицательные в имена собственные.
Птица орел - город Орел.
Цветок роза - девочка Роза.
Плодородная земля - планета Земля.
Воздушный шарик - собака Шарик.
- Вот большой орфографический лес. Чтобы его пройти, нужно правильно написать слова с изученными орфограммами.
Работа с сигнальными карточками «О-Е»:
Любоваться чижом, суп с перцем, говорить со сторожем, салат с огурцом, быть молодцом, за лиловой тучей, с тяжелой ношей, с опытным врачом, пять пальцев, укрыться плащом, скрыться за шалашом.
Выборочный диктант.
- Распределите слова в два столбика: с Ь и без Ь.
• Ночь, решение задач, помощь, молодежь, этаж, капли с крыш, мелочь, ключ, дочь, ложь, кирпич, малыш, речь, нож.
- Вторая большая улица города - улица Непостоянных признаков. На ней живут число и падеж.
Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только множественного числа, только единственного числа и те, которые могут изменяться по числам. Подтвердите это, работая с перфокартами.
• Работа с перфокартой.
- Вспомните, что вы знаете об изменении имен существительных по падежам?
- Сколько в русском языке падежей? Назовите вопросы падежей.
- Что образуют падежные окончания - однокоренные слова или разные формы одного и того же слова?
- Какая форма используется, если существительное выступает в роли подлежащего?
Задание.
а) Для слабоуспевающих учеников - карточки:
Спишите словосочетания. Объясните графически выбор буквы в окончаниях имен существительных.
• Память о солдат..., в госпитал..., в пустынном безмолви..., спать в сэра..., идти по тропинк..., на детской фотографи..., писать в тетрад..., памятник в столиц..., в старой избушк....
в) Для остальных учащихся - объяснительный диктант.
Запишите словосочетания, укажите падеж имен существительных.
• Стоять под окном, выглянуть из окна, висеть на ветке, сидеть вокруг костра, учиться в школе, говорили о дороге, около площади, вокруг елки, пролететь над лесом, гулять у моря, спуститься к реке.
- Дорога нас привела к синтаксическому замку.
Какую синтаксическую роль может играть существительное?
Задание. Осуществите синтаксический разбор предложения.
• Сердце никогда не забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу.
IV. Подведение итогов урока.
- Наше путешествие подошло к концу.
Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку служат слова Л. Успенского: «Имя существительное - хлеб языка»?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока игры по русскому языку в 5 классе Конспект урока русского языка, 5 класс. Лексика Урок путешествие по русскому языку, 5 класс. Повторение. Морфемика Игра по русскому языку 5 класс «Имя существительное» с ответамиПохожие статьи:
КВН по русскому языку 5 класс с ответами
Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку для 5 класса
← Игра по русскому языку 5 класс «Имя существительное» с ответами | Пословицы и поговорки о зиме для 2-3 класса →
Автор: Василиса Петровна Павлова
Опубликовано: 1039 дней назад (29 декабря 2021)
Просмотров: 1262
Рубрика: Учителю русского языка
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!