Автоматизация звуков в речи. Консультация для родителей
Рекомендации родителям по автоматизации звуков в речи. Старшая группа
Когда «поставлен» звук, то есть сформирован навык правильной артикуляции и ребёнок может изолированно правильно произнести звук (например, [с], [л] или [р]), наступает этап автоматизации.Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Нужно последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь.
Здесь перед Вами – родителями – стоит непростая задача: ребёнку надо помочь закрепить новый навык в речи и скорее «затормозить», «забыть» дефектное произношение. В детском саду и логопед, и воспитатели бесконечно «поправляют» речь ребёнка и очень важно, чтобы дома требования к речи ваших детей были такие же.
Необходимо соблюдать следующие этапы по автоматизации звуков.
Последовательность автоматизации звуков: автоматизация изолированного звука, автоматизация звука в слогах, автоматизация звука в словах, автоматизация звука в словосочетаниях, фразах, автоматизация звука в стихах, автоматизация звука в текстах, рассказах, автоматизация звука в самостоятельной речи.
1) Сначала звук необходимо закрепить изолированно, т.е. отдельно от всех других звуков. Нередко нормально слышащие дети неправильно произносят некоторые звуки потому, что не различают их на слух. Тогда на первых порах преимущественно пользуются зрительным анализатором, т.е. показывают ребенку артикуляцию звука и одновременно произносят звук. Сидя перед зеркалом, чтобы ребенок видел лицо взрослого и свое лицо, и контролируя правильность артикуляции. Разумеется, автоматизировать звук изолированно нужно в игровой форме: «Как шипит змея? А чья змея шипит дольше – твоя или моя? ШШШШШ».
2) Потом закрепляем произношение звуков в слогах. При автоматизации в слогах, мы соединяем согласный звук с гласными. Например, звук [c]:
- сначала в прямые слоги: са, со, су, сы;
- затем в обратные: ас, ыс, ос, ус;
- далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асо, асы, ысы, ыса, и, наконец,
- в слоги со стечением согласных (берутся те согласные, которые не нарушены у ребёнка): ста, спа, смы, смо, сну, ско и т.п.
Автоматизацию звука в слогах проводим в форме игровых упражнений. Приведу примеры:
«Здравствуй, пальчик!»
Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными пальчиками, при этом ребёнок каждый раз произносит одинаковые или различные приветствия: слоги су, сы, са или другие.
«Закончи слово»
Взрослый заранее подбирает и раскладывает 6 – 8 картинок, названия которых заканчиваются су, сы, са, со. Он произносит начало слова, а ребёнок договаривает последний слог и берёт картинку себе. Если он ошибается, картинку забирает взрослый. Примерные картинки для игры: ли – са, ве – сы, ча – сы, о – са, бу – сы, коле – со, колба – са и др. Можно обойтись и без картинок, в таком случае взрослый начинает слово, а ребёнок договаривает.
3) Автоматизация звуков в словах – принцип тот же, что и в слогах: берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). Чтобы автоматизация звука в словах прошла успешно, ребёнку должно быть предложено не менее 60 – 90 картинок, т.е. за занятие он должен произнести столько слов с автоматизируемым звуком. Здесь можно применять следующие игры:
«Посчитай предметы»
Нужно сосчитать до 10 (или больше, в зависимости от возможностей ребёнка) предметы, изображённые на картинках (если показываются картинки) или названные слова (если картинок нет), например: одна рубашка, две рубашки, три рубашки… и так далее.
«Собираем бусы»
Перебирать бусы, нанизывать бусы, при этом одновременно произносить слова с автоматизируемым звуком.
4) Автоматизация звуков в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности, в какой автоматизировались слова. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребёнком звуки.
Сначала взрослый придумывает предложение, а ребёнок повторяет его. Затем ребёнок по предложенной картинке самостоятельно составляет предложение. Если ребёнок затрудняется в составлении предложений, то задаются наводящие вопросы. Необходимо приучать ребёнка точно выражать свои мысли, составлять полные, распространённые предложения, разнообразные по содержанию и структуре. Так одновременно с автоматизацией звука в предложениях производится работа над их структурой, над преодолением аграмматизмов.
5) Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях подбирается соответствующий материал. Придумывать чистоговорки можно вместе с ребёнком. Например: «Са-са-са – у Сони длинная коса» – говорит взрослый. Потом он только называет слоги (са-са-са), а ребёнок в рифму придумывает свое предложение («Под сосной сидит лиса»).
6) Вся эта работа способствует развитию речи, а также памяти, мышления. Некоторые дети уже после введения звука в потешки, стихотворения начинают правильно употреблять его в собственной речи. Другим же необходима автоматизация звука в рассказах. Из различных сборников подбираются небольшие по объёму рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Взрослый читает рассказ, потом задаёт ребёнку вопросы, требуя полных ответов. Затем ребёнок пересказывает текст. Постепенно у него формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии последовательных картинок, из личного опыта.
Рекомендуем посмотреть:
Упражнения для развития речи у дошкольников. Автоматизация звука Ш в речи Конспект подгруппового занятия - путешествия в старшей группе ДОУ. Автоматизация звука Л Дидактическая игра для детей дошкольников 4-7 лет в детском саду Дидактическая игра для детей 4-6 лет: «Кто быстрей?»
Автор: Оксана Вячеславовна Блинова
Опубликовано: 1377 дней назад (15 февраля 2021)
Просмотров: 1038
Рубрика: Советы для родителей
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!