Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеурочное мероприятие по химии, 10 класс

Сценарий театрализованного представления, посвящённого открытию первой химической лаборатории при Академии наук в России М. В. Ломоносовым

1-й ВЕДУЩИЙ.

Семь лет существует наш лицей, и седьмой год проводится традиционная научно-практическая конференция.

2-й ВЕДУЩИЙ

1998 год был провозглашен годом М.В. Ломоносова, великого русского ученого, основателя первой химической лаборатории при Академии наук в России.

1-й ВЕДУЩИЙ.

Александр Сергеевич Пушкин сказал о нем замечательно: «Ломоносов был великий человек. Между Петром 1 и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

2-й ВЕДУЩИЙ.

Его ясный ум, полный беспокойного желания все понять, оставлял один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его.

1-й ВЕДУЩИЙ.

Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырем науки.

2-й ВЕДУЩИЙ.

Достигнутое им одним в областях физики, химии, астрономии, приборостроения, геологии, географии, языкознания, истории достойно было бы деятельности целой академии.

1-й ВЕДУЩИЙ.

О Ломоносове писали Л. Эйлер, Д. Менделеев, К. Тимирязев, В. Стеклов, С. Вавилов, П. Капица, ему посвящали свои строки классики нашей литературы Г. Державин, А. Радищев, Н. Карамзин, В. Белинский, А. Герцен, Н. Некрасов.

2-й ВЕДУЩИЙ.

И сегодня нашу лицейскую научно- практическую конференцию мы посвящаем этому великому ученому.

На сцене стол с приборами для химических опытов. М. Ломоносов и Рихман ставят химические опыты.

ЛОМОНОСОВ

Ваше благородие, намерен вам сказать, что уже трижды подавал в Академию наук предложение.

РИХМАН Какое же?

ЛОМОНОСОВ Об учреждении химической лаборатории. Я мог бы трудиться для пользы Отечества, но трижды получил отказ.

Происходит взрыв, дым.

РИХМАН

Да, науки в небрежении находятся. Нам опыты чинить надо, да помещения нет, стеклянных шаров достать нельзя. Пиши прошение в Сенат.

Рихман уходит со сцены. Ломоносов пишет прошение.

ЛОМОНОСОВ (читает написанное прошение). «...Химическая лаборатория при Академии наук для исследования натуральных вещей необходима, и профессор химии без ней почти никакой пользы учинить не может, равно как профессор астрономии без обсерватории и надлежащих тому инструментов, того ради Правительствующий Сенат всепокорнейше просим, дабы по примеру других славных Академий повелено было при Академии наук построить химическую лабораторию по приложенному при сем рисунку и оную удовольствовать нужными к тому инструментами и другими принадлежностями...» Академии наук адъюнкт Михайла Ломоносов.

Читая, уходит.

1-й ВЕДУЩИЙ. На это в 1746 году последовало указание канцелярии Академии о постройке химической лаборатории.

2-й ВЕДУЩИЙ.

К тому времени Ломоносов «высочайшим указом» Елизаветы Петровны был назначен профессором химии, т.е. стал действительным членом Российской Академии наук.

1-й ВЕДУЩИЙ Первым, с чего начал Ломоносов работу в новой химической лаборатории, было изготовление окрашенных стекол. Его увлечение цветным стеклом возникло под влиянием итальянских мозаик, привезенных из Рима графом М.Л. Воронцовым.

2-й ВЕДУЩИЙ.

Ученого тогда поразили красота и изящество этих мозаик, выложенных из природных разноцветных камней, и он решил создать нечто подобное, но не из природных материалов, а из искусственных окрашенных стекол.

Выходит на сцену Ломоносов. Укладывает стекла на поднос.

ЛОМОНОСОВ

Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые стекло чтут ниже минералов,

Приманчивым лучом блистающих в глаза.

Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.

Необходимо к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания мною разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи.

Уходит.

1-й ВЕДУЩИЙ

Стекольная фабрика Ломоносова, построенная в Усть-Рудицах, в 64 верстах от Петербурга, являлась современным по тому времени предприятием. На ней применялись различные технологические приемы обработки стекла: выдувание, вытягивание, литье, прессование, шлифовка, полировка, гранение.

2-й ВЕДУЩИЙ

В благодарность за учреждение Усть-Рудицкой фабрики ученый подарил Сенату мозаичный портрет Петра 1.

1-й ВЕДУЩИЙ

Первой мозаичной картиной для Петропавловского собора стала «Полтавская баталия». Картина поразила всех своей красотой и размерами: ее длина 6,4 м и высота 4,8 м.

2-й ВЕДУЩИЙ

Всего в мастерских Ломоносова было выложено около 40 мозаичных картин.

За работы в области мозаичного искусства Болонская академия наук (Италия) в 1764 году избрала Ломоносова своим почтенным членом.

