Консультация для родителей. Приобщение детей к природе в семье
Приобщение детей к красоте природы. Консультация для родителей дошкольников
По мнению психологов, эстетическое развитие включает в себя все проявления красоты при непосредственном и систематическом контакте детей с миром эстетически значимых предметов и явлений окружающей действительности. Живописная природа, полная контрастов, красочно меняющаяся в различные времена года, несомненно, способствовала тому, что педагогика всех веков и народов использовала её как важнейшее средство развития личности ребёнка-дошкольника.Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых примеров и явлений ребёнок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Он получает разного рода информацию, которая входит в него даже через чисто физиологические процессы — удовольствие или неудовольствие. В результате этого накапливаются впечатления — цветовые, звуковые, осязательные, представляющие собой тот фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На основе интереса появляются простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. А для эстетического развития крайне важно, что знания о мире существуют для ребёнка в наглядной, чувственно воспринимаемой форме. И чем богаче воспринимаемый им мир по пластике, цвету, формам, тем лучше закладываются основы для эстетического развития ребёнка.
Поэтому педагоги исключительно важное значение придают эстетическому развитию детей в процессе восприятия природы и понимают, что решить эту задачу в семье гораздо проще, чем в дошкольном образовательном учреждении.
Чудесная красота природы таит в себе многообразие цветов, форм и линий. Эту работу можно начать с формирования у детей эстетического интереса к хорошо знакомым им овощам и фруктам. Но при этом она не должна дублировать познавательных аспектов деятельности ребёнка. Увлеките детей красотой формы и цветом овощей и фруктов, заворожите их ароматом, доставьте им удовольствие от их вкуса!
В процессе восприятия постарайтесь выйти за границы утилитарного отношения к этим живописным дарам природы. Помогите детям увидеть в них образы, доступные их пониманию. Вспомните, как это сделал Д. Родари в «Приключениях Чиполлино», очеловечивая растения в сказочной фруктово-ягодно-овощной стране.
Многие другие поэты и писатели, описывая неповторимую красоту, также поэтизировали столь знакомые нам овощные культуры.
Тыква — словно госпожа,
Так толста и так важна!
(В. Чазова)
А зелёный кабачок
Повернулся на бочок,
Сладко спит на грядке,
Как малыш в кроватке.
(Я. Пишумов)
Радость общения с цветами — одно из самых сильных чувств, подаренных человеку природой. Величавые гладиолусы и пышные георгины, великолепные тюльпаны, миниатюрные незабудки, незаметная резеда и многие другие цветы дарят детям ни с чем не сравнимые впечатления.
Издавна цветы служили символами выражения конкретных чувств. Для французов красная гвоздика — это цветок борьбы и революции, пион в Китае является цветком благородства и почёта. Хризантема выражает глубокую безмолвную печаль, ландыш служит эмблемой нежности, роза — поклонения и пламенной любви.
Средствами создания образов у цветов являются формы листьев, стеблей, цветков, игра красок, разнообразие ароматов. Неповторимые сочетания формы, цвета, запаха определяют своеобразную, только этому растению присущую прелесть. Цветы вышивали на скатертях, полотенцах, одежде. О цветах слагали легенды и предания, воспевали в песнях и стихах.
Не менее поэтичны и красивы деревья и кустарники. Угрюмые ели с почти чёрной хвоей и нежно-зелёные, весёлые и мохнатые молодые ёлочки, тускло-серебристые, торжественные стволы берёзок и зелёно-бурые — осинок и тополей прекрасны своей неповторимой красотой. Одно и то же дерево каждый ребёнок может увидеть по-своему и именно таким запомнить его на всю жизнь.
К сожалению, совершенство таких дивных созданий природы, как цветы, деревья и кустарники, не сразу открывается детям. Наблюдения показали, что без специальной работы очень многие дети не замечают красоты природы или остаются к ней безразличными. А это эмоционально и духовно обедняет маленького человека. Поэтому родителям очень важно специально формировать у детей эстетическое отношение к природе.
Предлагаем родителям рекомендации по знакомству детей с красотой природы в разное время года.
Осень
Проводите с ребёнком целенаправленную работу по восприятию красоты осенней природы:• покажите, как осенняя окраска листьев с преобладанием жёлтых и коричневых тонов придаёт пейзажу особую, чарующую силу. Обратите внимание на то, что красный цвет встречается реже (листья отдельных кустарников, а также осины и рябины и т. п.);
• покажите изменение цвета зелени в зависимости от освещения;
• покажите красиво цветущие осенние цветы (георгины, астры, хризантемы и др.), которые дают богатейший материал для развития его эстетического восприятия. Обратите внимание на разнообразие цветов и оттенков в их окраске, изящество форм;
• побуждайте ребёнка к созданию цветочных аранжировок, поэтических композиций, пробуждающих его творческую фантазию;
• рассмотрите с ребёнком произведения народного, декоративно-прикладного искусства, в которых народные мастера и художники используют растительный орнамент (траву, цветы, листья, ягоды и др.).
