Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Творческий отчет воспитателя детского сада по экологии

Творческий отчет воспитателя ДОУ «Формирование экологической компетентности у детей дошкольного возраста»
Содержание
ГЛАВА I Научно-теоретическое обоснование выбранной темы:
1.1 Актуальность темы, ее инновационность;
1.2 Теоретическая база работы по теме;
1.3 Значимость работы по теме для педагога и образовательной организации;
ГЛАВА II Раскрытие динамики и состояния работы по теме/проблеме на основе анализа:
2.1 Что было и что изменилось в ходе работы по теме;
2.2 Чем конкретно определяется результативность, успешность работы;
2.3 Анализ количественных и качественных результатов работы по теме;
2.4 Затруднения в реализации педагогического замысла, пути преодоления;
ГЛАВА III Общий вывод о результативности педагогической деятельности; перспективы дальнейшей работы по теме/проблеме;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Актуальность, инновационность темы.
Сегодня, как никогда экологическое образование стало одной из актуальнейших проблем современного общества.
Мир сделал шаг в новый век. Каким он будет во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – созидателей новой жизни. Экологические проблемы – это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия растущего дефицита экологического сознания. Изменить мировоззрение взрослого человека практически невозможно. Только у подрастающего поколения можно сформировать экологическое сознание. Тогда человек будет считать себя частью природы. Наша задача - формирование у детей дошкольного возраста экологической образованности и культуры поведения к природе. Я уверена, что все приобретенные в это время знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения.
Формирование экологической культуры детей - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Это развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относится ко всем природным компонентам. Конечным результатом должно быть владение определенными знаниями и умениями, навыками и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду.
Сегодня в дошкольном образовании приоритетным становится компетентностный подход. Цель его реализации - компетентный выпускник образовательного учреждения.
Экологическая компетентность проявляется в демонстрируемых ребенком умении и способности пользоваться экологической информацией, решать творческие задачи, анализировать, включаться в экологическую деятельность.

1.2 Теоретическая база работы по теме
Педагогическую ценность укрепления чувств ребёнка средствами природы подчёркивали такие великие педагоги как Ж-Ж Руссо, Г.Песталоцци. Впервые швейцарский педагог-демократ А. Гумбольд, а затем французкий педагог и философ Ж-Ж Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей " чувства природы", как ощущения его облагораживающего влияния на человека.
Выдающиеся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего возраста.
Большой вклад в разработку данной проблемы внесли П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева,И.Р. Колтунова, Н.А. Рыжова и др.
Чтобы достичь намеченных целей экологического воспитания, необходимо просветить ребёнка, дать ему знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения.
Проблема экологического образования и сегодня волнует многих педагогов, общественность.
При составлении плана реализации своей работы я использовала современные источники, изучала литературу по экологическому воспитанию детей: Кондратьева Н.Н. « Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению»; Николаева С.Н. " Методика экологического воспитания дошкольников" и "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве" и др.

1.3 Значимость работы по теме для педагога и образовательной организации
Дошкольный возраст является начальным периодом для формирования и развития экологической компетентности. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания. Я считаю , что моя обязанность, как педагога, донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и ,что люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна и человек не может существовать без природного окружения.
Практическая значимость моего опыта поможет определить пути решения всестороннего развития личности дошкольника связанной с недостаточным уровнем развития речи, мышления, памяти и других психических процессов, личностных качеств через экологическое воспитание. Опыт работы может быть использован воспитателями и родителями в практической деятельности.

2. Раскрытие динамики и состояния работы по теме.
2.1 Работа над темой была начата в 2016 году, с детьми второй младшей группы после проведения диагностики уровня сформированности экологических представлений. Данная диагностика была разработана на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой. Затем работа была продолжена с детьми средней и старшей группы.
Количественные и качественные результаты позволили мне обобщить , проанализировать и выявить уровень сформированности экологической компетентности у детей. У ребят были поверхностные знания об объектах живой и неживой природы. Они затруднялись рассказать о животных , растениях, не осознавали ценности природных объектов,не знали для чего они нужны. На низком уровне находились те показатели (логическое мышление, установление причинно-следственных связей, последовательность событий ) , которые необходимы в экологическом воспитании детей.
Я поставила перед собой следующие задачи:
- смоделировать развивающую предметно - пространственную среду с учетом содержания деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- способствовать накоплению детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;
- развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
- повышать экологическую грамотность дошкольников, вооружать их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формировать активную гуманную позицию по отношению к природе.

