Консультация для родителей. Приобщение детей к природе в семье
Приобщение детей к красоте природы. Консультация для родителей дошкольников
По мнению психологов, эстетическое развитие включает в себя все проявления красоты при непосредственном и систематическом контакте детей с миром эстетически значимых предметов и явлений окружающей действительности. Живописная природа, полная контрастов, красочно меняющаяся в различные времена года, несомненно, способствовала тому, что педагогика всех веков и народов использовала её как важнейшее средство развития личности ребёнка-дошкольника.Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых примеров и явлений ребёнок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Он получает разного рода информацию, которая входит в него даже через чисто физиологические процессы — удовольствие или неудовольствие. В результате этого накапливаются впечатления — цветовые, звуковые, осязательные, представляющие собой тот фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На основе интереса появляются простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. А для эстетического развития крайне важно, что знания о мире существуют для ребёнка в наглядной, чувственно воспринимаемой форме. И чем богаче воспринимаемый им мир по пластике, цвету, формам, тем лучше закладываются основы для эстетического развития ребёнка.
Поэтому педагоги исключительно важное значение придают эстетическому развитию детей в процессе восприятия природы и понимают, что решить эту задачу в семье гораздо проще, чем в дошкольном образовательном учреждении.
Чудесная красота природы таит в себе многообразие цветов, форм и линий. Эту работу можно начать с формирования у детей эстетического интереса к хорошо знакомым им овощам и фруктам. Но при этом она не должна дублировать познавательных аспектов деятельности ребёнка. Увлеките детей красотой формы и цветом овощей и фруктов, заворожите их ароматом, доставьте им удовольствие от их вкуса!

Многие другие поэты и писатели, описывая неповторимую красоту, также поэтизировали столь знакомые нам овощные культуры.
Тыква — словно госпожа,
Так толста и так важна!
(В. Чазова)
А зелёный кабачок
Повернулся на бочок,
Сладко спит на грядке,
Как малыш в кроватке.
(Я. Пишумов)
Радость общения с цветами — одно из самых сильных чувств, подаренных человеку природой. Величавые гладиолусы и пышные георгины, великолепные тюльпаны, миниатюрные незабудки, незаметная резеда и многие другие цветы дарят детям ни с чем не сравнимые впечатления.
Издавна цветы служили символами выражения конкретных чувств. Для французов красная гвоздика — это цветок борьбы и революции, пион в Китае является цветком благородства и почёта. Хризантема выражает глубокую безмолвную печаль, ландыш служит эмблемой нежности, роза — поклонения и пламенной любви.
Средствами создания образов у цветов являются формы листьев, стеблей, цветков, игра красок, разнообразие ароматов. Неповторимые сочетания формы, цвета, запаха определяют своеобразную, только этому растению присущую прелесть. Цветы вышивали на скатертях, полотенцах, одежде. О цветах слагали легенды и предания, воспевали в песнях и стихах.
Не менее поэтичны и красивы деревья и кустарники. Угрюмые ели с почти чёрной хвоей и нежно-зелёные, весёлые и мохнатые молодые ёлочки, тускло-серебристые, торжественные стволы берёзок и зелёно-бурые — осинок и тополей прекрасны своей неповторимой красотой. Одно и то же дерево каждый ребёнок может увидеть по-своему и именно таким запомнить его на всю жизнь.
К сожалению, совершенство таких дивных созданий природы, как цветы, деревья и кустарники, не сразу открывается детям. Наблюдения показали, что без специальной работы очень многие дети не замечают красоты природы или остаются к ней безразличными. А это эмоционально и духовно обедняет маленького человека. Поэтому родителям очень важно специально формировать у детей эстетическое отношение к природе.
Предлагаем родителям рекомендации по знакомству детей с красотой природы в разное время года.
Осень
Проводите с ребёнком целенаправленную работу по восприятию красоты осенней природы:• покажите, как осенняя окраска листьев с преобладанием жёлтых и коричневых тонов придаёт пейзажу особую, чарующую силу. Обратите внимание на то, что красный цвет встречается реже (листья отдельных кустарников, а также осины и рябины и т. п.);
• покажите изменение цвета зелени в зависимости от освещения;
• покажите красиво цветущие осенние цветы (георгины, астры, хризантемы и др.), которые дают богатейший материал для развития его эстетического восприятия. Обратите внимание на разнообразие цветов и оттенков в их окраске, изящество форм;
• побуждайте ребёнка к созданию цветочных аранжировок, поэтических композиций, пробуждающих его творческую фантазию;
• рассмотрите с ребёнком произведения народного, декоративно-прикладного искусства, в которых народные мастера и художники используют растительный орнамент (траву, цветы, листья, ягоды и др.).