Обращайте внимание на лучистые соцветия астр, яркое пламя георгинов, на цветки гладиолусов с шёлковыми, бархатными, махровыми, блестящими лепестками самых разнообразных оттенков и т. п.
Предложите детям полюбоваться осенней листвой на деревьях и кустарниках. Собирайте с ними красивые осенние листья и составляйте из них букеты. Обращайте внимание на изящество и разнообразие формы, окраски листвы деревьев и кустарников. Предложите ребёнку собрать листья, которые ему больше всего понравились; прогладьте листья через бумагу; составьте из них красивый букет или разместите на бумаге листья разных оттенков и форм, чтобы они составляли композиционное единство. Чем богаче гамма цветовых оттенков, тем выразительнее получится изображение.
В процессе общения с ребёнком родителям надо обращать его внимание на красоту формы, фактуры, цвета овощей и фруктов.
Зима
Любуйтесь вместе с ребёнком красотой зимней природы: искрящимся на солнце снегом, падающими снежинками, зимней позёмкой, заснеженными кустарниками и деревьями и др. В процессе общения с ребёнком интересуйтесь тем, что из окружающей действительности привлекло его внимание. Поощряйте инициативу и самостоятельность суждений.Покажите ребёнку изящество формы и разнообразие цветов и оттенков в плодах кустарников (боярышника, рябины, калины, шиповника и др.).
Рассмотрите кору разных пород деревьев, покажите ребёнку многообразие её цветов и оттенков, фактуры (гладкая, шершавая), соберите чешуйки сосновой коры. Полюбуйтесь многообразием их формы, приятным золотистым цветом. Покажите красоту и декоративность хвойных пород деревьев и кустарников (туя, ель, сосна, кипарис, можжевельник и др.). Подкармливайте вместе с ребёнком зимующих птиц.
Весна
Обратите внимание ребёнка на первые признаки приближения весны. Внесите в квартиру ветки тополя. Предложите ребёнку полюбоваться ими, вдохнуть аромат их почек.Вызывайте у ребёнка интерес к пробуждающейся весной природе, любуйтесь вместе с ним первой травой, молодой листвой, пушистой вербой и набухшими почками, соцветиями ольхи.
Заинтересуйте ребёнка рассматриванием весенних цветов. Покажите, например, как одуванчик каждое утро расправляет своё жёлтое оборчатое платьице, а вечером старательно свёртывает, зачехляет его. Закрывшись однажды на ночь, цветок утром появляется в обличье пушистого шарика.
Вызывайте у ребёнка интерес к живым цветам и составлению из них букетов или простейших композиций с использованием листьев и побегов комнатных растений, цветущих и нецветущих веток.
Лето
Обратите внимание ребёнка на красоту окружающей природы.Вызывайте чувство радости и удивления при восприятии разнообразных по форме, строению, цвету растений. Предоставьте малышу возможность увидеть совершенство строения, многообразие цветов, форм, которыми щедро одарила природа мир растений и животных. Проводите с ребёнком «разноцветные» прогулки с целью выделения им из множества цветов и оттенков какого-то одного, наиболее характерного для данного летнего месяца цвета, преобладающего среди растений.
Создавайте условия для того, чтобы ребёнок мог полюбоваться красотой насекомых, познакомиться со строением их тела, окраской, не нарушая их образа жизни и не нанося вреда окружающей природе.
Инициируйте создание семейных «коллекций красоты», собирая вместе с ребёнком красивые камни, кору деревьев и кустарников, мхи и лишайники и т. п. Фотографируйте наиболее ярких представителей мира растений и животных, для того чтобы иметь возможность вместе с ребёнком рассматривать эти фотографии и вспоминать об увиденном.
В этих кратких рекомендациях мы постарались обратить внимание родителей на необходимость развития эстетического восприятия ребёнка средствами, которые доступны каждой семье.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей. Роль игры в развитии ребёнка Как воспитать ребенка успешным. Консультация для родителей в детском саду Консультация для родителей «Есть такая профессия – Родину защищать» Консультация для родителей «Подготовка руки дошкольника к письму»← Как воспитать ребенка успешным. Консультация для родителей в детском саду | Про собаку для детей 6-7 лет →
Автор: Надежда Павловна
Опубликовано: 1506 дней назад (8 ноября 2020)
Просмотров: 2627
Блог: Блог Надежды Павловны
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!