Технология обучения детей дошкольников составлению загадок
Опыт работы воспитателя ДОУ. Технология обучения детей составлению загадок
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму». Эти слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.Поэтому мне хотелось бы рассказать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.
Давайте немного вспомним, что же такое загадка?
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Слово «загадка» происходит от «гадать», что означает думать и мыслить. В загадках предмет не называют, а лишь описывают его, намекают.
Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки:
- развивают и обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
- формируют представления о переносном значении слова;
- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.
Именно поэтому использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.
Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость. А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Дети очень любят отгадывать загадки, и у каждого педагога в своей копилке есть интересные игры с использованием загадок.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Но, к сожалению, опыт показывает, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников или же путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Поэтому, развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Придумываем мы загадки с детьми с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить.
Аллой Александровной Нестеренко были разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Перед детьми вывешивается одна из табличек с изображением модели составления загадки и предлагается детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1. «Какой?» «Что бывает таким же?»
Определение свойств и качеств, выбранного объекта.
Для составления загадки выбран объект (снег). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
- Какой снег по цвету? - Белый. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой снег по действиям? - Скрипучий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он на ощупь? - холодный (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы:
Какой? Что бывает таким же?
Белый Мел
Скрипучий Пол
Холодный Лед
Легкий Пух
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Пример: Белый, как мел, скрипучий, но не пол, холодный как лед, легкий, но не пух.
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком.
Модель 2. Составление загадок в сравнении с действиями предмета. «Что делает?» «Что (кто) делает так же?»
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Пример составления загадки про белку с детьми 5 лет.
- Что делает белка?
- Прыгает, карабкается, собирает, грызет.
- Прыгает как кто или что?
- Прыгает как зайчик.
- Карабкается как обезьяна.
- Собирает как хозяйка.
- Грызет, как хомяк.
Что делает? Что (кто) делает так же?
Прыгает Зайчик
Карабкается Обезьяна
Собирает Хозяюшка
Грызет Хомяк
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
Можно попросить детей дать образные характеристики объектам.
Пример: Составление загадки про белочку: "Прыгает, как резвый зайчик; карабкается, как ловкая обезьяна; собирает, как хорошая хозяюшка; грызет, но не прожорливый хомяк.
Модель 3. Сравнение одного объекта с каким-либо другим объектом, находя между ними общее и различное.
«Части»
«На что похоже?» - «Чем отличается?»
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
Пример составления загадки про цветок:
- На что похож цветок? - На бабочку.
- А чем отличается от бабочки? – Цветок не летает.
- Еще на что похож? - На зонтик, но маленький.
- А еще? - На бантик, но бантик не живой.
На что похоже? Чем отличается?
Бабочка Не летает
Зонтик Маленький
Бантик Живой
Текст получившейся загадки: "Похож на бабочку, но не летает; похож на зонтик, но маленький; как бантик, но живой".
Формы работы с детьми по составлению загадок:
1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика.
Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.
2. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.
3. Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.
Составленные с детьми загадки можно оформить в «Книгу загадок», которая может являться самостоятельным продуктом деятельности или итоговым продуктом в рамках определённой тематической недели. Так же составление загадки можно использовать как одно из заданий во время образовательной деятельности по любой из областей.
На последок хотелось бы ещё отметить, что применять данную технологию в своей работе могут как воспитатели, так и педагоги- специалисты в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, а также родители. Кроме этого, данная технология не требует большой подготовки и дорогостоящих материалов.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для воспитателей детского сада. Мнемотехника Мнемотехника для дошкольников Консультация-практикум для родителей средней группы детского сада Из опыта работы воспитателя ДОУ по развитию речи у дошкольников
0 Голосов: 0 |
Комментарии (1)
|
||
|