2.2 В группе была создана предметно – развивающая среда: уголок природы, сад – огород на окне, мини – лаборатория для экспериментирования, подобрана картотека опытов, дидактических игр по возрасту. Особое внимание было уделено организации экологического пространства на территории детского сада. Это экологическая тропа, цветочные клумбы, огород.
Создав необходимые условия для экологического воспитания детей, я старалась подбирать наиболее эффективные методы и приемы работы с детьми.
Поэтому вся моя дальнейшая работа представляла собой систему по формированию экологической культуры детей в процессе занятий и в свободной деятельности.
Основную роль в формировании системы первоначальных экологических представлений, понятий и знаний я отводила организованной образовательной деятельности (ООД).
На занятиях ознакомительного типа знакомила ребят с животными, растениями и условиями их обитания, которые не представлены в ближайшем окружении и не могут быть познаны через наблюдения. В работе использовала демонстрационные и учебные пособия, рассматривание иллюстраций, картин, чтение детской художественной литературы ,что позволило сформировать у детей отчетливые представления.
На занятиях углубленно-познавательного типа показывала детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Такие занятия проводила после длительных наблюдений. На них дети обучались умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы.
В старшей группе проводила занятия обобщающего типа . В процессе бесед у ребят формировались обобщенные представления о растениях, животных, временах года.
Комплексные занятия строила на разных видах деятельности, что всегда способствовало более легкому и быстрому усвоению содержания.
Из инновационных форм проведения ООД особенно были интересны детям занятия – путешествия, занятия-конкурсы, занятия-эксперименты.
Из своего опыта работы могу сказать, что формирование у детей ответственного отношения к природе – процесс длительный и сложный. Когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы. Поэтому не менее важно регулярно наблюдать за природой. На основе таких наблюдений в природе у детей формируются первоначальные представления о природе, которые в дальнейшем помогут им увидеть и понять связи и отношения природных явлений.
В своей работе я активно использовала метод циклических наблюдений . Отдельно взятый цикл – это ряд наблюдений за конкретным объектом природы. Каждое такое наблюдение имеет свою цель и определённое содержание. В комплексе все наблюдения одного цикла формируют у детей всесторонние и систематизированные знания о растениях и животных.

Одно из самых действенных средств экологического воспитания дошкольников - игра. Экологические игры в нашей группе имели место и на занятиях, и в деятельности взрослого с детьми (в наблюдениях, в трудовой деятельности, в содержании праздников и развлечений) и в самостоятельной экологически ориентированной деятельности детей. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и лучше усваивают материал.
Ролевые; дидактические; имитационные игры помогают детям уточнять, закреплять, расширять имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Они способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях.
В свободное время дети с удовольствием играют в настольно-печатные
игры: «Ботаническое лото», «Кто где живет?», «Кто что ест?», «Игры - мемори Овощи-фрукты» и др.
Хорошим способом закрепления материала является инсценировка. Дети с
удовольствием разыгрывают знакомые сюжеты. У детей улучшается речь, они становятся увереннее в себе.
В моей работе неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор. Фольклорные средства (загадки, пословицы, поговорки) помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитании детей . Пословицы с удивительной меткостью выражают сущность сложных явлений природы.
А загадки вносят игровой момент, являются упражнением в смекалке, развитии логики. Их использую практически в любых ситуациях.
Для привлечения внимания и развития интереса детей в работе применяю экологические сказки, которые, делают экологическое воспитание более занимательным и разнообразным. Ведь дети дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, легче запоминают материал, когда он подается в разнообразных формах, исключающих сухость и монотонность.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Экспериментирование - идеальный метод экологического воспитания.Знания, почерпнутые не из книг, а полученные самостоятельно, всегда являются более осознанными и более прочными. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, соблюдать правила безопасности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой и живой природы.
Правильное отношение к окружающему миру может быть сформировано у детей, если их систематически знакомить с природным разнообразием, демонстрировать связь со средой обитания, вовлекать в практическую деятельность по поддержанию необходимых условий для жизни растений и животных, предоставлять возможность наблюдать за их ростом и развитием.
И поэтому, еще одним эффективным способом реализации задач экологического воспитания является организация проектной деятельности.
В проекте детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
В марте 2017 года мною был разработан и проведен проект «Моя мама- лучшая на свете» Участвуя в проекте ребята узнали о том, что для роста растений нужны земля, вода , воздух, было сформировано умение понимать простейшие взаимосвязи в природе. Ребята с удовольствием участвовали в уходе за растениями, получили массу положительных эмоций в процессе выращивания цветов-подарков для мам к весеннему празднику.
В феврале 2018 года я разработала и провела проект «Лук-наш друг», целью которого было развитие у детей основ исследовательской деятельности, формирование представлений об основных потребностях растения, условиях, которые необходимы для его роста. В этом проекте дети участвовали вместе с родителями. Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. Укрепилось сотрудничество родителей с детьми.
Экологическое воспитание детей проходит через все виды деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы, знакомясь с произведениями писателей, поэтов. В деятельности по изобразительному искусству ребёнок получает возможность творить, создавать красивое в своих работах. Работая в этом направлении я стараюсь сформировать в детях такие качества личности, как умение одухотворять живую и неживую природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм.
Во время тематических занятий по рисованию, лепке дети слушают "звуки природы" и работы у них получаются намного лучше.
На занятиях по физкультуре, начиная с младшей группы, обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям провожу в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.п. Образно-подражательные движения развивают у детей творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движении и пространстве, внимание, фантазию.
Удовлетворяя естественную детскую потребность в движении подвижные
игры помогают развивать ловкость, быстроту, силу. В своей работе я часто использую подвижные игры на основе экологических знаний: «У медведя во бору», «Перелет птиц», «Лягушки и цапли», «Совушка-сова» и др. Играя в подвижные игры дети вместе со знаниями получают заряд бодрости и здоровья.
Немаловажную роль в формировании экологической компетентности играют музыкальные праздники, развлечения, экологические акции . Они приурочены, как правило, каким-либо датам, событиям. В зимний период проводилась акция «Покормите птиц зимой». Весной планируется акция «Встречаем птиц», «Украсим планету цветами и др.
Работая с детьми я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки
семьи. Поэтому большое место я уделяю совместной деятельности детей и их родителей: привлекаю родителей к участию в музыкальных праздниках , акциях экологической направленности, совместному озеленению территории детского сада. Родители вместе с детьми ежегодно и с удовольствием участвуют в тематических выставках поделок из природного материала, выставках рисунков о природе, музыкальных праздниках.
Я считаю, что такой подход способствует не только формированию экологической компетентности, но и сотрудничеству, эмоциональному и
нравственному развитию в отношениях родителей и детей.
Одна из важных задач моей работы - воспитание трудолюбия и бережного отношение детей к природе. Я серьезное внимание уделяю организации работы детей в уголке природы. Цель - привитие всем детям интереса к труду, воспитание ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями , дети убеждаются в необходимости труда . В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений.
Результат моей работы - постепенно все дети становятся инициативными, у них появляется интерес и ответственное отношение к делу.
Большую радость доставляет детям труд на участке, в огороде, в цветнике. Непосредственно соприкасаясь с предметами природы, дети приобретают конкретные знания о ней. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы.
Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работая , дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.
Труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности детей.

