Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

 

Творческий конкурс для педагогов «Интересная Зима»

 

Творческий конкурс для педагогов и детей «Благодатная Осень»

Конспект урока ИЗО, 4 класс. Многообразие художественных культур в мире

Урок ИЗО в 4 классе. Тема: «Каждый народ – художник»
Изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
(УМК Школа России)

Автор: Иконникова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ
Класс: 4
Раздел «Каждый народ – художник»
Тема: Многообразие художественных культур в мире
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Цель: Формирование представлений о богатстве и многообразии художественных культур мира; обобщение и систематизация пройденного материала.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование навыков сопоставления, анализа, обобщения, осознание взаимосвязи условий жизни человека и его художественной реализации, умение проследить эту взаимосвязь и объяснить ее.
2. Повторение и закрепление знаний детей по изученной теме, а также умений и навыков рисования.
Развивающие:
3. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, мелкой моторики, умения компоновать желаемое изображение на заданном размере (центральной части тарелки).
4. Формирование интереса к искусству других народов.
Воспитательные:
5. Формирование уважительного отношения к культуре других народов, бережного отношения к результатам своего труда.
6. Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуре, восприятие и уважение ручного труда.
УУД:
Личностные:
1. Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
2. Формирование основ гражданской идентичности, истории родного края.
Регулятивные:
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
4. Формировать умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Познавательные:
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и связей построения рассуждений;
7. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
Коммуникативные:
8. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Материалы и оборудование учителя: ИКТ (презентация к уроку), образцы готового изделия (тарелки из соленого теста), гуашь, палитра, баночка с водой, кисти 2 и 3, лист бумаги, доска для того чтобы закрепить лист вертикально, кнопки.
Материалы учеников: изготовленная ими тарелочка из соленого теста, кисти, гуашь, палитра, баночка с водой, клеенка на столе, бумажные салфетки для промокания.
Ход урока:
1. Организационный момент Определение к деятельности.
- Здравствуйте ребята! На предыдущих уроках вы познакомились с художественной культурой разных народов. Сегодня мы попробуем обобщить и закрепить ваши знания.

2. Актуализация знаний
- С культурой каких народов вы знакомились? (Япония, Древняя Эллада, народы степей и гор, города в пустыне и средневековая Европа).
- А что же такое «художественная культура», как вы можете раскрыть это понятие? (ответы детей). Вывод учителя: «Художественная культура - это одна из сфер общественной культуры, суть которой, творческое отображение природы, общества и его жизнедеятельности в художественных образах».
- В чем же проявляется художественная культура? (в быту, в искусстве: живопись, графика, скульптура, литература, музыка, танец, архитектура, театр, кино, цирк, декоративно-прикладное искусство, художественная фотография).
- Одинакова ли художественная культура разных народов? От чего это зависит? Я предлагаю вам проверить, как вы знаете культуру изученных народов и ее особенности. Вы меня внимательно слушаете, а потом отвечаете на вопросы.
1. Здесь запрещено сейчас строительство высоких домов, которые могли бы заслонить эллинский кремль. Он царит над современным городом как свидетельство величия культуры этого народа, как памятник становления европейской цивилизации (слайды)
- О каком городе говорится в тексте? (Афины)
- О культуре какого народа? (Древние греки)
- Что это за Кремль? (Акрополь)
2. Этот народ не только чуткий, но и отзывчивый к смене времен года. Подчиняясь календарю, он старается есть определенную пищу, носить определенную одежду, придавать должный облик своему жилищу. Любит приурочить семейные торжества к знаменательным явлениям природы: цветению сакуры или осеннему полнолунию, любит видеть на праздничном столе напоминание о времени года: ростки бамбука весной или грибы осенью.
- Назовите страну, о которой идет речь в тексте, и её жителей. (Япония, древнее имя -Ямато- «путь гор», японцы)
- Как очень часто называют Японию другие народы? (Страной восходящего солнца).
Почему возникло такое интересное название? (Японские боги Изанаги и Изанами произвели на свет дочь Аматерасу – лучезарную богиню солнца.)
3. История этого праздника уходит в глубь столетий. Он проходил при огромном стечении народа и превращался в настоящее национальное торжество. Во время проведения праздника объявлялось «священное перемирие», которое соблюдалось в течение 3-х месяцев. Это мероприятие проводили 1 раз в 4 года - в високосный год, продолжалось оно 5 дней (слайды).
- О каком празднике здесь говорится? ( Об Олимпийских играх)
- Кому приписывают честь основания этого мероприятия? (Гераклу)
4. Это самостоятельный вид искусства. Цель работ – выражать красоту природы, создавая композиции из цветов, керамики и др. предметов. И это средство самовыражения. Даже используя одни и те же материалы, люди могут вложить в них разные настроения (слайды).
- Назовите вид искусства. (Икебана)
- В какой стране оно появилось впервые? (В Японии)
5. Легкая разборная постройка, являющаяся прекрасным произведением архитектуры. Это наиболее удобное жилье для кочевой жизни. Войлочным покровом окутывают легкий каркас из связанных, растянутых гармошкой деревянных решеток и длинных тонких жердей, образующих свод. Деревянные части драгоценны, их берегут и при перевозках упаковывают в нарядные войлочные футляры (слайды).
- Скажите название этой постройки. (Юрта)
6. Где и когда мужчины одевались в обтягивающие трико, а женщины в длинные с грациозным шлейфом юбки? (Во времена средневековья в странах Западной Европы)
- Как назывались стрельчатые соборы того времени? (Готические)
7. Множество куполов придают городу сходство со станом кочевников. Массивные толстые стены говорят, что это хорошо защищенная крепость. Да этот город крепко обосновался и растет, потому что есть вода. Сюда сходятся пути многих караванов. Здесь отдых и встреча. (Самарканд древнейший город Средней Азии, ему более 600 лет, ныне Узбекистан).
- Молодцы, вы очень хорошо усвоили особенности художественной культуры разных народов.

