Внеклассное мероприятие «Россия - Родина моя», 6 класс. Конспект
Конспект внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию «Россия, Родина моя!»
I. Вступительное слово «Русская патриотическая лирика».
Ведущий. Великое множество стихотворений написано поэтами о России - старой и новой, воюющей и созидающей, скорбной и радостной, устремленной и думающей...Одной из самых важных проблем русской патриотической лирики стало преодоление противоречия между Россией дореволюционной, послереволюционной (советской) и нынешней - демократической.
Что из того, что было в русской жизни, безвозвратно отошло в прошлое, а что не подвержено времени и навсегда должно оставаться в нашем народе? Каково ваше мнение, ребята, по этому поводу?
Отыскание меры взаимодействия нового и вечного до сих пор остается творческой и человеческой задачей номер один для всех поэтов, пишущих о России. Вообще патриотическая тема в поэзии, может быть, самая сложная. Когда читаешь стихи о Родине, сразу видишь, чего стоит их автор и как поэт, и как человек. Тут есть одна серьезная опасность, которая подстерегает смельчаков, дерзнувших дать себе и читателю отчет в своих чувствах к Родине. Предмет переживаний - огромен, поистине необъятен, и очень часто (гораздо чаще, чем хотелось бы) поэты малодушно устремляются по линии наименьшего сопротивления, упрощая себе задачу, выдавая свою восторженную односторонность за единственно правильный подход к столь ответственной теме. И уже как бы само собой разумеется, что стоит только зарифмовать свою любовь к Родине, как цель достигнута и все задачи решены. Но при этом (тоже как бы само собою) забывается нечто важное, а именно то, без чего и подступаться-то к патриотической теме нельзя, - необходимость нравственного очищения, сознание гражданской ответственности перед такой темой.
Душа настоящего поэта делается строгой к себе, вся как-то собирается, становится опрятнее и чище, когда ею овладевает дума о Родине. Этому учит почти двухвековой опыт русской классики, которая еще со времен А. Н. Радищева заповедала: «Человек, человек потребен для ношения имени Сына Отечества!» Русская патриотическая лирика в лице В. Маяковского, С. Есенина, Н. Заболоцкого, А. Твардовского, Н. Рубцова, Н. Тряпкина и других вполне усвоила эту великую нравственную заповедь.
Сегодня вы представляете стихи, которые наиболее всего выражают ваши чаяния, отвечают вашим чувствам, которые вы испытываете по отношению к своему Отечеству, к своей Родине, ее великой и славной истории. И во всех решающую роль помимо художественного уровня, конечно же, играет наличие в каждом произведении мотива ответственности перед Родиной и требовательности к себе. Именно такая задача ставилась перед вами в поиске и подборе стихотворений для чтения на нашем поэтическом вечере «Россия, Родина моя!».
II. Чтение стихотворений о Родине учащимися.
Ведущий. Мы готовы выслушать и принять те стихотворения, которые вы хотели бы представить. Читайте: пусть ваш вкус, собственные наклонности подскажут, кого предпочесть. Но главное - учитесь ответственности перед Россией. Большинство поэтов, которых вы будете представлять здесь, всей своей судьбою заслужили высокое право преподать нам уроки нравственно чистого и граждански требовательного патриотизма.Стихи А. А. Ахматовой (1899-1966).
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
* * *
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
23 февраля 1942
Родная земля
И в мире нет людей
бесслезней,
надменнее и проще нас.
1922
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем.
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней.
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею.
Ленинград, 1961
Стихи Марины Цветаевой (1892-1941).
Родина
О неподатливый язык!
Чего бы попросту - мужик,
Пойми, певал и до меня:
«Россия, родина моя!».
Но и с калужского холма
Мне открывалася она –
Даль, тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!
Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь –
Рок, что повсюду, через всю
Даль - всю ее с собой несу!
Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись
Домой!» Со всех - до горних
звезд
Меня снимающая мест!
Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.
Ты! Сей руки своей лишусь, -
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля –
Гордыня, родина моя!
Стихи Алексея Недогонова (1914-1948).
Дорога моей земли
Холмы и курганы
вблизи и вдали –
мозоли войны
на ладонях земли.
На всех расстояньях
шумит чернобыл –
от ханской орды
до фашистских могил!
Разрой чернозем
и взгляни:
что ни шаг –
над костью монгольской
тевтонский шишак,
французские ружья
с суглинком в стволе
(цейхгауз бесславья,
зарытый в земле)...
Оружье и череп –
гробница врагов.
Над нею комбайн
и пшеница веков,
и тридцать железных
бессмертных ветров
над башнями
танкеров и крейсеров.
Земля моя знала
веселие бед,
столетья нашествий,
мильоны побед.
... Мы солнце куем,
и не ведаем мы,
когда нашу землю
поранит фугас,
но знаем –
тогда уж возникнут холмы
на том континенте,
что выстрелит в нас.
Мы,
веря всю жизнь
в справедливость свою,
в любую невзгоду –
под Млечным Путем –
пощади не просим
в открытом бою,
а в гневе
прощенья врагам
не даем!
Учащиеся читают те стихотворения, которые им понравились.
III. Заключение.
Ведущий. России мы посвятили сегодняшний поэтический вечер. Мы испытали такие минуты, когда раздумья об отчизне сияли в наших душах, как звезда. Мы пережили за этот час чуть ли не всю жизнь России. И в каждом вашем выступлении были слышны ноты ответственности за ее судьбу, а чувства ваши были пронизаны глубочайшей любовью к России.Россия! Гордясь тобой или скорбя,
Всегда, вовеки, с чувством ранним,
Люблю тебя, люблю тебя
Всем пламенем и всем дыханьем.
И. Сельвинский
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий игровой программы ко Дню Земли для 5-7 класса Игра "Найди клад" для учащихся 5-7 классов Внеклассное мероприятие по профилактике табакокурения, 6 класс Тест о России для школьниковПохожие статьи:
Стихи о родине России для детей 2 - 4 класса
Материал по теме «Россия - Родина моя!». Начальная школа
Рассказ про Гагарина для детей 3-4 класса
Автор: Василиса Петровна Павлова
Опубликовано: 1013 дней назад (12 февраля 2022)
Просмотров: 1930
Рубрика: Сценарии школьных праздников
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|
||
|