Игры про насекомых для старших дошкольников
Развивающие упражнения, игры по лексической теме «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста.
Физкультминутки
КузнечикиДети выполняют движения по тексту.
Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики,
Выше-выше-высоко, прыгай на носках легко!
Сели, травушку покушали, тишину послушали,
И снова: выше-выше-высоко, прыгай на носках легко!
Бабочка
Видишь, бабочка летает,
(Дети машут руками-«крылышками».)
На лугу цветы считает.
— Раз, два, три, четыре, пять,
(Хлопают в ладоши.)
Ох, считать — не сосчитать!
(Прыгают на месте.)
За день, за два и за месяц...
(Шагают на месте.)
Даже мудрая пчела
(Машут руками-«крылышками».)
Сосчитать бы не смогла!

(Дети передвигаются легко, бегом на носках (или на месте), делая руками взмахи, повороты, имитируя движения крыльев бабочек, кружатся.)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре —
Полетели, закружились.
Н. Нищева «Стрекоза»
Летит стрекоза,
Как горошины глаза.
(Дети бегут по кругу, расставив руки, сомкнутыми большим и указательным пальцами показывают глаза стрекозы.)
Вверх-вниз, взад-вперед,
Как прозрачный самолет.
(Сначала бегут на носочках, потом в полуприседе, затем меняют направление бега, свободно бегают по ковру.)
Муравьи
Муравей трудолюбивый
(Дети шагают на всей стопе.)
Еле тащит прутик ивы.
Он устал, он изнемог,
(Шагают в приседе.)
Но другой ему помог.
Оба дружно через ельник
(Ходят за ведущим «змейкой», положив правую руку на плечо впереди стоящего товарища.)
Прутик тащат в муравейник.
Знает каждый муравей:
В жизни трудно без друзей,
А с товарищем всегда
(Маршируют.)
Даже горе — не беда!
Насекомые над лугом (чистоговорка)
— Жу-жу-жу, — жужжит пчела:
(Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.)
— Я лечу издалека.
— Зу-зу-зу, — комар пищит.
(Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед.)
— Уф-уф-уф, — как паровоз шмель пыхтит,
(Ритмично притопывают ногами.)
Пыльцу повез.
Жук гудит: — Гу-жу, гу-жу,
(Ритмично хлопают в ладоши.)
Я любого разбужу!
Муравьишка
От друзей муравьишка отстал.
Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
(Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.)
Ножку тонкую он поломал.
(Ритмично сгибают и разгибают колени.)
Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
Травкой быстро ее обмотал.
В муравейник скорей побежал.
(Бегут на месте.)
Ну а солнце за лес уж зашло.
(Делают ритмичную «пружинку».)
Ох-ох-ох-ох!
Стало сразу так страшно, темно.
(Ритмично закрывают глаза ладонями.)
Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли.
Мо-лод-цы!
(Ритмично хлопают в ладоши.)
Упражнения на развитие мелкой моторики
Надоедливые мухи (чистоговорка) Чай душистый пьем, пыхтим:
(Дети ритмично горизонтально потирают ладонь о ладонь.)
— Уф-уф-уф, уф-уф-уф.
Отгоняем веткой мух.
Мух-мух-мух, мух-мух-мух.
(Ритмично помахивают рукой.)
А они в варенье сели, ели-ели, ели-ели.
Так нам мухи надоели!
(Ритмично постукивают пальцем о ладонь.)
Мы варенье быстро съели.
Пчелка (чистоговорка)
Жу-жу-жу — над цветами я кружу.
(Дети вращают перед собой указательными пальцами.)
Жа-жа-жа — испугалась я ежа.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Жи-жи-жи — пролетели стрижи.
(Взмахивают кистями рук.)
Ужу-ужу-ужу — чуть я не упала в лужу.
(Качают головой вправо-влево.)
Стрекоза (чистоговорка)
За-за-за — прилетела стрекоза.
(Дети взмахивают кистями рук.)
Зе-зе-зе — что здесь надо стрекозе?
(Поднимают и опускают плечи.)
Зы-зы-зы — испугалась ты грозы?
(Качают головой вправо-влево, «смотрят».)
Азе-азе-азе — спрячься скорей в вазе!
(Ударяют пальцами одной руки по ладони другой.)
