Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста

Детские игры и их роль в развитии детей младшего возраста.
Игра для ребенка младшего возраста - главное событие в его жизни. Это созидательный путь малыша, с которым он сознательно дебютирует в своей жизни. Это способ постижения внешнего мира, способ самоутверждения. Через игру происходит становление личности ребенка. Он открывает новые пути для своей самостоятельной активности в жизни.
Для ребенка это путь сложный путь продвижения для осуществления социальных отношений, становления его как личности и утверждения личности в человеческом обществе.
Используя игру, ребенок начинает понимать свою роль в коллективе. У него формируется понятие коммуникативности, понимание основ поведения в современном обществе. Он начинает действовать от образа «мы» и постепенно находит свою роль в детском коллективе, а позже уже и во взрослом.
Он учится в игре внимательно относиться к мнению и точке зрения другого, преодолевает свой эгоцентризм, развивается интеллектуально. Немалую роль в этом становлении личности ребенка занимает воспитатель.
Игра в этом случае служит важной деятельностной ступенькой в технологиях обучения. Стоит выделить обучающие игры математического и логического направления, так как эти игры обучают и развивают ребенка.
Для работы с детьми используются следующие приемы: артистические роли, игры с игрушками, моделирование игровых действий. Игра - это не только метод обучения и способ познания, но и приучение к самостоятельной, ответственной роли в своей жизни, но и развитие имеющихся с рождения интеллектуальных и творческих умений.
Роль педагога в этих играх разнообразна. Он может быть как партнером, так и арбитром, контролировать процесс игры, поведение малышей, развивать не только через главные цели дидактических игр, но и через воспитательные цели, формировать личность ребенка.
В игре развиваются психические процессы, происходит развитие социального взаимодействия между участниками в игровом сообществе. Дети активно примеряют на себя различные роли, развивают свои умения и навыки, умственные и физические способности, с интересом узнают много нового.
В ролевых играх, самыми популярными из которых являются дочки-матери, магазин, аптека, школа, зоопарк и другие, дети в обобщенном виде примеряют на себя роли взрослых людей и отношения между ними, совершенствуют коммуникативные навыки.
В возрасте 3 лет и старше ребенок стремиться к активности во взаимодействии с окружающим его миром, ему интересен окружающий мир с точки зрения познавательных способностей и он ищет свое место в нем. Игра в данном случае помогает развитию творческих способностей малыша и его социализации во внешнем мире.
В детских играх используются самые разнообразные предметы, которые на определенных этапах игры заменяют реальные атрибуты. Даже простая палочка может выполнять несколько ролей: быть гимнастическим инструментом, заменять половник, выполнять функции лошадки, а обычные листики могут быть деньгами, карточками или звездами.
Любой вид игры должен подходить определенному возрастному периоду ребенка, так как на каждом этапе развития детей есть свои особенности.
В педагогике выделяют три типа детских игр:
1.3-4 года – игры режиссерского направления – ребенок очень активно повторяет любые действия взрослых – поездка на автомобиле, приготовление пищи, покупки. Здесь игры не имеют сложного, замысловатого сюжета, основной момент подобных игр – повторение известных действий взрослых из личного, пока еще небольшого опыта
Основной вид мышления – предметный.
В возрасте 5 лет ребенок сам создает уже более сложные игры в виде любого объекта или представителя реальной действительности. Несмотря на то, что объект уже может быть более разнообразным, по сути, сам объект уже меньше интересует ребенка. Ему скорее важны его более глубокие его качества и характеристики.
Здесь преобладает мышление абстрактного характера, которое продолжает развиваться активно в этот период.
3. Между 5 и 7 годами главными среди игр ребенка являются сюжетно-ролевые игры, важной составляющей частью которых является именно действие: посещение врача, поход в магазин, поездка в другой город.
Дети этого возраста уделяют большое внимание деталям в процессе игры и отношениями между играющими, стремятся приблизить их к реальным. То есть проигрывается то или иное поведение взрослых в различных жизненных ситуациях.
