Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок - сказка по химии, 9 класс. Кислород

Конспект урока по химии на тему «Кислород» в 9 классе
Автор: Иванова Надежда Сергеевна, учитель химии и биологии МБОУ «Гимназия 166 г. Новоалтайск, Алтайский край»
Конспект урока-сказки в стихах, могут использовать учителя химии, работающие с УМК О.С. Габриеляна, при изучении темы «Кислород» в 9 классе. Разработка поможет разнообразить жизнь школьников и удовлетворить потребности учащихся в эмоциональной сфере. Поможет учителю выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия.
Цель: Создать эмоциональные и организационные условия для изучения простого вещества кислорода, его физических и химических свойств, получении и применении.
Задачи:
- расширить и углубить знания учащихся о кислороде, изучив физические и химические свойства кислорода, закрепить понятие «оксиды»;
- закрепить умения учащихся записывать химические уравнения, рассматривать их с точки зрения окислительно-восстановительных процессов;
- развивать познавательный интерес, содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Организационный момент. Ты присядь и помолчи.
Время сказке уступи…
Изучение нового материала.
В некотором химическом царстве, в неорганическом государстве, жил-был царь - атомарный Кислород. У него было два сына - совершенно разные по характеру: старший сын -Озон, который состоял из трёх атомов, был богат и потому заносчив и жил высоко над Землёй в озоновом слое. Лишь иногда во время грозы любил посещать химическое царство на Земле. Младший сын - озорной, непоседливый очень активный.

«Он может объявиться, где ждут его давно,
Ему ведь не сидится, коль дел полным полно.»

Чтобы вы узнали, как зовут младшего сына - послушайте загадку:

Он бесцветный, но тяжёлый,
В нём огонь всегда весёлый.
Он в крови у нас живёт,
Ну, конечно… (Кислород)

Назовите формулу молекулы кислорода? ( О2)
Как звали младшего сына короля? (Кислород)

Нахождение кислорода в природе.
Кислород безумно любил весь земной народ.
Каждый день, каждый час - он рядом был.
И народ его тоже за это любил.
Однажды бесследно пропал кислород,
Забегали все - волновался народ.
А, чем же нам так кислород этот важен?
Кто нам объяснит, кто об этом расскажет?

Работа с учебником и рассказ учащихся о нахождении кислорода в природе, его значении.

И так как кислород играет важную в жизни роль
В лабораторию сыскную пишет послание король.
(Учитель отдаёт ученику свиток, который его читает всему классу.)

Ученик:
«Чтоб здоров был мой народ,
Нужен срочно кислород.
Урок даю я вам подумать,
А потом готовь ответ.
Не найдёте - кого винить?
Должен буду вас казнить.
Запишите-ка название,
Чтоб со страху не забыть»

Сообщение темы урока «Кислород» , целей урока, мотивация деятельности учащихся.

Физические свойства кислорода
И подчинённым дал он целый лист примет.
Там описал он запах, вкус и цвет,
Но только не понятно Король тот говорил.
И вот какой портретик, на память подарил

Учащиеся читают аннаграммы:
«СЕБЦТЕВНЫЙ, ЗЕБ ХАПАЗА, ЗЕБ ОГЕН-ТЕН НИЗИЖ
(Бесцветный, без запаха, без него нет жизни)

Какими ещё физическими свойствами обладает кислород?

Всё это запишите, быстрее на листок, Чтоб короля утешить, ведь он так одинок!

Получение кислорода
А как докажем королю, что кислород в сосуде.
И как же собирать его туда мы будем?

Беседа о способах собирания кислорода.

Вот перед вами карточки - глядите.
Одна неправильная - вы её найдите!

(Учащиеся работают с карточки на которых показаны способы собирания газов и выбирают способы приемлемые для собирания кислорода.)

Осталось разузнать - а где О2 искать?
Узнали мы что был он у калия хлората.
Затем нашли его у калия перманганата.
(показ карточек с изображением соответствующих формул веществ.)

Кто станет активным, как кислород?
Писать уравнение, получение кислорода.
К доске пойдёт!
(Ученик пишет на доске уравнение реакции получение кислорода из марганцовки и пероксида водорода.)

Спасибо, рыцарь благородный!
Награда не заставит ждать.
Дарю я вам почёт народный,
И ставлю Вам отметку «пять».

Химические свойства кислорода
Однажды ворвался на Землю дракон,
Очень сильный был враг и огромный.
Имел он множество страшных голов,
Из различных веществ изготовлен.

Но, ведь кислород-элемент очень важный.
Очень смелый и отважный.
Вступил кислород в беспощадный бой,
С первою, деревянною головой.
Она лишь тлела перед боем...

Но, чтоб разжечь накал страстей,
Уголёк слегка нагрей
И в кислород его скорей.

Демонстрация опыта «Горение углерода в кислороде»
Глядите, что случилось с ней?!
Уголёк побелел от испуга
И на глазах у всех «растаял» он.
Что с углеродом приключилось?
Скорее запишите, что случилось?

(Учащиеся записывают уравнение реакции горения углерода в кислороде с образованием углекислого газа)

Вторая голова дракона - из серы сделана была.
И синим пламенем прекрасным,
Вдруг, как цветочек расцвела.
Чтоб исключить последние сомненья,
Прошу вас запишите уравнения.

