Математические игры для 1 класса на тему «Геометрические фигуры»
Математические игры для 1 класса на ознакомление с геометрическими фигурами
Одна из задач математики в первом классе состоит в том, чтобы ученики различали такие геометрические фигуры, как круг, треугольник, квадрат, находили эти фигуры в окружающей обстановке. Эти задачи решаются в учебном процессе, во время проведения игр на уроке и вне его.Все эти игры проводятся в течение всего учебного года в следующей последовательности: игры на распознавание фигур, на выкладывание фигур по названию, на вычленение фигур из рисунка, на преобразование фигур в рисунки, на составление рисунков из знакомых детям геометрических фигур.
Приведем дидактические игры на изучение геометрических фигур в той же последовательности.
1. Угадай, какая это фигура
Дидактическая цель. Распознавание геометрических фигур.Средства обучения. Геометрические фигуры из картона.
Содержание игры. Идет соревнование по рядам (командам). Побеждает та из них, которая набрала больше звездочек за правильные ответы. Учащиеся поочередно выходят к доске и становятся спиной к классу, отводя руки за спину. Учитель вкладывает ученику в руки геометрическую фигуру, а тот должен назвать фигуру и сосчитать ее элементы (число углов, сторон и т. д.).
Ответивший правильно получает звездочку и садится на место. Вызывается ученик из второго, третьего ряда.
2. Составь узор
Дидактическая цель. Выявление умения различать предметы по цвету, форме, расположению.Средства обучения. Набор из 9 фигур: 1 красный круг, по 2 желтых и зеленых треугольника, по 2 красных и синих квадрата.
Содержание игры. Учитель предлагает одному из учеников составить узор на магнитной доске, другим — у себя на парте. С этой целью он дает следующее задание: разместить на середине магнитной доски (или столе ученика, или листке бумаги) красный круг, вверху и внизу от круга — 2 желтых треугольника, справа и слева — 2 красных. Правее этого узора учитель предлагает выложить другой: круг посередине, 2 красных и 2 синих квадрата расположить от круга по углам, вверху и внизу — красные, справа и слева — синие квадраты.
Затем он просит составить любой узор из фигур и расположить его слева от первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них, в двух, в трех узорах.
3. Составим разноцветный поясок
Дидактическая цель. Распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений.Средства обучения. Набор из геометрических фигур.
Содержание игры. Учащиеся по заданию учителя выкладывают на чистый лист бумаги круги, квадраты, треугольники: посередине — красный круг, справа от него — зеленый треугольник, слева — желтый, справа от зеленого треугольника — синий квадрат, слева от желтого треугольника — красный круг и т. д. В результате получается разноцветный поясок.
4. Загадки Буратино
Дидактическая цель. Формирование умения различать геометрические фигуры в рисунках различных предметов.Средства обучения. Иллюстрации: Буратино, рисующий круг, квадрат, треугольник; изображение цыпленка, составленное из двух разных кругов (голова, туловище), двух разных треугольников (клюв, хвостик).
Содержание игры. Учитель закрепляет на доске первую иллюстрацию — Буратино — и спрашивает:
— Как зовут героя сказки, который пришел к вам в гости? (Буратино.)
— Перечислите и покажите, что он нарисовал. (Круг, квадрат, треугольник.)
Затем учитель закрепляет на доске условный рисунок цыпленка и выясняет:
— Сколько кругов вы видите на этой карточке? (Два.) Покажите их. Они одинаковые? (Нет, разные.)
— Какие еще фигуры в рисунке цыпленка вы здесь узнаете? (Треугольники.) Сколько их? (Два.) Они разные? Да.) Покажите большой, а потом маленький.
5. Загадки Веселого Карандаша
Дидактическая цель. Формирование умения сравнивать предметы по форме.Средства обучения. Рисунки из геометрических фигур.
Содержание игры. Учитель сообщает детям, что Веселый Карандаш нарисовал картинки, составленные из геометрических фигур, но не закончил их. Он предлагает угадать, каких геометрических фигур недостает в каждом рисунке, и дорисовать их.
6. Придумай еще
Дидактическая цель. Формирование умения дорисовать (квадрат, треугольник) до какого-либо знакомого предмета.Средства обучения. Иллюстрации: Буратино, рисующий круг, квадрат, треугольник; рисунки «солнышко», «печенье», «флажок», сделанные на основе круга, квадрата, треугольника.
Содержание игры. Учитель закрепляет на доске иллюстрацию с Буратино и проводит беседу:
— Кто опять пришел к нам в гости? (Буратино.) А как вы назовете его верхний рисунок? (Круг.)
Справа от круга учитель ставит еще один рисунок, «солнышко», и спрашивает:
— Что же получилось у Буратино из круга? (Солнышко.)
— Буратино предлагает вам загадку — какие предметы можно еще нарисовать на основе круга? (Арбуз, яблоко, помидор и т. д.)
Такая же работа проводится по двум следующим рисункам, один из которых («печенье») напоминает квадрат, а другой («флажок») получен из треугольника.
Обе игры развивают наблюдательность, смекалку, позволяют проводить сравнение предметов по форме и размеру. Дети могут самостоятельно составить какой-либо условный рисунок из геометрических фигур.
7. Друзья-игрушки
Дидактическая цель. Уточнение и формирование умения сравнивать предметы (по цвету, размеру, форме, взаимному расположению), умения воспроизводить последовательность чисел и вести счет предметов от 1 до 10.Средства обучения. Условный рисунок стоящего в лесу домика, «построенного» из геометрических фигур; рисунки (или игрушки): зеленый крокодил, оранжевая лиса, коричневый медведь, Чебурашка, белый медвежонок, серый заяц и др.; геометрические фигуры для «строительства» домика: 2 больших синих квадрата и 2 маленьких белых, 1 коричневый треугольник.
