Воспитание дошкольников в традициях музыкального фольклора. Из опыта работы
Из опыта работы музыкального руководителя детского сада. Воспитание в традициях музыкального фольклора
Описание: статья предназначена для педагогов ДОУ: музыкальных руководителей, психологов, родителейЦель: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через музыку»
Задачи:
1. Рассказать об условиях приобщения к традиционной народной культуре и ознакомлению народными традициями через систему музыкально-образовательного процесса в ДОУ.
2. Использовать народный музыкальный фольклор с детьми в различных видах музыкальной деятельности.
3. Использовать различные формы работы с педагогами, социумом родителями.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои музыкальные способности, формирует свою индивидуальность. Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
Таким образом, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Развитие музыкальных способностей является сложным и длительным процессом. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн – в 4 года, Я.Л.Ф. Мендельсон – в 5 лет.
Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что называется зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и не приводит к формированию новых умений и навыков.
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека.
Парциальной программой детского нашего детского сада в детском саду «Рябинка» является программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Авторы О.Л. КНЯЗЕВА, М.Д. МАХАНЕВА.
Эта образовательная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанная на их приобщении к истокам русской народной культуры.
Детский фольклор – это особенная область устного народного творчества, куда входит материал из разных источников.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет святое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни, о людях. Он отражает обще интересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.
Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
Противоречия:
а) Между большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и ограниченным его использованием в практике работы с детьми.
б) Между тенденциями развития современной мировой и отечественной культуры и необходимостью сохранять и передавать богатство традиционной народной культуры.
в) Между сложившейся в семье культурой быта и повседневностью, и прививаемой в ДОУ традиционной народной культурой.
Поэтому передо мной в работе встали определенные цели и задачи.
Цель: познакомить и приобщить детей к русскому народному творчеству, через использование фольклора.
Задачи:
1. Создать условия в ДОУ для приобщения детей к фольклору.
2. Познакомить с музыкальными произведениями русского фольклора с использованием наглядного материала, икт.
3. Создать систему взаимодействия с педагогами ,социумом , семьями воспитанников, способствующую приобщению к истокам русской народной культуры.
Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. Она отличается от песен других народов своей многогранностью, полифоничностью, многоголосием.
За последние 5 лет предметно - развивающая среда в нашем ДОУ, пополнилась : русскими народными костюмами, фонотекой по фольклору на электронных носителях, музыкальными народными играми, методическими разработками сценариев фольклорных праздников, русскими народными инструментами, нотным материалом по теме исследования.
Создаются оптимальные условия для проведения образовательной деятельности. Интерактивные доски, применение ИКТ в ДОУ: познавательных видеороликов , презентаций, компьютерных игр - все это позволяет современному музыкальному педагогу шагать в «ногу со временем» и работать с детьми по-особенному: с позитивом,творчески.
Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.
Детский музыкальный фольклор несет в себе огромный воспитательный потенциал, отвечая таким принципам педагогики, как доступность, культуросообразность, природосообразность.
Большинство фольклорного материала, я связываю с музыкой на музыкальных занятиях в процессе форм организаций с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Это беседы, «музыкальные и творческие гостиные», «папки-передвижки», «музыкальный лепбук». О некоторых известных музыкальных произведений, связанных с р.н. фольклором дети узнают из видеороликов, картин, фотографий, рассказов, стихов, художественных иллюстраций.
Проводятся беседы и экскурсии в наш мини-музей «Русская изба», где ребята с удовольствием рассматривают предметы быта, простых людей, живших в то далекое время. Там можно прикоснуться к деревянной и глиняной посуде, игрушкам, поделкам, мебели того далекого времени.
Там же ребята прослушивают р.н. песни, хороводы, наигрыши, частушки. Сами играют на музыкальных инструментах: деревянных ложках, палочках, колокольчиках, трещетках. Так же включаю в репертуар музыкально-образовательного процесса в ДОУ календарные и обрядовые праздники, развлечения,досуги.
«Осенняя ярмарка», «Посиделки на Покров», «Колядки», «Масленица», «Жаворонок прилетел», «Березка». Эти фольклорные праздники стали традиционными для нашего детского сада. Во всех группах детского сада я использую маленькие попевки, песенки, прибаутки «Ладушки», «Петушок». Песенки просты и легко поддаются исполнению. Обилие гласных и интересное содержание приводит к простому протяжному исполнению. В старших и подготовительных группах многие народные песни использую так же в качестве распевок: «Скок-скок-поскок», «Лиса по лесу ходила», «Два кота», «Заинька».
Стараюсь использовать для детей в своем репертуаре песни различного характера: лирические, шуточные, хороводные. Так же включаю в репертуар своей работы различные р.н. хороводы, частушки, инсценирование знакомых песен: «Как у наших у ворот»,«В огороде бел козел», «Я на горку шла».
Разучиваем мы с ребятами среднего и старшего дошкольного возраста р.н. танцы, и хороводы. Работа более 10 лет ведется по программе музыкально-ритмического воспитания А.И.Бурениной
«Ритмическая мозаика»
Все атрибуты к танцам, одежду, предметы для исполнения подготовила благодаря Администрации детского сада и родителей выпусков детей прошлых лет. Любят ребята очень петь частушки под известные р.н. наигрыши «Барыня», «Ах, вы сени», «Камаринская». А так же играть в оркестре на известных русских народных шумовых инструментах.
Весь репертуар рекомендован программами «Приобщение к истокам русской народной культуры» и «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Г.Зацепиной, Г.Е.Жуковой.
Он легок и доступен в понимании детей ,интересен по содержанию и сюжету. А так же соответствует определенному возрасту. Дети быстро все запоминают, у них развивается память, воображение, логическое мышление, творческая фантазия. Итогом работы с русским народным материалом становится театрализация русских народных сказок, празднование концертов для родителей и коллектива ДОУ.
Методика приобщения и родителей в области фольклора выстраивается с использованием таких форм работы, как открытые доминантные, комплексные или интегрированные музыкально - фольклорные занятия, проектная деятельность в ДОУ, праздники, музыкальные досуги, развлечения, музыкально-театрализованная деятельность. Семейные встречи - посиделки, толоки, чаепития, на которых родителям можно показать особенности вокально-инструментального музицирования и народного игрового творчества.
Одними усилиями музыкального руководителя , без поддержки родителей воспитанников , трудно добиться желаемых результатов в музыкальной деятельности. Поэтому, я общаюсь с родителями, рассказывая о накопленном ребенком опыте музыкальных впечатлений и представлений, привлекаю самих к участию в фольклорных праздниках, чаепитиях, концертах.
Вывод
Основываясь на своем опыте работы, могу сказать, что русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, музыкальное произведение, танец, русское поэтическое слово становятся близкими им и любимыми, способствуют воспитанию в детях любви к своей Родине, к родной природе, к национальному искусству, развитии интереса к истории народа, его быта.
Спасибо!
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс. Музыкальный инструмент «Шейкер» из бросового материала Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию Развитие вокально-хоровых навыков у старших дошкольников Проект для средней группы детского садаПохожие статьи:
Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой с детьми от 3 до 5 лет
← Музыкальный проект в подготовительной группе детского сада | Музыкально-педагогический проект в средней группе детского сада по сказке Колобок →
Автор: Татьяна Алексеевна Теселкина
Опубликовано: 719 дней назад (14 ноября 2022)
Просмотров: 2388
Рубрика: Статьи
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (2)
|
|
||
|