Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Как жили люди на Руси
Конспект по познавательной деятельности в детском саду на тему «Как жили люди на Руси». Средняя группа
Автор: Пилипенко Зоя Алексеевна, воспитатель МКДОУ "Детский сад № 432 "Солнечный зайчик", г. НовосибирскЦель: создать условия для знакомства детей с русской народной культурой, с бытом наших предков.
Задачи:
1. Познакомить с предметами быта, научить определять их предназначение, сформировать общее представление о том, что такое быт.
2. Развивать интерес к истории своей страны, к предметам старины, развивать словарный запас детей.
3. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки о русском быте.
4. Воспитывать уважение к рукоделию, труду.
5. Воспитывать любовь и уважение к истории народной культуры.
Оформление: Группа, оформленная в виде избы с убранством.
Материал к занятию: русский народный костюм, предметы быта крестьянской семьи: посуда (глиняная, деревянная), игрушки (дымка, матрешка), коромысло, ухват, печь, лавка, стол, самовар, половики, кочерга, коромысло, вёдра, чугунки, люлька). Аудиозапись русских народных мелодий.
Предварительная работа: рассматривание предметов старины, беседы, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Проведение русских народных игр, хороводов.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости? Сегодня я хочу пригласить вас в древнюю Русь, посмотреть, как жили ваши прабабушки и прадедушки, как они вели домашнее хозяйство, как веселились, чем увлекались. Ребята, согласны побывать в древней Руси?Дети: Да.
Звучит русская народная музыка, дети входят в группу под музыку, их встречает воспитатель в русском народном костюме.
Воспитатель: Закройте глазки, три раза хлопните, три раза топните, вокруг себя повернитесь и в прошлом очутитесь. Открывайте глазки. Посмотрите, вот мы и попали с вами в древнюю Русь - в крестьянскую избу. Вот и хозяюшка нас встречает.
Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие! Гости званые, да желанные. Рады видеть вас у себя, в гостях! (Поклониться)
Воспитатель: Раньше в старину, люди здоровались - делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся. (Дети делают низкий поклон)
Девочка: Проходите, гости дорогие, поговорим, поиграем. Милости просим!
Дети рассаживаются на лавки.
Хозяйка: Давным – давно на Руси дома строили из бревен. Назывался такой дом – изба. Избы строили на Руси большие, красивые. Главной в избе была печь.
Девочка: Русская печь – царица дома.
Хозяйка: У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!
Ребята, как думаете, для чего нужна была печь?
Дети: ответы детей.
Хозяйка: Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали, сушили одежду и даже мылись в печи. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печь. Печка – деревенская кормилица.
По печи предсказывали погоду: если поленья потрескивают и дым из трубы идет столбом – быть холодам. И наоборот, если дрова горели ровно, без искр, а дым стелился по земле, предсказывали наступление оттепели.
Хозяйка: А вот и щи подошли. Сейчас чугунок достану. Чугунок незаменим в хозяйстве, в нем готовили еду. Был чугунок вместо кастрюли. Он тяжелый, сделан из чугуна. А доставать горячий чугунок из печи мы ухватом будем. Полюшка, покажи гостям, как чугунок доставать.
Девочка достает чугунок из печи.
Хозяйка: Хотите, ребята, чугунок ухватом переставить с лавки на стол (можно предложить выполнить это действие 2–3 детям).
Дети ухватом переставляют чугунок.
Хозяйка: Кроме чугунка была в семье и другая посуда. Давайте посмотрим, какая она была. (На столе, накрытом скатертью, стоит посуда: глиняный горшок, деревянные миски, деревянные ложки, деревянный ковш).
А еще в избе есть много предметов-помощников:
- коромысло, чтобы воды принести;
- корыто, чтобы вещи стирать;
- рубель и валёк, для глажки белья.
Надо чаю настояться,
Водой нам нужно запасаться.
Коромысло с ведрами берите,
Нам воды для чая принесите!
Сейчас Полюшка покажет, как с коромыслом управляться. Смотрите внимательно, воды много нужно принести, помогать будете. (предложить выполнить это действие 2–3 детям).
Дети коромыслом ведра с водой носят.
Хозяйка: Много воды принесли, хорошо поработали.
На Руси дети любят порезвиться, поиграть, а вы любите играть? Тогда предлагаю немного размяться. Я познакомлю вас с русской народной игрой.
Подвижная игра «У Маланьи, у старушки»
Дети вместе с воспитателем выполняют движения, проговаривая текст:
«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, семь дочерей
Вот с такими головами (Показывают).
И с такими вот ушами… (Показывают).
Вот с такими волосами… (Показывают).
И с такими вот глазами… (Показывают).
И с такими вот носами… (Показывают).
Целый день сидели, ничего не ели.
А делали вот так. А как?»
(На кого ведущая укажет, тот должен показать какие-либо движения. Повторить можно 2-3 раза).
Хозяйка: А теперь пора и чайку попить.
Чай попьешь – до ста лет проживешь.
Девочка: За стол всех приглашаем,
Русским чаем угощаем!
Дети проходят за стол.
Хозяйка: Тары-бары, растабары!
Выпьем чай из самовара!
С пряниками, с сушками,
Сладкими ватрушками!
Чай, ребята, мы будем пить из самовара. К чаю подают сушки, сахар. Чтобы чай быстрее остыл, пьют его из блюдца, которое держат за донышко.
Сахар в чай не кладем, а вприкуску пьем: откусываем кусочек сахара и чаем запиваем.
Девочка: Чай пить – приятно жить!
Пока дети пьют чай, звучит русская народная песня «Самовар».
Воспитатель: Когда праздник подходил к концу, радушный хозяин угощал гостей дорогих сладким пряником! А назывался этот пряник - Пряник – разгоняй! И гости, получив такой подарок, понимали, что пора по домам!
Хозяйка: Примите и вы, гости дорогие, от радушных хозяев угощение – Пряник-разгоняй! (Хозяюшка ставит перед гостями поднос с пряниками).
Девочка: Мы делились новостями,
Мы прощаемся с гостями.
Говоря: до новых встреч!
Сладкий пряник - Разгоняй
Посиделки закрывай!
Воспитатель: Ну что ж, ребята, нам пора возвращаться в группу.
Закрывайте глазки, три раза хлопните, три раза топните, вокруг себя повернитесь и в группе очутитесь. Открывайте глазки.
Ребята, скажите, вам понравилось наше путешествие в прошлое? Где мы с вами побывали? Какие предметы русского быта мы с вами видели? А как пили чай, из чего? Молодцы. Проходите за столы, кушайте пряник – Разгоняй.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД детей с родителями в средней группе. Кукла своими руками Конспект занятия по развитию речи на тему «Игрушки» в средней группе Методическая разработка НОД по развитию коммуникативной деятельности у детей средней группы Конспект игрового занятия по математике в средней группе ДОУПохожие статьи:
Занятие в средней группе «Зимняя одежда»
Конспект занятия по математике «Цифра 1». Средняя группа
Конспект занятия педагога психолога в средней группе с родителями
← Сценарий «День семьи, любви и верности» в детском саду. Подготовительная группа | Развлечение в старшей логопедической группе →
Автор: Зоя Алексеевна Пилипенко
Опубликовано: 744 дня назад (12 ноября 2022)
Просмотров: 1102
Рубрика: Конспекты уроков
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!