3. Самоопределение к деятельности
- А знаете ли вы, какое сооружение нашего города несет свою историю еще со средневековья? (Чертово Городище). Что вы можете рассказать о таинственной башне? (ответы детей). Как вы думаете, почему я спросила вас о ней?
- Верно, сегодня мы изобразим ее, но в несколько необычной форме. Так как Чертового Городище является символом Елабуги, я предлагаю вам сделать сувенирные тарелочки с его изображением. Это будет замечательный подарок для дорогих вам людей, сделанный своими руками, либо чудесное украшение вашего дома. Мы с вами заранее изготовили тарелочки из соленого теста, к сегодняшнему дню, они у нас высохли. Наша задача их расписать. В окантовке тарелки вы можете проявить фантазию, творчески себя реализовать. А на центральной ее части будет изображено Чертового Городище.
- Это лишь одна из восьми башен белокаменной мечети сооруженной в XII в. Она была отреставрирована в1860-е годы. Посмотрите, как выглядела башня до реставрации (слайд).
- Почему же ее называют "Чертово городище"? По одной из легенд (Логово Змея-оракула) якобы раньше на месте Чертова городища стоял храм древних язычников. Согласно легенде, Чертово городище свое название получило от змея-оракула (или черта), который жил в языческом храме, стоявшем на высокой горе, на правом берегу Камы. Змей-оракул был известен на всю округу (а так же далеко за ее пределами) своими предсказаниями. Ответы оракула славились точностью и потому к оракулу со всех сторон шли те, кто желал узнать судьбу. В качестве платы за предсказания, змею приносились человеческие жертвы из плененных врагов.
- Перед тем, как Булгарское царство было разрушено, этот змей неожиданно куда-то исчез. И напрасно царь того народа спрашивал оракула о том, как спасти свой край и свой народ от тех, кто шел с севера. Ответа не было... Вскоре царь и его народ стали жертвой могущественного неприятеля.
- По другой легенде Подводный камень (Бык) (слайд)
в башне Чертова городища жили жрецы. У казанского профессора Эрдмана по поводу этой легенды читаем, что "...находился недалеко от <Чертова городища> и теперь еще известен под именем Быка <подводный камень>. Вода стремится к нему с противоположного берега с ужасною силою и суда <легко могут>сделаться жертвою волн.<...>жрецы, получив подарки от плывущих по реке Каме, отводили суда их и избавляли от погибели". Действительно, такой подводный камень имел место в Каме у Елабуги, вплоть до начала судоходства по реке. Тогда для судоходности реки и избежания трагедий - камень был уничтожен.
- К периоду покорения Казанского ханства относится одна из известнейших легенд, «Черт, собственной персоной». Понравилась черту поповская дочь. И захотел он на ней жениться. Попу не хотелось дочь отдавать за черта, и пошел он на хитрость. "Построй, черт, - сказал поп, - за одну ночь белокаменную церковь на берегу Камы". Черт с усердием принялся за работу, всю ночь трудился и когда уже почти все закончил, вдруг пропели петухи. Не успел он крышу да крест соорудить. Не исполнил черт воли попа, а значит, и не видать ему поповской дочери. А то, что построил черт, само собой с криком петухов рассыпалось. И по сей день берег Камы, что у подножия городища, усеян огромными камнями...
Отрубленная нога богатыря"... сие здание построено точно Диаволом, о чем в духовном правлении имеются записки, что замок сей как-то был действительно осаждаем неким богатырем, которому по приступе отрубили ногу, и оная доселе хранится на паперти церковной".
- Ребята, я приготовила вам несколько изображений «Чертова городища», с разных ракурсов и в разное время года (слайд). Продумайте, как именно будет выглядеть ваша работа. Определитесь с композиционным решением и приступайте к работе.
4. Практическая работа учеников
Учитель демонстрирует подготовленные образцы тарелок, сделанных обучающимися в рамках урока технологии. Ставит учебную задачу по росписи тарелок. При необходимости помогает, объясняет, подсказывает ученикам.
- Обратите внимание, для того, чтобы башня выглядела объемной необходимо верно наложить тени (слайд + объяснения учителя: учитель работает красками на листе бумаги, показывая верную технику нанесения полутени, тени и падающей тени; также помогает ученикам индивидуально, на примере их работ).