В любом случае малыш активно вовлекается в общественную жизнь отношений между людьми, усложняется форма, сюжет и правила игры. Игры все больше похожи на поведение взрослых людей.
Задача воспитателя помочь ребенку адаптироваться в социуме, также благодаря играм происходит дальнейшая подготовка к школе и взрослой жизни в целом. Немаловажным аспектом является и временная занятость детей в играх. Стоит помнить, что малыш трех-четырехлетнего возраста должен играть 15-20 минут.
А также стоит учитывать тот факт, что ребенок не только не способен выдерживать длительные нагрузки и выполнять несколько заданий одновременно. Если же предполагается давать несколько разных заданий, то их малышу нужно преподносить поочередно, следя за общим временем занятия.
Первым заданием может быть нарисовать круг, вторым – закрасить его, а третьим вырезать или наклеить 1-3 круга на другую поверхность. Главное здесь – дать возможность увидеть ребенку последовательность всех шагов и
результат работы.
Сама же игра состоит из нескольких более мелких периодов: объяснение правил, четкая постановка целей и задач; сама игра; подведение итогов.
Если говорить о возрасте 3-4 лет, то здесь не всегда игра четко идет по поставленным правилам. Ребенок может приготовить еду для мишки, но забывает накормить его приготовленным обедом. Или загрузить машинку конструктором для строительства домика, а потом забыть или передумать перевозить машинкой кубики. Ребенок начинает сам носить их руками или использует помощь других детей.
Этот процесс является особенностью психики детей этого возраста и не нужно требовать соблюдения четкого, однозначно распланированного плана, если ребенок вносит свои коррективы или не желает следовать им. Этот процесс находится в пределах нормы.
Ребенок может играть, как самостоятельно и быть полностью увлечен процессом, так и принимать активное участие в сотрудничестве с другими детьми. Воспитатель должен приучать детей постепенно находить компромисс в играх и играть максимально бесконфликтно в любом коллективе, с уважением относиться ко всем членам играющего сообщества, развивать умение ладить с детьми разных возрастных групп как одной сплоченной команды.
Ребенок, играя, накапливает значительный опыт и постепенно усложняет свои игровые действия, происходит обобщение, которое остается в его памяти. Малыш уже знает название каждого предмета игры в виде имени существительного и действия в форме глагола.
Все больше и больше расширяется его словарный запас, который развивается именно благодаря игре. Поэтому роль игр в развитии речи детей нельзя недооценивать. Постепенно образуется требуемый уровень речевой коммуникации в свою очередь становится более связной, разнообразной в общении с другими участниками игрового процесса.
Образуется важная обоюдная связь: связь речи и игры. Разговорная речь развивается благодаря игровым действиям малыша и в то же время под влиянием речи игры приобретается более насыщенный, содержательный
сценарий, который благоприятствует дальнейшему развитию ребенка. Игра уже становится более важным мероприятием, особым видом творчества, который развивает ребенка в дальнейшем на жизненном пути.
Стоит отметить, что игра – это немаловажный образовательный вектор в целом, который несет с собой достаточно большое количество целей и задач: обучающих, развивающих и воспитательных, способствует объединению родителей и воспитателей во благо развития ребенка.
На современном этапе игры детей младшего школьного возраста отвечают государственной политике и федеральным стандартам государства. По Монтессори, «игра должна быть обучающей, иначе эта пустая игра», то есть она не способствует дальнейшему развитию ребенка.
Большинство специалистов в области педагогики считают игру ведущей деятельностью дошкольников, способом обучения разным действиям с предметами, развивающим общение с людьми, развитием, которые оказывает значительное влияние на всю его дальнейшую жизнь.
Немаловажным аспектом в правильной организации игр воспитателем являются профессиональные качества педагога, среди которых стоит выделить:
- умение организовывать игру, наблюдать за ней и анализировать ее;
- обогащение впечатлений детей для дальнейшей хорошей организации игр;
- установление доверительных отношений с детьми на разных ее этапах от начального до конечного;
- уметь организовывать новые игры, регулировать взаимоотношения детей в игре и создавать благоприятный микроклимат в детском коллективе;
- учить детей взаимодействию в игре и анализу проведенных игр, развивать умение обсуждать проведенную игру.
