Дидактическая игра "Времена года" для дошкольников
Дидактическая игра по экологии "Времена года" для детей от 3-х лет
Пояснительная записка к дидактической игре по экологии «Времена года»Актуальность
В настоящее время большинство родителей и детей заняты просмотром телевизоров, играми на планшетах и компьютерах. К большому сожалению, с каждым годом все больше теряется связь человека и природы. Люди реже посещают лес, поля, луга, реже наблюдают явления, изменения в природе.
А ведь ребенку нужно дать возможность вдохнуть запах цветов, поймать на ладошку бабочку, послушать пение птиц, увидеть первые листочки, поймать прохладную капельку дождя, рассмотреть тающую на ладошке снежинку.
Многие дети, пришедшие в детский сад, с трудом могут назвать четыре времени года, мало знают о сезонных изменениях в природе. Не все дети знают и называют дары природы – овощи, фрукты, ягоды, грибы.
В связи с этим создана дидактическая игра «Времена года».
Краткое описание игры
Игру можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Предназначение: игра предназначена для занятий с детьми в возрасте от 3 лет.
Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы программу «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Цель дидактического пособия: ознакомление с окружающим миром и основными явлениями в природе.
Задачи:
- формировать представление детей о чередовании времён года, их характерных особенностях, о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца;
- учить наблюдать за сезонными явлениями и изменениями природе, различать времена года по природным явлениям;
- расширять и обогащает словарь детей по теме «Времена года», «Фрукты»;
- развивать кругозор, память, внимание, восприятие, речь, мелкую моторику;
- упражнять детей в составлении короткого рассказа: «Что изображено на картинке и когда это бывает», расширять словарный запас;
- способствовать формированию математических представлений: счет от 1 до 5;
- воспитывать осознанное и правильное отношение к природе;
Описание пособия
Дидактическая игра представляет собой 4 дерева по временам года и грядка огородная. Деревья обтянуты вязаным полотном, что позволяет легко закреплять липучки Съёмные детали на липучках, изображающие характерные признаки того или иного времени года (овощи, фрукты, снежинки, листья, цветы) и карточки с играми хранятся в коробочке.
Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.
Описание игр для детей «Времена года»
1. Игра «Что не так?»
Задачи: формировать знания о характерных признаках каждого времени года. Развивать внимание.
Ход игры:
Можно разместить несколько несоответствующих временам года деталей на разных деревьях и предложить детям поставить их туда, где они должны находиться. Или устроить соревнования: одни расставляют, а другие решают, правильно или нет.
2. Игра «Когда это бывает?»
Задачи: Закрепить знания детей о природных явлениях. Формировать представления о временах года, о месяцах (для детей старшего возраста). Развивать внимание, зрительное восприятие.
Ход игры:
Задание: Подобрать предметы, соответствующие определенному времени года.
Правила: вспомнить характерные особенности данного времени года. Помогать друг другу в ходе игры.
3. Игра «Найди предмет»
Задачи: учить детей находить указанный предмет среди множества предметов.
Ход игры: Воспитатель выкладывает на дереве разные фрукты и просит ребенка найти, например, яблоко. Или, воспитатель показывает ребенку предмет и просит найти такой же среди других. Аналогично, с грядкой и овощами.
4. Игра «Найди по описанию»
Задачи: учить детей находить предмет по описанию. Развивать сенсорномоторные функции.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти предмет круглой формы, красного цвета, внутри семечки, бывает сладкое, а бывает кислое на вкус.
5. Игра «Четвертый лишний»
Задачи: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Ход игры: Воспитатель выкладывает четыре детали на деревьях или грядке, одна из деталей лишняя, не подходит под общую классификацию. Ребенок должен определить что лишнее, назвать обобщающее слово; назвать время года, к которому относятся выбранные детали.
5. Игра «Что бывает осенью? (летом, весной, зимой)»
Задачи: формировать знания о характерных признаках каждого времени года.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку найти детали, которые относятся к определенному времени года.
6. Игра «Сравни, чего больше»
Задачи: формировать представления о количестве (много – мало, один – много — для детей раннего возраста, счёт от 1 до 10 старшего возраста). Способствовать формированию умения составлять группу из отдельных предметов и выделять из неё один предмет, различать понятия «много» и «один».
Ход игры: Предложить детям (старшего возраста) посчитать, сколько на дереве яблок, а сколько груш. Сравнить чего больше и на сколько. Детям младшего возраста сравнить с помощью слов «один», «много».
7. Игра «Один-много»
Задачи: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном падежах. (Лист-листья, яблоко-яблоки, лимон-лимоны, цветок-цветы)
8. Игра «Назови ласково»
Задачи: Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.
9. Игра «Угадай загадку, покажи отгадку»
Задачи: учить детей внимательно слушать загадку, выделяя в ней характерные признаки предмета (вместе с воспитателем); развитие внимания, памяти, мышления, речи.
Ход игры: Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать загадки. Воспитатель загадывает загадку о каком-то времени года или о предмете, который есть на дереве или на грядке. Дети угадывают загадку, находят и показывают отгадку.
Четыре раза в год они
Земли наряд меняют пёстрый.
Бегут, бегут за днями дни,
Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна, лето, Осень)
Тётушка крутая, белая, седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясёт. (Зима)
Кто, угадай-ка? Седая хозяйка,
Тряхнёт перинки, над миром пушинки. (Зима)
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)
Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ... (Весна)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я ... (Осень)
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я ... (Лето)
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Как зовётся время это?
Угадать нетрудно …(Лето)
Солнце печёт, липа цветёт,
Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)
10. Игра «Угадай, что изменилось»
Задачи: Развивать память, внимание, речь
Ход игры: На деревьях выложены элементы, характерные для Весны (осени, зимы, лета). Дети рассматривают картинку, запоминают, что на ней расположено. Потом они отворачиваются, а педагог быстро добавляет другой элемент. Дети поворачиваются и угадывают, что изменилось. В младших группах меняется один элемент, в старших два и более.
11. «На что похож предмет?» (яблоко, апельсин, лимон, слива)
Задачи: учить детей находить предметы по цвету и форме.
Ход игры: Дети рассматривают деталь, определяют ее цвет и называют предметы окружающего мира с таким же цветом. Также можно определить форму детали и назвать предметы, которые имеют такую же форму.
12. «Вверху-внизу, слева-справа»
Задачи: Учить детей ориентироваться на плоскости («Дерево»)
Ход игры: Воспитатель просит ребенка показать правую (левую) руку, после этого предлагает прикрепить с правой (левой стороны)какую-нибудь деталь (например, «Прикрепи с правой стороны зеленый листочек»)
13. «12 месяцев» (для детей старшего возраста)
Задачи: Способствовать формированию математических представлений: счет от 1 до 12; умение называть последовательность месяцев в году. Учить составлять краткое описание по картинке. Развивать логическое мышление, внимание, память.
Ход игры: Предложить детям в определённой последовательности разложить под каждым деревом картинки с изображением определённого месяца (сентябрь, октябрь и т.д.) - по 3 месяца на каждое время года. Описать какой — либо месяц. В процессе игры формируются представления о том, что год делится на четыре времени года – на три месяца, а также закрепляется счет от 1 до 12.
Рекомендуем посмотреть:
Игровая деятельность по экологии в детском саду. Младшая группа Дидактическая игра по экологии для дошкольников 5-6 лет Дидактические игры по экологии для дошкольников. Средняя - старшая группа Экологическая игра для детей подготовительной группы. Конспект
Автор: Анна Николаевна Петрова
Опубликовано: 1347 дней назад (15 марта 2021)
Просмотров: 12259
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
||
|