2.3 В течение нескольких лет работы я использовала вышеописанные методы и приемы активизации экологического сознания и развития экологической культуры дошкольников, которые применяла на разных этапах обучения детей. Проводив заключительную диагностику и анализируя ее ,я увидела, что у детей повысился уровень экологической воспитанности, который выражается прежде всего в качественно новом отношении к природе. Большинство детей стали понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе, выполнять самостоятельно трудовые процессы, достигая хороших результатов. У детей развилась наблюдательность, появился большой познавательный интерес к окружающему миру, дети любознательны, самостоятельно устанавливают причинно-следственные связи, выявляют признаки «живого» и «неживого».

2.4 Семья, как среда формирования личности, оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Поэтому работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия. Основным затруднением в реализации моего педагогического замысла было то, что у многих родителей уже сформировано определенное мировоззрение, и оно, как правило, базировалось на потребительском отношении к окружающему миру. Поэтому, я думаю, что экологическое просвещение родителей – одно из важных направлений в моей дальнейшей работе.

Вывод о результативности педагогической деятельности
Я считаю, что система педагогической деятельности, направленная на воспитание у дошкольников экологической культуры и выбранные мной формы работы с детьми являются эффективными. Работая над экологическим воспитанием детей, я заметила, что у ребят появился устойчивый интерес к миру природы, который способствовал пониманию экологических проблем, развитию милосердия, любви к природе. Экологические знания позволили развивать логику, мышление, интеллект, творчество ,что так важно при подготовке детей к обучению в школе.
Я уверена, что пройдет время, дети вырастут, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить ее для последующих поколений.

Литература:
1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М.: Просвещение,2002
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет ТЦ Учитель, Воронеж 2002.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду, Москва 2001.
5. Горбатенко О.Ф.Система экологического воспитания в ДОУ.-Волгоград,2007
6. Кондратьева Н.Н. « Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению».

Похожие записи:

Отчет о проведении мероприятия Троица в детском саду в младшей группе Отчёт о выпускном в детском саду Отчет о проведении осеннего развлечения в старшей группе Отчет о проведении праздника «Святая Троица» в детском саду

Похожие статьи:

Конспект занятия на тему «Красная книга» в подготовительной группе

Конспект НОД в старшей группе. Тема: «Животные разных стран»

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Растения - легкие Земли

Опубликовано: 1922 дня назад (20 января 2019)
Просмотров: 11454
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!