Важную роль в воспитании детей младшего возраста занимают игры дидактического характера, организованные воспитателем. А.И. Сорокина считает, что такая игра, позволяет организовать не только ее ход, но и уверенно предсказать ее результат, а также является важным критерием уровня развития.
Игра для детей младшего возраста учит детей справляться с различными игровыми ситуациями, реализованными не только взрослыми, но и самими детьми. Малыши, играя, развивают главным образом свои качества, из которых, отмечу детскую наблюдательность – качество, без невозможно достичь хорошего результата и позитивного результата.
Важно отметить, что происходит развитие аспектов мелкой моторики ребенка, складывающихся из различных эмоций и движения тела: ощупывания руками, слежения глазами и других. Воспитатель даже при повторяющихся однотипных действиях видоизменяет учебные задачи, вносит коррекцию в уровень вариативности игры, используя те же правила, но уже в новых ситуациях и условиях.
В любой игре проявляются все профессиональные качества воспитателя, главным образом, разноплановость проводимой учебно-воспитательной работы, умение донести до детей нужную на занятиях информацию разными педагогическими способами.
В хорошей игре сочетаются все элементы физического, умственного, нравственного воспитания, включая и трудовое. Игры спортивного, подвижного плана составляются с применением синонимичных структурных звеньев. Но, тем не менее, осуществляется главный акцент на познавательную функцию занятия.
Дидактические, учебные игры сосредоточены на развитии умственных способностей детей, они углубляют когнитивные процессы и активизируют умственные способности малыша с ориентиром на его возраст.
Игры, главной целью которых является совершенствование нравственных качеств личности, способствующих выработке качеств коллективизма, благотворно влияют на взаимоотношения ребят в коллективе и активизируют обучающие взаимоотношения педагога и воспитанника.
Направленность на художественную эстетику воспитания важно для четких, нравственных ориентиров, позитивного отношения к трудовой деятельности самого ребенка и закрепление, совершенствования этого навыка.
Игры для дошколят соединяют в себе несколько разновидностей и содержат основное воздействие - психотерапевтическое и обучающее. Психотерапия в игре полезна для лечения неблагоприятных состояний у детей – страхов, неврозов, агрессии, психозов.
В игре дети в доступной форме учатся подчиняться правилам и следовать им, уважать других участников процесса и их интересы и находиться общий язык, играя. Малыш здесь уже не только ждет результат игры, но и ищет другие возможности достижения цели, а подрастая все больше способен оценить итог игры и проявить свои эмоции в этом случае.
В зависимости от инициации игры существуют 3 типа игр:
1. Инициатива ребенка. Игры носят вариант индивидуального характера – самостоятельные эксперименты детей в сюжетно-ролевых играх.
2. Инициатива взрослого – игры сюжетного, подвижного, обучающего характера;
3. В народных, исторических играх инициатором могут выступить любая сторона – как сами дети, так и взрослые.
Л.В. Артемьева считает, что в этом возрасте стоит уделять главное внимание играм-драматизациям, которые проходят достаточно просто: ребенок
или группа детей одевают на свои пальчики любимых героев и разыгрывают
сюжет, проговаривая текст по ролям.
Это могут быть как русские народные сказки понятных детям сюжетов, так и
самостоятельно придуманные сказки, стихи, диалоги детей и взрослых.
Игра с пальчиковыми куклами проводится за ширмой.
Ребенок здесь в любом случае главный герой, он может быть как режиссером, так и сценаристом или актером, водящим свою куклу и произносящим ее роль с помощью вербальных средств, меняя интонацию голоса и мимику по ходу игры.
Также есть возможность подобрать разное содержание игр, проявляется вариативность переноса функций ролей с одного объекта реальности на какой либо другой. Но очевидная польза художественных и театральных игр имеет преобладающее значение для ребенка дошкольного возраста.
Ребенок, используя своих любимых героев, вступает в определенные взаимоотношения, в которых он уже способен проявлять особенности своего характера, мысли и чувства реального человека. Именно в игре происходит более легкое объединение детей на основе общих интересов и сплоченности в коллективе.
