Наши конкурсы
Конкурс для педагогов «Зимние забавы»

 

Конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Дидактическая игра "Времена года" для дошкольников

Дидактическая игра по экологии "Времена года" для детей от 3-х лет
Пояснительная записка к дидактической игре по экологии «Времена года»
Актуальность
В настоящее время большинство родителей и детей заняты просмотром телевизоров, играми на планшетах и компьютерах. К большому сожалению, с каждым годом все больше теряется связь человека и природы. Люди реже посещают лес, поля, луга, реже наблюдают явления, изменения в природе.
А ведь ребенку нужно дать возможность вдохнуть запах цветов, поймать на ладошку бабочку, послушать пение птиц, увидеть первые листочки, поймать прохладную капельку дождя, рассмотреть тающую на ладошке снежинку.
Многие дети, пришедшие в детский сад, с трудом могут назвать четыре времени года, мало знают о сезонных изменениях в природе. Не все дети знают и называют дары природы – овощи, фрукты, ягоды, грибы.
В связи с этим создана дидактическая игра «Времена года».
Краткое описание игры
Игру можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Предназначение: игра предназначена для занятий с детьми в возрасте от 3 лет.
Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы программу «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Цель дидактического пособия: ознакомление с окружающим миром и основными явлениями в природе.
Задачи:
- формировать представление детей о чередовании времён года, их характерных особенностях, о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца;
- учить наблюдать за сезонными явлениями и изменениями природе, различать времена года по природным явлениям;
- расширять и обогащает словарь детей по теме «Времена года», «Фрукты»;
- развивать кругозор, память, внимание, восприятие, речь, мелкую моторику;
- упражнять детей в составлении короткого рассказа: «Что изображено на картинке и когда это бывает», расширять словарный запас;
- способствовать формированию математических представлений: счет от 1 до 5;
- воспитывать осознанное и правильное отношение к природе;
Описание пособия
Дидактическая игра представляет собой 4 дерева по временам года и грядка огородная. Деревья обтянуты вязаным полотном, что позволяет легко закреплять липучки Съёмные детали на липучках, изображающие характерные признаки того или иного времени года (овощи, фрукты, снежинки, листья, цветы) и карточки с играми хранятся в коробочке.

Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.
Описание игр для детей «Времена года»
1. Игра «Что не так?»
Задачи: формировать знания о характерных признаках каждого времени года. Развивать внимание.
Ход игры:
Можно разместить несколько несоответствующих временам года деталей на разных деревьях и предложить детям поставить их туда, где они должны находиться. Или устроить соревнования: одни расставляют, а другие решают, правильно или нет.

2. Игра «Когда это бывает?»
Задачи: Закрепить знания детей о природных явлениях. Формировать представления о временах года, о месяцах (для детей старшего возраста). Развивать внимание, зрительное восприятие.
Ход игры:
Задание: Подобрать предметы, соответствующие определенному времени года.
Правила: вспомнить характерные особенности данного времени года. Помогать друг другу в ходе игры.

3. Игра «Найди предмет»
Задачи: учить детей находить указанный предмет среди множества предметов.
Ход игры: Воспитатель выкладывает на дереве разные фрукты и просит ребенка найти, например, яблоко. Или, воспитатель показывает ребенку предмет и просит найти такой же среди других. Аналогично, с грядкой и овощами.

4. Игра «Найди по описанию»
Задачи: учить детей находить предмет по описанию. Развивать сенсорномоторные функции.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти предмет круглой формы, красного цвета, внутри семечки, бывает сладкое, а бывает кислое на вкус.

5. Игра «Четвертый лишний»
Задачи: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Ход игры: Воспитатель выкладывает четыре детали на деревьях или грядке, одна из деталей лишняя, не подходит под общую классификацию. Ребенок должен определить что лишнее, назвать обобщающее слово; назвать время года, к которому относятся выбранные детали.

5. Игра «Что бывает осенью? (летом, весной, зимой)»
Задачи: формировать знания о характерных признаках каждого времени года.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку найти детали, которые относятся к определенному времени года.

