Классный час "Поговорим о доброте", 10 класс
Классный час в 10 классе "Поговорим о добре и зле". Разработка
Цели и задачи: - познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло»; показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;
- способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей, развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
1. Вступительное слово.
Учитель: Начать наш классный час мне бы хотелось с притчи. Кто знает что такое притча?
Притча это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).
Иногда притча бывает в виде прозы, иногда в стихотворной форме, а сегодня я предлагаю вам послушать притчу-песню исполненную Светланой Копыловой.
Притча о человеческой сущности
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой -
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Другой лишь на краску дверную,
И тот, что у двери, узнать захотел,
Про жизнь за окошком другую.
С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка:
«Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака
Причудливые, как зверушки.
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка».
И так каждый день. То про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных.
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться.
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья,
Но он не нажал и остался лежать,
Глаза закрывая усердно.
Наутро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным.
Сосед попросил, и она помогла,
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно наконец посмотрел,
На шее задергалась вена.
Увидел он вместо того, что хотел,
Глухую высокую стену.
Он был потрясен и сестре рассказал
Про тихую чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал,
И небо в кудрявых овечках.
«Ах, если б он видел! - сказала сестра. -
Всю жизнь он слепым оставался».
«Зачем же тогда?..» - тут больной прошептал...
«Да он вас утешить старался».
Учитель: О чем эта притча?
(ответы учащихся)
Учитель: Какие черты характера присущи больному лежащему у двери?
Учащиеся: зависть, злоба, жестокость, черствость, эгоистичность.
Учитель: Какие черты характера и качества личности мы можем назвать у больного лежащего у окна?
Учащиеся: заботливый, добрый, внимательный, способный сопереживать.
2.
Учитель: Ребята вы уже наверное догадались о чем сегодня мы будем говорить. Сегодня наш классный час пройдёт в форме диспута, мы обсудим тему «Добро и зло».
У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь,откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
«Добро» и «зло» - это центральные понятия этики. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности.
Этика – учение о морали. Что такое есть совесть и сознание добра и зла, поступков, вытекающих из сознания свободы? Вот вопрос этики.
Итак, что же такое «добро» и «зло», как они проявляются?
- По определению Сергея Ивановича Ожегова, составителя словаря русского языка, доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
“Добро” – это все положительное, хорошее, полезное.
Ожегов отметил качества, определяющие доброту: добродушный, доброжелательный, добросердечный, добросовестный.
По-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Когда мы говорим о человеке “добрый”, то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делая это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.
К сожалению, рядом с добром уживается зло.
Что в вашем понимании зло?
Учащиеся: Зло противоречит добру.
Зло - всё что губит душу человека.
Зло - это войны и предательство, зависть и жадность,
Зло - когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.
Учитель:Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба.
К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.
Учитель: Мне бы хотелось услышать ваше мнение о том, что победит: добро или зло?
Ответы учащихся.
Учитель: Сейчас я буду зачитывать высказывания, если вы с ними согласны, то поднимаем руку вверх, если не согласны, не поднимаем.
1. В наших условиях абсолютно добрый человек выжить не сможет.
2. Добро обязательно победит зло.
3. Доброе дело на век.
4. Лихо помнится, а добро никогда не забудется.
5. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
6.Чем отомстить своему врагу, старайся сделать ему как можно больше добра.
учитель:а теперь объясните, почему вы так считаете.
4. Учитель: Может кто-нибудь из вас сказать по совести: -Я добрый человек. В чем проявляется ваша доброта ? А рядом с вами находятся добрые люди ? В чем проявляется их доброта?
Ответы учащихся.
5. Учитель: Давайте проведём тест «Добрый ли вы человек?»
1) У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить всё, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2) Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами и неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3) Твой партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4) Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5) Часто ли ты используешь злые шутки?
6) Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7) Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8) С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9) Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10) Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11) Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?
12) Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Результаты теста.