На сцену входит Ломоносов. Елизавета сидит.

ЕЛИЗАВЕТА. Здравствуй, Михаила Васильевич! Заходи, заходи, жду.

Ломоносов кланяется.

ЛОМОНОСОВ Здравствуй, матушка Елизавета Петровна.

ЕЛИЗАВЕТА Хочу к тебе за помощью обратиться. Слышала, что имеешь ты склонность большую к изучению летописей, истории нашей российской. Вот об этом и хочу с тобой поговорить. Да ты садись.

Ломоносов садится.

ЕЛИЗАВЕТА

Знаешь, Михайла Васильевич, что втянулись мы нынче в войну в Европе, а враги наши распространяют многочисленные пасквили, всякие небылицы о стране нашей, особо стараются Англия и Пруссия. Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России, написанная профессором слова. Знаю, что ты давно собираешь материалы по истории Отчизны нашей. Знаю, что привлекает тебя особенно время отца нашего Петра Алексеевича. Знаю, что хотел бы ты сам продолжить дело написания истории, начатое покойным Василием Никитичем Татищевым. Но уместно нам, чтобы о России писало перо иностранца. И нет сейчас никого, кто пользовался бы большей славой и популярностью, чем Вольтер. Я уже писала ему, чтобы принимался за книгу. Он отвечает, что примется сразу с радостью (давно-де интересуется). Но просит переслать ему сведения об устройстве страны, копии документов, царских указов, дипломатических бумаг, военных донесений, писем царя Петра... Да, впрочем, ты, Михайла Васильевич, лучше моего знаешь, что для того надо...

Для нас важно, чтоб книга сия ознакомила Европу с историей российской, поразила всемогущей силой страны нашей.

ЛОМОНОСОВ

Соглашусь с тобой, матушка, ибо историческая наука должна служить на пользу своего народа и отвечать требованиям строгой правды, ибо справедливостью своей полезна.

ЕЛИЗАВЕТА

Ну, ступай с Богом. Надеюсь на тебя, что не подведешь. Уходит со сцены Елизавета. Ломоносов садится за стол, пишет. Заканчивает писать.

ЛОМОНОСОВ

Нет, здесь у меня произошло смешение штилей: высокого и низкого. Не должно так быть. Низким штилем подобает токмо басни писать. Сумароков и Тредиаковский засмеют. Ну, все, получилось. (Откладывает листы в сторону, задумываясь...)

О, мысли люты!

Кончается мое,

На свете бытие,

Проходит житие,

Пришли последние минуты,

Пришел ко мне тот час,

Который преселяет нас

Во мрачну бесконечность.

Отверста моему смятенну духу вечность.

Погаснут данные мне искры божества,

Потухнут мысли все и чувства вещества,

В ничто преобращусь навек из существа;

Престрашною судьбою

Расстанусь навсегда

Со светом и с собою,

Засну и не проснуся никогда.

На толь я, Боже мой, произведен тобою,

Чтоб сей вкусил я страх

И претворился в прах?

Щедролюбивая и всемогуща сила

Нельзя, чтоб действие лютейшее сносила -

Восстану я опять.

Но, ах, возможно ли исчезнуть и восстать?

Когда есть Бог, возможно,

А Бог, конечно, есть, мы знаем то неложно.

Пишет.

1-й ВЕДУЩИЙ.

М.В. Ломоносов занимался научным творчеством 24 года. За этот период Ломоносов разработал молекулярно-кинетическую теорию; теорию атомно-молекулярного строения вещества; научные приборы для физического исследования химических объектов; исследовал электричество («громовая молния»); изобрел ночезрительную трубу; сконструировал отражающий телескоп; открыл наличие у планеты Венеры атмосферы; осуществил исследование земного тяготения; доказал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля; доказал существование материка на Южном полюсе Земли (до его открытия); работал над созданием атласа Российского; опубликовал «Первые основания металлургии или рудных дел» (свойства металлов и способы их получения); трактат «О сохранении и размножении российского народа»; составил «Краткий Российский Летописец с родословием»; исследовал морские льды и дал первую их классификацию; предложил ряд новых приборов и методов для определения долготы и широты места; по его инициативе создан университет в Москве; был создателем русской оды; сыграл важную роль в разработке таких поэтических жанров, как послание, идиллия, эпиграмма; составил «Краткое руководство к риторике»; создал «Российскую грамматику» (первую научную грамматику русского языка); разграничил стили, классифицировал жанры в литературе; переводил с древнегреческого, древнеримского, древнееврейского, латинского, немецкого, французского, читал на арабском и испанском; в своих естественно-научных произведениях и переводах положил начало русской научной терминологии.

ЛОМОНОСОВ

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать!

Похожие статьи:

Игра по химии для учащихся 9-10 класса с ответами

Сценарий внеклассного мероприятия по химии для 9 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!