Жук
Дети сжимают пальцы в кулак (указательный и мизинец разведены в стороны), произносят слова и шевелят «усами».
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
Насекомые
Дружно пальчики считаем —
(Дети сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.)
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха,
(Поочередно сгибают пальцы в кулак, начиная с большого.)
Этот жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит?
(Вращают мизинцем.)
Ой, сюда комар летит!
(Прячут руки за спину.)
В. Егоров «Гусеница»
Этот странный дом без окон
(Дети складывают руки «домиком» над головой.)
У людей зовется «кокон».
(Обхватывают ладонями локти.)
Свив на ветке этот дом,
(Делают вращательные движения указательным пальцем.)
Дремлет гусеница в нем.
(Соединяют указательный и большой пальцы.)
Спит без просыпа всю зиму.
(Кладут сложенные ладони под щеку.)
Но зима промчалась мимо —
(Сгибают руки в локтях и попеременно поднимают ладони вверх-вниз.)
Март, апрель, капель, весна...
(Сжимают руки в кулаки и по очереди разжимают пальцы, начиная с мизинца.)
Просыпайся, соня-сонюшка!
(Поднимают руки и потягиваются.)
Под весенним ярким солнышком
(Через стороны опускают руки вниз.)
Гусенице не до сна —
Стала бабочкой она!
(Делают маховые движения руками.)
Подвижные игры
Медведь и пчелыДети надевают костюмы пчелы, выбирают «медведя». Воспитатель. Полетели пчелки собирать мед с цветочков. Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет.
Пчелки, домой!
Пчелки. Этот улей — домик наш! Уходи, медведь, от нас! Ж-ж- ж-ж-ж!
«Пчелки» летают и жужжат. «Медведь» ходит по «поляне» и приближается к «улью». «Пчелки» машут крылышками, прогоняя «медведя». Игра проводится несколько раз.

Дети-«мишки» встают в круг. В центре круга — 3—4 ребенка. Это «пчелы».
«Мишки», взявшись за руки, идут по кругу и поют, «пчелы» показывают движения.
На высокой кочке
(Дети соединяют руки над головой.)
Стоит большая бочка.
(Округляют руки перед грудью, показывая «бочку».)
Пчелы бочку стерегут,
(Вращают перед грудью указательными пальцами.)
Мишкам меду не дают.
(Грозят пальцем.)
Пчелы в улье
Дети строят из крупного конструктора (подручного материала) улей и собираются в нем. На полу разложены плоские бумажные цветы. Воспитатель читает стихотворение под музыкальное сопровождение.
Пчелы в поле полетели, зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы, пчелка я и пчелка ты.
Дети передвигаются по группе вокруг «цветов». Присаживаются возле них и «собирают нектар», а затем возвращаются в «улей».
Паучок и мушки
Двое детей — «паучки» — берутся за обе руки и поднимают их («ловушка»). Остальные дети — «мухи» — также берутся за руки и проходят через «ловушку» со словами.
Жил на свете паучок,
Быстроногий старичок.
Паучку нужна сноровка,
Сети он раскинет ловко –
И висит ловушка.
Берегитесь, мушки!
«Ловушка» захлопывается с окончанием пения. Пойманный ребенок встает в круг, берет за руки «паучков» и поднимает вместе с ними руки вверх. Игра повторяется, только «мухи» двигаются «змейкой» через «ловушку». С каждым повторением игры «ловушка» становится все больше. Побеждают дети, которые останутся непойманными.
Паук и мухи
В одном из углов группы (площадки) очерчивается паутина, где живет «паук» (выбирают одного игрока). Все остальные играющие изображают мух.
Играющие разбегаются по группе (площадке), «летают», жужжат. По сигналу «Паук!» мухи замирают. «Паук» выходит, смотрит. Того, кто пошевелится, «паук» берет за руку и отводит в свою «паутину».
Шмель
В игре могут участвовать 10—20 человек. Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук лицом к центру.
Мяч («шмель») перекатывается внутри круга по земле (полу). Играющие руками отбивают мяч от себя, стараясь осалить им другого. Если игрок не успел отбить мяч и осален (не выше колен), он считается ужаленным, поворачивается спиной к центру круга и не принимает участия в игре до тех пор, пока не будет осален следующий игрок. Тогда первый ужаленный вновь вступает в игру, а второй поворачивается спиной к центру. Ловить мяч и отбивать его ногами нельзя.