А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения
6. пословицы
Люди с древнейших времён задумывались над вопросами добра и зла. Об этом свидетельствует народная мудрость, заключенная в пословицах. Если вы правильно соотнесёте начало (в левом столбце) и конец (в правом столбце) пословицы, то прочтёте её полностью.
Свет не без … добрых людей.
Без худа … добра не бывает
Добра желаешь … добро и делай
Не ищи красоты, … а ищи доброты.
Добро не лихо … ходит тихо.
Закончить наш классный час мне хочется еще одной притчей.
7. Притча о двух волках
Давным-давно старый индеец поведал своему любимому внуку одну простую, но очень мудрую жизненную истину.
— Дорогой мой внук, запомни, внутри каждого человека живет два волка. Они непримиримы друг с другом и ведут между собой борьбу каждую минуту. Внутренняя борьба идет постоянно в каждом из нас, — начал свои поучения мудрый, проживший жизнь, индеец.
— Как это два волка? Что это за волки, дедушка?- с нескрываемым любопытством поинтересовался маленький мальчик с невинным лицом, с нетерпением ожидающим продолжения рассказа.
— Один из волков, — продолжил старик, — является злом. Это все плохое, отрицательное в нас, все негативные чувства и эмоции, такие как: гнев, злость, страх, обида, ненависть, гордыня, жадность, подлость, ревность, эгоизм, ложь, высокомерие. Но другой волк хороший, это добро! Это, напротив, все хорошее, положительное, что есть в нас: любовь, радость, надежда, вера, доброта, мир, милосердие, мягкость, верность, щедрость, сострадание, истина.
Маленький индеец, до глубины души тронутый словами деда, задумался на несколько мгновений.
— Но какой же волк побеждает в итоге, дедушка? – с глазами, наполненными волнением и переживаниями, спросил наконец юнец, который очень любил дедушкины рассказы и истории.
— Запомни, мой мальчик, тот волк побеждает всегда, которого ты кормишь! – подмигнув внуку, с улыбкой ответил мудрый индеец.
Учитель:Понравилась вам притча?
Эту поучительную притчу стоит запомнить всем. Смысл ее очень простой и доступный. На самом деле, итог нашей постоянной внутренней борьбы, пусть и не всегда заметной для нас, зависит только от нас самих. Чем больше мы злимся, ругаемся, ленимся, ревнуем, тем наш отрицательный персонаж становится сильнее, тем чаще он начинает проявлять себя, постепенно поглощая все хорошее, что есть в нас.
И наоборот, чем больше мы проявляем сострадания к окружающим людям, чем больше стараемся помочь кому-то, проявляем любовь, доброту, препятствуем своей лени, идя ей наперекор, тем самым мы кормим доброго волка, и он становится сильнее. И с каждым разом возрастает самодисциплина – ты становишься сильнее, и все меньше негативных мыслей в голове.
Каждый может реально ощутить, что эти две силы существуют внутри нас, и питаются той энергией, которую мы ей, по сути, поставляем.
Чем чаще мы переламываем свою лень, эгоизм, злость, тем проще в дальнейшем это делать. Мысли становятся все позитивнее, нацеленными на успех, и все негативное и отрицательное в нас все больше вытесняется. Жизнь становится интереснее, начинает меняться в лучшую сторону, ведь мы притягиваем именно то, что находится внутри нас, проявляем позитив, и он вернется к нам добром и успехом. Давно ведь известно, что мысли материальны. Поэтому, если хотим добра, то и мысли, поступки, должны быть добрыми. А когда снова вдруг появится негатив, желание соскочить, стоит только вспомнить эту притчу и сказать себе мысленно: «что, злой волк, кушать хочешь? Нет уж, сегодня будешь голодать».
Спасибо за ваше внимание и работу на классном часе.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект классного часа для студентов колледжа Лекция для старшеклассников: Красота и здоровье Классный час для 10 класса: В человеке всё должно быть прекрасно Литературная игра для 10 классаПохожие статьи:
Классный час «Способности человека», 10 класс
Классный час по этикету для старшеклассников
Классный час о вреде наркогенных веществ, 10 класс
Участник №8 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2019 года
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!