6. Игра «Сравни, чего больше»
Задачи: формировать представления о количестве (много – мало, один – много — для детей раннего возраста, счёт от 1 до 10 старшего возраста). Способствовать формированию умения составлять группу из отдельных предметов и выделять из неё один предмет, различать понятия «много» и «один».
Ход игры: Предложить детям (старшего возраста) посчитать, сколько на дереве яблок, а сколько груш. Сравнить чего больше и на сколько. Детям младшего возраста сравнить с помощью слов «один», «много».

7. Игра «Один-много»
Задачи: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном падежах. (Лист-листья, яблоко-яблоки, лимон-лимоны, цветок-цветы)

8. Игра «Назови ласково»
Задачи: Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.

9. Игра «Угадай загадку, покажи отгадку»
Задачи: учить детей внимательно слушать загадку, выделяя в ней характерные признаки предмета (вместе с воспитателем); развитие внимания, памяти, мышления, речи.
Ход игры: Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать загадки. Воспитатель загадывает загадку о каком-то времени года или о предмете, который есть на дереве или на грядке. Дети угадывают загадку, находят и показывают отгадку.
Четыре раза в год они
Земли наряд меняют пёстрый.
Бегут, бегут за днями дни,
Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна, лето, Осень)

Тётушка крутая, белая, седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясёт. (Зима)

Кто, угадай-ка? Седая хозяйка,
Тряхнёт перинки, над миром пушинки. (Зима)

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)

Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ... (Весна)

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я ... (Осень)

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я ... (Лето)

Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Как зовётся время это?
Угадать нетрудно …(Лето)

Солнце печёт, липа цветёт,
Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)

10. Игра «Угадай, что изменилось»
Задачи: Развивать память, внимание, речь
Ход игры: На деревьях выложены элементы, характерные для Весны (осени, зимы, лета). Дети рассматривают картинку, запоминают, что на ней расположено. Потом они отворачиваются, а педагог быстро добавляет другой элемент. Дети поворачиваются и угадывают, что изменилось. В младших группах меняется один элемент, в старших два и более.

11. «На что похож предмет?» (яблоко, апельсин, лимон, слива)
Задачи: учить детей находить предметы по цвету и форме.
Ход игры: Дети рассматривают деталь, определяют ее цвет и называют предметы окружающего мира с таким же цветом. Также можно определить форму детали и назвать предметы, которые имеют такую же форму.

12. «Вверху-внизу, слева-справа»
Задачи: Учить детей ориентироваться на плоскости («Дерево»)
Ход игры: Воспитатель просит ребенка показать правую (левую) руку, после этого предлагает прикрепить с правой (левой стороны)какую-нибудь деталь (например, «Прикрепи с правой стороны зеленый листочек»)

13. «12 месяцев» (для детей старшего возраста)
Задачи: Способствовать формированию математических представлений: счет от 1 до 12; умение называть последовательность месяцев в году. Учить составлять краткое описание по картинке. Развивать логическое мышление, внимание, память.
Ход игры: Предложить детям в определённой последовательности разложить под каждым деревом картинки с изображением определённого месяца (сентябрь, октябрь и т.д.) - по 3 месяца на каждое время года. Описать какой — либо месяц. В процессе игры формируются представления о том, что год делится на четыре времени года – на три месяца, а также закрепляется счет от 1 до 12.

Рекомендуем посмотреть:

Игровая деятельность по экологии в детском саду. Младшая группа Дидактическая игра по экологии для дошкольников 5-6 лет Дидактические игры по экологии для дошкольников. Средняя - старшая группа Экологическая игра для детей подготовительной группы. Конспект
Конспект НОД в средней группе "Цветик - семицветик"
Опубликовано: 695 дней назад (15 марта 2021)
Просмотров: 8387
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (2)
Подгорных Ольга Михайловна # 18 марта 2021 в 13:52 0
игры интересные, познавательные и содержательные,+1
Анна Николаевна Петрова # 18 марта 2021 в 16:09 0
Спасибо!