Жук
Ребенка на роль жука можно выбрать по желанию или по считалочке. Нужно обратить внимание на интонационную выразительность при произнесении слов жука.
Воспитатель (или ребенок):
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жук:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Театрализованные игры
БабочкаСпал цветок и вдруг проснулся,
(Дети изображают телом, мимикой. Дети наклоняют туловище вправо-влево.)
Больше спать не захотел,
(Наклоняют туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Поднимают руки вверх, тянутся.)
Взвился вверх и полетел.
(Поднимают руки вверх, наклоняют их вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Кружатся.)
Насекомые
Прилетала к нам вчера полосатая пчела.
(Дети «летают», машут руками-«крылышками».)
А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза.
Пожжужали, полетали, от усталости упали.
(Жужжат, затем ложатся на ковер.)
Пчелки
Дети произносят слова песенки и изображают пчел — «летают» по группе.
Пчелки в улей полетели, зажужжали и запели:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, много меду привожу!
Муравейник
Воспитатель произносит текст, а дети изображают то, о чем в нем говорится:«Представьте себе, что вы идете по лесу. Солнышко пригревает, до дома далеко, ваши ноги устали, и вы решили отдохнуть. А вот и пень! Сели на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете. И вдруг... что это? Кто-то ползет по вашим ногам... Ой, это же муравьи! Вы сели на пень-муравейник! Скорее стряхивайте с себя муравьев и осторожно, чтобы не раздавить их, отпрыгивайте в сторону...».
Игра проводится несколько раз — коллективно и по желанию индивидуально.
Мухи
Детям предлагается внимательно прослушать стихотворение, затем воспитатель читает, а дети, не произнося ни слова, «показывают» то, о чем в нем говорится, мимикой и жестами. Можно использовать музыкальное сопровождение.
На паркете в восемь пар мухи танцевали.
Увидали паука — в обморок упали. Ах!
Стихотворение разыгрывается несколько раз (можно менять музыку).
Цветы и пчелы
Воспитатель произносит текст, а дети изображают то, о чем в нем говорится: «Представьте себе, что вы — семена цветов, которые посадили в землю. Лежат семена в теплой земле. (Дети «сжимаются в комочек» на ковре, закрывают глаза.) Но вот сильнее пригрело солнышко. Из семени пробился росток и потянулся вверх. (Дети выпрямляются и привстают.) Полил дождик, и молодой росточек потянулся к солнышку. (Дети выпрямляются и тянут руки вверх, сложив ладошки.) И вот из почек появились листья, а за ними из бутона распустился цветок. Но вот над цветами закружили пчелы, зажужжали:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, на цветочке я сижу,
На цветочке я сижу, весной и летом я жужжу.
Можно разделить группу детей на две подгруппы — одна подгруппа будет изображать цветы, а другая — пчел.
Бабочки
Игра проводится под музыкальное сопровождение. Воспитатель произносит текст, а дети изображают то, о чем в нем говорится. «Представьте себе, что вы — маленькие бабочки, которые проснулись с первыми весенними лучами солнца. Вы расправляете усики, крылышки, взмах — и полетели! Посмотрите, внизу — первые цветы. Бабочки садятся на цветочки и пьют нектар. Подкрепившись, полетели дальше...».
Трудолюбивая пчелка
Воспитатель читает стихотворение. Дети, разбившись на пары, выполняют движения по тексту. Воспитатель обращает внимание детей на интонацию персонажей, добиваясь интонационной выразительности.
Села пчелка на цветок, опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
— Что ты ищешь там?
— Нектар!
— А тебе не надоело, не наскучило искать?
— Нет! Тому, кто занят делом, просто некогда скучать!
Г. Ладонщиков
Рекомендуем посмотреть:




Похожие статьи:
Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-8 лет
Игры на развитие восприятия формы у детей 3-7 лет
Советы родителям и рекомендации учителям по адаптации ребенка к школе
← Викторина про лес для школьников с ответами | Игры на летнюю тематику в детском саду для детей средней – старшей группы →
![]() |
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 8 дней назад (9 апреля 2025)
Просмотров: 240
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Для дошкольников
|
+6↑ Голосов: 6 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!