5. Подведение итогов:
- Чем мы сегодня занимались?
- Что нового вы узнали?
- Что вам особенно понравилось или может быть не понравилось?

6. Рефлексия
- Оцените свою работу.
- Нужно ли что-то дополнить?
Дома вы можете покрыть работу лаком. Можете пофантазировать и в подобной технике выполнить и другие работы.
Выставление оценок учениками, оценка одноклассниками, оценка учителя.
Спасибо за урок!
Самоанализ урока
Вопросы для анализа
I. Психологическая оценка структура урока Сильные / слабые стороны урока
Урок прошел в соответствии с планом У некоторых детей не было красок и кистей. Что-то дала я, что-то одноклассники.

II. Психологическая оценка содержания урока
1. Качество учебного материала
Формы и методы работы: Объяснительно-иллюстративный, практический; групповая и индивидуальная работа.
Оборудование и материалы: Интерактивная доска, презентация, тарелочки из теста, краски, кисти, палитра, стаканчик с водой (сменная вода в бутылке).
2. Активизация познавательной деятельности учащихся.
Были использованы: образная память, воображение, ручной труд, мелкая моторика, внимательность, сосредоточенность, умение работать по образцу, творческий подход, стремление к самореализации.
3. Урок соответствовал возрастным особенностям познавательной деятельности учеников, их жизненному опыту и уровню знаний.
4. Урок проходил в доступной форме, изложение материала сопровождалось связью с жизнью, примерами, как на интерактивной доске, так и выполнением работы учителем.
5. Воспитательное воздействие изучаемого материала:
Способствовать формированию интереса к культурным традициям своего народа.
Воспитывать творческое начало личности, эстетический вкус.

III. Проявление познавательной деятельности учащихся на уроке и управление ею
1. Организация внимания. Для того чтобы внимание учеников было произвольным, они были сосредоточенны и внимательны структура урока включала переключение внимания с одной работы на другую: восприятие учителя, самостоятельная деятельность, примеры на интерактивной доске и т.д.
2. Организация восприятия. В качестве объекта восприятия учеников выступали: речь учителя, презентация к уроку, готовые поделки, работы одноклассников, образец, выполняемый учителем, собственные работы учеников.
3.Активизация памяти. Задействована наглядно-образная память. Дети не научны работе с палитрой.

IV. Активизация мыслительных способностей школьников.
1. Усвоение знаний осуществлялось индуктивным путем: учитель дал представление об общем ходе работы по изготовлению сувенирной тарелочки, а затем поэтапно вновь ставил задачи и объяснял следующий этап работы. В конечном итоге получилось готовое изделие.
2. Ученики усвоилии достигли поставленные задачи.
4. Творческое мышление активизировалось при росписи тарелки. У детей плохо развито творческое воображение и желание выйти за рамки предложенного. Можно было бы дополнить птицу в небе или цветы на траве, или…

V. Учет учителем индивидуальных особенностей учеников: их способностей, характера, типа темперамента
1. На данном уроке были задействованы все 5 уровней усвоения знаний: Понимание – Узнавание – Воспроизведение – Применение – Творчество.
2. Индивидуальная работа с учениками осуществлялась в ходе всего урока, т.е. учитель не обошел своим вниманием каждого ученика. Кроме того урок ИЗО включает некий элемент свободного характера, позволяющий ученикам совещаться, советоваться и получать помощь учителя. Одна девочка в классе, не слушая учителя, начала работу с черного цвета, полностью покрыв им «башню».

VI. Организация учителем обратной связи
1. Весь урок построен на обеспечении обратной связи между учителем и учеником.
2. Обратная связь носила обучающий характер.
3. Ученики самостоятельно расставили свои работы на 2 стола (1 – «5», 2 – «4»). Коллективно проверяли и корректировали оценки.

VII. Результаты урока
Поставленные цели достигнуты. Ученики познакомились с особенностями создания объемного изображения, реализовали свой творческий потенциал при изготовлении сувенирной тарелочки.
Не все ученики успели закончить работы. Но ученики были очень довольны своими работами, сказали, что закончат их дома. Оценки выставлены по тому, как выполнена работа в данный момент.
Скачать Конспект урока ИЗО, 4 класс. Многообразие художественных культур в мире
Презентация на тему: Многообразие художественных культур в мире

Рекомендуем посмотреть:

Как нарисовать богатыря поэтапно для детей с 9 лет Как нарисовать жирафа поэтапно с фото для детей Как нарисовать дерево поэтапно с фото для детей
Опубликовано: 28 дней назад (30 октября 2020)
Просмотров: 377
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Марина Анатольевна Рылькова # 8 ноября 2020 в 12:23 0
Здравствуйте, Татьяна Сергеевна!
Спасибо за Вашу работу! Мне понравились в ней и четкость изложения материала,и последовательность подачи этапов работы детям, и интересный вариант использования техники соленого теста и его росписи. Желаю дальнейших успехов в Вашем творческом деле!