Предложите детям полюбоваться осенней листвой на деревьях и кустарниках. Собирайте с ними красивые осенние листья и составляйте из них букеты. Обращайте внимание на изящество и разнообразие формы, окраски листвы деревьев и кустарников. Предложите ребёнку собрать листья, которые ему больше всего понравились; прогладьте листья через бумагу; составьте из них красивый букет или разместите на бумаге листья разных оттенков и форм, чтобы они составляли композиционное единство. Чем богаче гамма цветовых оттенков, тем выразительнее получится изображение.
В процессе общения с ребёнком родителям надо обращать его внимание на красоту формы, фактуры, цвета овощей и фруктов.
Зима
Любуйтесь вместе с ребёнком красотой зимней природы: искрящимся на солнце снегом, падающими снежинками, зимней позёмкой, заснеженными кустарниками и деревьями и др. В процессе общения с ребёнком интересуйтесь тем, что из окружающей действительности привлекло его внимание. Поощряйте инициативу и самостоятельность суждений.
Рассмотрите кору разных пород деревьев, покажите ребёнку многообразие её цветов и оттенков, фактуры (гладкая, шершавая), соберите чешуйки сосновой коры. Полюбуйтесь многообразием их формы, приятным золотистым цветом. Покажите красоту и декоративность хвойных пород деревьев и кустарников (туя, ель, сосна, кипарис, можжевельник и др.). Подкармливайте вместе с ребёнком зимующих птиц.
Весна
Обратите внимание ребёнка на первые признаки приближения весны. Внесите в квартиру ветки тополя. Предложите ребёнку полюбоваться ими, вдохнуть аромат их почек.Вызывайте у ребёнка интерес к пробуждающейся весной природе, любуйтесь вместе с ним первой травой, молодой листвой, пушистой вербой и набухшими почками, соцветиями ольхи.
Заинтересуйте ребёнка рассматриванием весенних цветов. Покажите, например, как одуванчик каждое утро расправляет своё жёлтое оборчатое платьице, а вечером старательно свёртывает, зачехляет его. Закрывшись однажды на ночь, цветок утром появляется в обличье пушистого шарика.
Вызывайте у ребёнка интерес к живым цветам и составлению из них букетов или простейших композиций с использованием листьев и побегов комнатных растений, цветущих и нецветущих веток.

Лето
Обратите внимание ребёнка на красоту окружающей природы.Вызывайте чувство радости и удивления при восприятии разнообразных по форме, строению, цвету растений. Предоставьте малышу возможность увидеть совершенство строения, многообразие цветов, форм, которыми щедро одарила природа мир растений и животных. Проводите с ребёнком «разноцветные» прогулки с целью выделения им из множества цветов и оттенков какого-то одного, наиболее характерного для данного летнего месяца цвета, преобладающего среди растений.

Инициируйте создание семейных «коллекций красоты», собирая вместе с ребёнком красивые камни, кору деревьев и кустарников, мхи и лишайники и т. п. Фотографируйте наиболее ярких представителей мира растений и животных, для того чтобы иметь возможность вместе с ребёнком рассматривать эти фотографии и вспоминать об увиденном.
В этих кратких рекомендациях мы постарались обратить внимание родителей на необходимость развития эстетического восприятия ребёнка средствами, которые доступны каждой семье.
Рекомендуем посмотреть:




← Как воспитать ребенка успешным. Консультация для родителей в детском саду | Про собаку для детей 6-7 лет →
![]() |
Автор: Надежда Павловна
Опубликовано: 1602 дня назад (8 ноября 2020)
Просмотров: 2952
Блог: Блог Надежды Павловны
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!