Главной целью любой игры является получение новых знаний или закрепление имеющихся навыков, ставится игровая задача, дети знакомятся с основными правилами, которые могут подвергаться коррекции в игре для достижения цели. Такие исторические, народные игры существуют уже не одно столетие в этносе.
Ценность таких игр подметил русский народ еще несколько столетий назад. Эти игры и сегодня актуальный вариант развития детей, так как здесь удается обеспечить синтез воспитательных и обучающих целей, а также
подобрать игры с учетом психофизиологических возможностей детей
разного возраста.
Из зарекомендовавших себя народных игр стоит отметить: «Гуси-лебеди», «Дочки-матери», «Прыгунки», «Барыня», «Петя-петушок», «Заинька», «Салочки», «Море волнуется», «Мой веселый звонкий мяч».
Актуальным на сегодняшний день остается физическая подвижность – главный фактор, способствующий развитию детей с высокими показателями здоровья. Физическая активность детей, особенно живущих в мегаполисах, ставится на первый план в играх, так как малоподвижный образ жизни уже с младшего возраста имеет предпосылки для проблем со здоровьем в отдаленном будущем.
Также одной из задач игр заключается не только развитие способностей, связанных с интеллектом - памяти, коммуникаций, создание условий позитивной сферы эмоций подрастающего ребенка. Игра способствует снятию психологической напряженности детей и уровня стресса до минимального. Такие игры могут проводиться с участием педагога-психолога или с учетом его рекомендаций.
Релаксационные игры основаны на чередовании достаточно сильного напряжения и расслабления основных мышц тела. Например, ведущий показывает движениями летящую бабочку и пытается достать ее хватательными движениями рук над своей головой, поочередно чередуя одну и другую руки, а затем и обе.
Задача для детей – повторить показанные движения. Малыши медленно учатся работать кулачками, сжимая и разжимая их, стараясь поймать ее и почувствовать бабочку в своих ладошках.
Последовательное повторение этого упражнения затормаживает негативные эмоции, способствует снятию мышечного напряжения, создает позитивный эмоциональный фон и способствует общему снятию стрессовой ситуации.
Подобные игры подходят детям с разными физическими возможностями и
имеют разнообразный спектр – варианты игр с клубочками, ладошками, с песком, крупой. Они помогают снятию агрессивности и уровня тревожности детей.
Во время таких антистрессовых игр происходит ритмичное преобразование дыхания, учащается или замедляется ритм сердца, происходит упорядочивание деятельности мозгового центра.
Малышей успокаивают и колыбельные, которые можно не только петь, но и ласково проговаривать.
Позитивной в этом направлении является игра «Комплименты», в которой дети становятся в кружок. Задача – сказать несколько простых, теплых слов своему напарнику или соседу по игре, а также получить отклик от него и благодарность за комплимент.
Игра заряжает детей хорошим настроением, позитивными эмоциями и развивает умение общаться, а также помогает снять напряжение и скованность в общении.
Также хорошо зарекомендовала себя игра «На полянке». Правила игры – если дует ветер, представить, что себе, что тебе холодно и обхватить тело ладошками, представляя, что согреваешь себя, а как только стало тепло и вновь засветило солнышко, отпустить ладошки и начать радоваться солнышку.
Игра для ребенка - это полноценная жизнь с познанием и обучением. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» - Н. К. Крупская.
Невозможно переоценить значимость игры для детей. Она способствует многогранному развитию личности, умственным способностям, содействует развитию интеллекта.
Благодаря игре ребенок младшего возраста формируется как полноценная личность, идет развитие процессов психики, от качества которых будет зависеть в будущем учебная и трудовая активность и в целом жизненный успех.

Рекомендуем посмотреть:

Из опыта работы воспитателя детского сада. Игра для детей младшего дошкольного возраста Игры. Классификация игр для детей школьного возраста Психология игры для детей дошкольного возраста Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника. Младшая группа
Опубликовано: 2001 день назад (2 июня 2019)
Просмотров: 2475
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!