Содержание игры. Игра проходит в форме беседы. Учитель говорит: «Сейчас мы с вами поиграем», — и закрепляет на магнитной доске условный рисунок домика в лесу (можно нарисовать его цветными мелками на доске).
— Посмотрите, какой лес! А что виднеется за елочками? (Домик.)
— Какого цвета этот домик, его окна и крыша? (Домик синий, окна белые, а крыша коричневая.)
— Из каких фигур состоит домик? (Из треугольника и квадратов.)
— Сколько треугольников пошло на «строительство» домика? (Один.) Какую форму имеет крыша? (Треугольную.)
— Сколько квадратов потребовалось для домика? (Четыре.) А для его стены? (Два.) Какие эти два квадрата по размеру? (Одинаковые.)
— Сколько окон у домика? Два.) Какие они по форме? (Квадратные.) Сравните по цвету квадраты, из которых составлены стена и окна домика. (Квадраты для стены синие, а для окон белые.) А еще чем они отличаются? (Квадрат для стены большой, а для окна маленький.)
— Сумеем ли мы «построить» такой же домик? — спрашивает учитель и выставляет на доске необходимый материал: два больших синих квадрата и два маленьких белых, один коричневый треугольник.
Дети строят из них домик, и каждый должен назвать ту геометрическую фигуру, которую он берет в руки. Затем учитель последовательно выставляет на доске рисунки игрушек (зеленого крокодила, оранжевой лисички, коричневого медведя), каждый раз повторяя:
— Тук-тук! Кто в домике живет?
— Это я, крокодил Гена.
— Ия, — сказала Лисичка-сестричка.
— Ия, — промолвил Медведь.
— А вот еще кто-то выглядывает из окошка, — говорит учитель и выставляет на наборном полотне Чебурашку.
— Знаете ли, дети, кто это? (Чебурашка.)
— Жили они дружно, но всем стало скучно. А недалеко был городок игрушек (на наборное полотно выставляются другие игрушки). Однажды Чебурашка предложил пойти к ним в гости. С какими же игрушками они встретились? (Дети называют игрушки, их число и цвет: оранжевая лисица, белый медвежонок, серый заяц и т. д.) Всем стало весело, и все благодарили Чебурашку.
8. Что изменилось?
Дидактическая цель. Уточнение и дальнейшее изучение числовых и пространственных представлений, направлений движения.Средства обучения. Рисунки игрушек.
Содержание игры. Учитель рисует на магнитной доске числовую лесенку или выкладывает ее из полосок бумаги. Затем он закрепляет на лесенке рисунки игрушек. Дети должны назвать и сосчитать игрушки (на одной, двух, ... всех ступеньках), определить положение их относительно друг друга: «Выше медведя на лесенке стоит заяц. Слева от лисицы сидит белка». И т. д.
Учитель предлагает детям закрыть глаза и меняет местами, например на нижней ступеньке, два крайних рисунка. Открыв глаза, ученики замечают, что правый и левый рисунки поменялись местами. Аналогично можно переставить какой-то верхний и нижний рисунки игрушек, что дети могут прокомментировать так: «Заяц опустился по лесенке сверху вниз. Мишка поднялся по ней снизу вверх». И т. д.
9. Веселый поезд
Дидактическая цель. Обеспечить свободное владение последовательностью чисел от 1 до 10 и прочные навыки счета, сознательного усвоения образования числа прибавлением 1 к предыдущему числу и вычитанием 1 из следующего за ним при счете, сравнение числа на основе сопоставления двух групп предметов.Средства обучения. Рисунки 10 цветных вагонов, в которых едут герои сказок; таблички с числовыми фигурами.
Содержание игры. На доске учитель закрепляет по одному несколько рисунков вагонов. Дети перечисляют их цвет и находящихся в них героев сказок, отвечают на вопросы: «Какой вагон находится слева от зеленого? справа от желтого? между голубым и красным?», «Кто едет за Красной Шапочкой? между Винни-Пухом и Петушком — Золотым гребешком?» И т. д. При счете вагонов они вспоминают название и последовательность чисел от 1 до 10. Изменение числа и последовательности вагонов способствует совершенствованию полученных детьми знаний и умений. Затем учитель вновь расставляет по одному рисунки пяти, потом десяти вагонов, а ученики проговаривают образование чисел: один да один — два, два да еще один — три и т. д.
«Составив поезд», учитель вкладывает поочередно или произвольно в карманы (их надо сделать заранее из бумаги или прозрачной пленки и закрепить в нижней части каждого рисунка вагона) на этих рисунках таблички с числовыми фигурами. Ученики считают число фигур и показывают карточку с соответствующей числовой фигурой. Затем они определяют, какой из двух номеров вагонов больше, какой — меньше. Аналогично — по одному — учитель «отцепляет» вагоны, а дети проговаривают: «Десять без одного — это девять, девять без одного — восемь». И т. д. Потом дети составляют на доске «свой поезд», закрепляя рисунки в ином порядке, и вновь определяют номера всех вагонов.
Рекомендуем посмотреть:
Игра - путешествие по математике, 1 класс. Конспект Роль дидактических игр в развитии математических способностей младших школьников 6-8 лет Игры по математике для 2 класса на тему «Числа от 1 до 100»Похожие статьи:
← Развивающие игры по ПДД в старшей группе | Игры по математике для 2 класса на тему «Числа от 1 до 100» →
Автор: Василиса Петровна Павлова
Опубликовано: 421 день назад (28 сентября 2023)
Просмотров: 1948
Рубрика: Без рубрики
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!