(Учащиеся записывают уравнение реакции горения серы в кислороде с образованием сернистого газа)

Родился сернистый газ,
С резким запахом для вас.

Настала очередь третьей голове - фосфорной.
Вступить в бой с кислородом.
«Фосфор эффектен без преувеличенья.
С ним сражаться - просто развлечение.
Сразу после соприкосновенья.
Побит был фосфор без сомненья.
И только вздохи поражения
Образовали белый дым.»
Друзья, уважать фосфор мы должны,
Вам результаты опыта важны?

Что представляют собой твёрдые частички из которых состоит дым?

И снова, чтобы не было сомненья, Друзья мои, пишите уравнение.

(Учащиеся записывают уравнение реакции горения фосфора в кислороде.)

Не скоро дело делается, да скоро сказка сказывается.
Очень переживал дракон гибель своих неметаллических голов, но вскоре понял свою ошибку: кислород активно взаимодействует с неметаллами. Надо послать в бой металлическую голову, которая сделана из металла, который:

«В клетках и морских глубинах,
Жизнь даёт гемоглобину
Кислород в крови храня.
Вы сидящие здесь в классе,
Вряд ли бы существовали,
Если б не было железа
Если б не было меня.

Демонстрация опыта «Горение железа в кислороде»

Четвёртая голова - ужасно свирепела.
Была она огнём опалена.
Хотя была с железа - но горела.
Летела в стороны железная окалина.
И чтобы все убить сомненья
Есть небольшое предложение-
Запишем это уравнение:

(Учитель на доске пишет уравнение реакции взаимодействия железа с кислородом и объясняет образование железной окалины.)

Железо образует здесь оксиды,
Со степенью плюс 2 и 3.

Что произошло с головами дракона при их взаимодействии с кислородом?(они сгорели.)
*Реакции сопровождались выделением теплоты и света и называются реакциями горения.

Тут и сказке конец, а молодец тот, кто понял:
Кислород - активное вещество, поддерживающее горение и активно вступающее в химические реакции.

У меня к вам есть вопрос
Он такой имеет вид:
Всегда ли при горении,
Получается оксид?

Кислород активен очень
В плен берёт он всё, что хочет.
И при этом - мы то знаем,
Всё в оксиды превращает.

Беседа с учащимися:
Вы посмотрели горение простых веществ в кислороде. Что вы можете сказать о скорости этих реакций? (проходят быстро.)
Какими признаками химических реакций они сопровождаются? (тепло, свет.) Но вещества могут взаимодействовать с кислородом, а свет при этом выделяться не будет. (Показ картинки, где человек красит забор.)
Для чего красят забор? (Чтобы железо не вступило в реакцию с кислородом воздуха.)
Как называются продукты взаимодействия веществ с кислородом? (оксиды.)

(Показ картинки на которой изображён процесс дыхания человека.)

При дыхании вещества организма тоже взаимодействуют с кислородом и получаются? (оксиды).
Как можно доказать, что выдыхаемый оксид - СО2? (известковой водой.)

(Учащиеся берут стеклянные трубки и пропускают выдыхаемый воздух через известковую воду, наблюдают помутнение раствора.)

Показ картинки с изображением осеннего парка и рассказ о сорных курах, которые высиживают своих птенцов на куче опавших листьев: то разгребая, то загребая кучу.

Для чего они это делают? (Гниение это тоже взаимодействие веществ с кислородом, которое сопровождается выделением тепла.)
Вывод:
Приведённые примеры - это частные случаи одного процесса, который называется окислением. Взаимодействие веществ с кислородом называется процессом Окисления, он идёт медленно и не сопровождается выделением света.

Химия- дело не простое и не легкое - учти.
На странице 128 всё внимательно прочти.
А потом о применении, поскорее расскажи.

Работа с текстом учебника и рассказ об областях применения кислорода.
И чтоб могли вы эту сказку
Своим рассказывать друзьям.
Всё точно, кратко, без ошибок,
Подробно вспомнить нужно вам.
Кто хорошо запомнил о горении,
Тот с легкостью запишет уравнения.

Выполнение заданий после параграфа №1,2
Пора заканчивать приём,
Заданье на дом мы даём:
21 параграф изучить,
И получение кислорода повторить.
Скачать Урок - сказка по химии, 9 класс. Кислород

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по химии с презентацией, 10 класс Конспект урока химии, 10 класс. Щелочные металлы Внеклассное мероприятие по химии, 4-6 класс. Сценарий с презентацией Игра «Счастливый случай» по химии для 8-9 классов с ответами

Похожие статьи:

Внеурочное мероприятие по химии, 10 класс

Игра по химии для учащихся 9-10 класса с ответами

Участник №27 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2019 года
Рассказ о весеннем празднике для 7-9 классов "День экологических знаний"
Опубликовано: 2079 дней назад (14 апреля 2019)
Просмотров: 3982
+3
Голосов: 3
Комментарии (2)
Римма Анатольевна Прус # 18 апреля 2019 в 17:00 0
Очень интересная подача материала. Голос.
Лилия Николаевна Маслова # 25 июля 2019 в 15:37 0
Отличная идея! Спасибо! Беру в свою копилку!