Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Рассказ о весеннем празднике для 7-9 классов "День экологических знаний"

Рассказ о празднике «День экологических знаний»
Цель: продвижение экологических знаний и формирование экологического сознания и мышления школьников.
Задачи:
- информирование обучающихся о состоянии дел в области экологической безопасности;
- стимулирование качественного и количественного роста школьных проектов, направленных на сохранение окружающей среды;
- привлечение школьников к решению экологических проблем своего края.

Слово «экология» прочно вошло в наш обиход, можно сказать, что оно стало модным. Его мы слышим каждый день по телевидению и радио, в разговорах на улице, читаем в газетах и журналах. Произошло это не случайно.
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становится всё более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесённые ей раны.
Чернобыльская катастрофа, гибель Аральского моря, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные ядовитыми стоками промышленных предприятий реки, огромные свалки, исчезающие леса, загрязнённый воздух…Сложившееся на Земле положение учёные определяют, как экологический кризис. И нет сейчас более важной задачи, чем поиск путей выхода из него.
Для нахождения выхода из сложившейся экологической ситуации, недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным.
С целью продвижения экологических знаний и формирования экологической культуры населения, информирования общественности о состоянии дел в области экологической безопасности в 1992 году на конференции ООН в Рио-де-Жанейро было принято решение ввести специальный праздник-
День экологических знаний, который ежегодно отмечается во многих странах мира – 15 апреля.
Конечно, необходимо, чтобы все слои населения были осведомлены с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище, но особое внимание, следует уделять детям. Именно от них, через каких-нибудь 20-30 лет, будет зависеть принятие ключевых решений в области экономической и экологической политики.

Приведу примеры некоторых экологических проблем, о которых можно поговорить с учениками в День экологических знаний.
Нефть, как загрязнитель природной среды.
Ежегодно около 10 млн. тонн нефти попадает в океан в результате повреждении подводных участков магистральных нефтепроводов, аварий при перевозке или добыче с плавучих или стационарных буровых, работающих на прибрежном шельфе, стоков с материков, слива вод за борт и так далее. Так как нефть легче воды, то при попадании в водоем она растекается, при этом 50—75 % ее испаряется с поверхности, а до 5 % (в основном наиболее токсичные ароматические углеводороды) растворяется. Тяжелые фракции нефти с температурой кипения выше 370 °С остаются на поверхности и, постепенно уплотняясь, со временем оседают на дно.
По наблюдениям со спутников, нефтяная пленка покрывает до 10—15 % поверхности Мирового океана или 36—54 млн км2: Эта пленка, будучи достаточно устойчивой, нарушает водо- и газообмен между океаном и атмосферой, угнетает процессы фотосинтеза, изменяет световой и температурный режим у поверхности воды.
Многие ароматические соединения, находящиеся в пленке, в морской воде превращаются в ядовитые вещества, обладающие канцерогенными свойствами. Одна тонна пролитой нефти может загрязнить около 12 км2 поверхности океана и погубить в нем все живое. Например:

Пингвин у берегов Антарктиды, покрытый липкой, как деготь, грязью, становится беспомощным. Он безнадежно связан в своих движениях и покорно ожидает смерти.
• Утка с загрязненным оперением при +15 °С испытывает такое же пере-охлаждение, что и утка с чистыми перьями при -20 °С.
• Истощенная кряква, на оперение которой попало всего лишь 7 граммов дизельного топлива, умерла на морозе через 4 часа. Обычно же холод она переносит легко.
• Целая неделя требуется для того, чтобы утка очистила клювом только половину своих перьев, испачканных нефтью. А нефть, попавшая при этом в организм, вызовет у нее воспаление легких, нарушение жирового обмена в печени и расстройство нервной системы.
Выхлопные газы и городской смог
Увеличение масштабов сжигания нефтепродуктов является причиной загрязнения воздушной среды. В особенности это стало ощутимым с развитием авто¬мобильного транспорта. Бензин, израсходованный на приведение в действие двигателей внутреннего сгорания, никуда не исчезает. Отдавая заключенную в нем энергию химических связей, он разлагается на более простые вещества — оксиды углерода, сажу, углеводороды и др.

Наибольшее количество загрязняющих атмосферу веществ выбрасывается с выхлопными газами автомобилей. Анализ выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания показал, что в них содержится около двухсот различных веществ, большинство из которых токсично.

