Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Консультация-практикум для родителей средней группы детского сада

Консультация для родителей ДОУ
Здравствуйте! Я хочу предложить вашему вниманию опыт своей практической деятельности по проведению консультации-практикума для родителей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Описание: данный материал будет полезен как логопедам, так и воспитателям при подготовке материала к проведению консультации по данной теме, и данный материал будет полезен заботливым родителям и поможет им в формировании у детей правильной речи.
Конспект консультации-практикума
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников
Консультация-практикум
Цель: Ознакомить родителей с мнемотехникой для развития связной речи у детей.
Предварительная работа:
1) Формирование содержания консультации-практикума
2) Оформление:
• мультимедийного сопровождения
• памятки для родителей
• приглашений на консультацию-практикум
Оборудование:
• набор картинок для слайдов,
• образцы схем для наглядного моделирования,
• фломастеры,
• листы бумаги,
• мольберт.
Приветствие:
Утром рано вы проснулись, проснулись (потягивание)
Где же солнышко? Солнышко! (фонарики)
Выпивали чашку чая (ладошки - блюдце, чашка)
До донышка, до донышка (стучим кулачками по ладошкам)
Ели на завтрак бутерброд (ладошка на ладошке)
С маслицем, с маслицем («намазываем»)
Ну-ка вместе, ну-ка дружно скажем: «Здравствуйте!»
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем.
Тема нашей консультации: «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Основные задачи мнемотехники:
1. Совершенствование лексико-¬грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.
3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
4. Развитие творческих способностей, фантазий.
5. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.
Что же содержат в себе мнемотаблицы?
Графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей, явлений природы, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой родитель в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать ребёнка.
Мнемотаблицы служат в работе логопеда дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:
обогащения словарного запаса;
при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
при отгадывании и загадывании загадок;
при обучении составлению рассказов.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Ну, а теперь предлагаю вам поиграть в игру «Не зевай, нужную картинку поднимай».
Для лучшего запоминая стихов или чистоговорок, на определенные звуки, можно поиграть в такую игру.
Чтение стихотворения «Федорино горе». Вспомните, какая посуда сбежала от Федоры и чего теперь у нее нет? Взрослым раздаются картинки с изображением посуды. При повторном чтении стиха, «подсказывает» слово тот родитель, у которого окажется соответствующая картинка.
Федорино горе
Вся посуда разбежалась!
У Федоры не осталось
Ни бидона, ни бутылок,
Ни беззубых, грязных … (вилок).
Нет покинутых сироток –
Черных, гнутых …. (сковородок)
Нет запачканных грязнуль –
Битых, ломанных … (кастрюль).
Не видали близко люди
И осколков грязных … (блюдец).
Убежавших от букашек
Много дней немытых … (чашек).
Скрывшихся от тараканов
Мутных, треснувших … (стаканов).
Как Федора не смотрела,
Не нашла нигде . .. (тарелок).
Скрылся от Федоры ножик, нет больших столовых … (ложек).
Ведра, где теперь бредете?
У Федоры нету … (ведер).

Следующая игра - «Цветик-семицветик»: на мольберте изображение цветика-семицветика, у которого листочки не простые, а зашифрованные. Вам сейчас необходимо расшифровать пословицу, выбрав один из лепестков.


Ну, а теперь дружно поучаствуем в составлении мнемотаблицы при разучивании стихотворения «Бабушка». Послушайте его:
У бабушки нашей хватает забот:
Для Тани с Наташей
И вяжет и шьет.
Читает им книжки,
Поет перед сном,
Гулять ребятишек ведет вечерком.
– Перед вами листы бумаги и карандаши или фломастеры, для младшего возраста можно использовать готовые картинки. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.
– «У бабушки нашей хватает забот». Что мы можем нарисовать или выбрать из вырезанных картинок к этой строчке? (бабушку). Правильно.
Следующая строчка – «Для Тани с Наташей». Рисуем …. И т.д.
– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки.
Таким образом, с помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получают огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.
Знание стихотворений обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для воспитателей детского сада. Мнемотехника Мнемотехника для дошкольников Из опыта работы воспитателя ДОУ по развитию речи у дошкольников Технология обучения детей дошкольников составлению загадок
Участник №66 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2017 года
Мнемотехника для дошкольников
Опубликовано: 2815 дней назад (30 марта 2017)
Просмотров: 4295
+1
Голосов: 1
Комментарии (2)
Виктория Владимировна Тарасенко # 30 марта 2017 в 13:35 0
Екатерина Михайловна, добрый вечер. Познакомилась с Вашим материалом, интересный, а главное очень востребован для родителей и детей. Сама пользуюсь на своих занятиях этим приемом. С удовольствием голосую!
Екатерина Михайловна Пермякова # 31 марта 2017 в 05:04 0
Спасибо!=)