Количество выбросов существенно зависит от конструкции двигателя, при этом дизельные двигатели экологически оказываются более приемлемыми. Однако в наименьшей степени количественный и качественный состав выхлопных газов зависит от технического состояния, условий и режима работы двигателя. Особенно резко увеличивается концентрация вредных веществ в выбросах автомобилей при работе на холостом ходу. Карбюраторные двигатели выбрасывают значительно больше не сгоревших углеводородов и продуктов их неполного окисления (альдегидов, оксида углерода). Пройдя 15 тыс. км, каждый автомобиль с таким двигателем выбрасывает в атмосферу более 3 тонн диоксида углерода, 93 кг углеводородов, 0,5 тонн оксида углерода, около 30 кг оксидов азота.

Само по себе попадание в окружающую среду с выхлопными газами токсичных веществ является весьма нежелательным, так как они представляют реальную опасность для здоровья людей. Так, оксид углерода инактивирует гемоглобин, обусловливая кислородную недостаточность тканей, вызывая расстройства нервной и сердечно-сосудистой систем, а также способствует развитию атеросклероза. Оксиды азота резко раздражают легкие и дыхательные пути, способствуя возникновению воспалительных процессов в них. Под влиянием оксидов азота образуется метгемоглобин, понижается кровяное давление, возникают головокружения, рвота, одышка. Углеводороды раздражают дыхательные пути, появляется тошнота, головокружение, сонливость, расстройство дыхания и кровообращения.

Некоторые углеводороды, особенно полициклические ряда бензопирена, канцерогены. Но еще более отрицательное воздействие на окружающую среду выхлопных газов проявляется тогда, когда под действием солнечной радиации на их газовые компоненты, прежде всего углеводороды и оксиды азота, образуется ряд значительно более активных веществ, оказывающих резко отрицательное воздействие на население и растительность района. Результатом таких взаимодействий загрязняющих веществ в воздухе больших городов является фотохимический смог. Смог возникает в результате загрязнения воздуха не только автомобильными выхлопными газами, но и газовыми отходами производства и продуктами их химического взаимодействия между собой.
Выхлопные газы автомобилей, дым заводов и электростанций содержат много вредных химических веществ, в том числе серу. Эти вещества внутри облаков превращаются в кислоты. Кислоты выпадают в виде дождя и снега далеко от места образования. Это явление называется кислотными дождями.
Парниковый эффект.
В природе совершается грандиозный круговорот углерода, связанный с жизнью растительных и животных организмов и хозяйственной деятельностью человека.
Одним из распространённых соединений углерода является диоксид углерода или углекислый газ. Он образуется при дыхании растений, животных и человека, в результате разрушения карбонатных минералов и процессов разложения органических остатков, выбрасывается в атмосферу при извержении вулканов, из горячих минеральных источников. Колоссальный вклад в процесс образования диоксида углерода вносит хозяйственная деятельность человека, которая выражается прежде всего в сжигании огромного количества разнообразных углеродсодержащих топлив и уничтожении лесов в тропических зонах. Это приводит к тому, что содержание углерода в атмосфере ежегодно повышается на 3 млрд. тонн.

Предполагается, что с середины XXI в. содержание диоксида углерода в атмосфере удвоится, что приведёт к проявлению так называемого парникового эффекта: задерживание тепла вблизи поверхности Земли.
При повышении температуры воздуха на несколько градусов растают материковые льды Антарктиды и Гренландии, что может вызвать подъём уровня Мирового океана от 0.5 до 1,5 метра, в результате этого могут оказаться затопленными низкорасположенные города (преимущественно в устьях рек), а также обширные сельскохозяйственные районы. Также быстрое потепление климата может привести к исчезновению части лесов и других экосистем, что ослабит способность экосистемы поглощать углекислый газ.

Кроме перечисленных опасностей, которое таит в себе грядущее потепление климата, можно назвать и некоторые другие, например, резкие вспышки болезней среди животных и растений. Следовательно, последствия, которые имели бы место при повышении температуры на несколько градусов в ближайшем столетии, ставит под вопрос стабильность существования человеческого общества.

Согласны ли вы с утверждением, что каждый человек должен внести свой вклад в сохранение природы нашей планеты?

Каким может быть ваш личный вклад?

Источники информации:
1.Кузьменок Н.М. Стрельцов Е.А., Кумачёв А.И. «Экология на уроках химии»-Мн.: Изд.ООО «Красико-принт», 1996.-208с.
2. Самкова В.А., Шурхал Л.И. «Экология. Живая планета» -М.: Академкнига/ Учебник, 2011-64с.

Рекомендуем посмотреть:

Рассказ на английском языке на экологическую тему для школьников Внеклассное мероприятие по экологии для школьников ко Всемирному дню защиты слонов Лекция по экологии для школьников 5-7 классов
Участник №19 творческого конкурса «Восхитительная весна» с 1 марта по 31 мая 2019 года
Урок - сказка по химии, 9 класс. Кислород
Опубликовано: 46 дней назад (4 апреля 2019)
Просмотров: 365
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!