Конспект урока истории в 7 классе. Тема "Внешняя политика России в 1705-1709 гг."
Конспект интегрированного урока по истории и литературе "Внешняя политика России в 1705-1709 гг."
Описание: Конспект интегрированного урока по истории и литературе на тему "Внешняя политика России в 1705-1709 гг.". Разработан с помощью технологии развития критического мышления. Конспект составлен для учеников 7 класса, будет полезен учителям истории и литературы.Тема «Внешняя политика России 1705-1725 гг.» по тематическому планированию рассчитана на 2 академических часа. Данная методическая разработка представляет собой первый урок по заданной теме.
Технологическая карта интегрированного урока по истории и литературе для 7 класса на тему "Внешняя политика России в 1705-1709 гг."
Тип урока урок изучения нового материалаОбразовательные ресурсы История России XVII - XVIII вв. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Т.В. Черникова. – М.: Дрофа, 2011 г., поэма А.С. Пушкина «Полтава», презентация, видеоролик «Полтавская битва», карта Северной войны 1700-1721 гг., схема Полтавской битвы и битвы при Лесной, репродукции картин А. Коцебу, Л. Каравака, Н. Ламерссена, П.Д. Мартена, Г. Седерстрёма, А. Зубова, мозаика М. Ломоносова.
Цель урока Охарактеризовать внешнюю политику Петра I в 1705-1709 гг., дать ей оценку, выяснить значение Полтавской битвы.
Задачи урока а) образовательная – продолжить знакомство обучающихся с событиями Северной войны, определить значение битвы при Лесной и Полтавской битвы, дать оценку результатам внешней политики в период 1705-1709 гг., выяснить причины успехов и неудач, выяснить роль Петра I в Полтавской битве.
б) развивающая – развивать умение формулировать цель урока, картографические умения, обобщать и анализировать факты, делать выводы и давать оценку; развивать умение добывать информацию; развитие коммуникативных навыков и навыков исторического анализа; участвовать в коллективном обсуждении.
в) воспитательная – воспитывать любовь к Родине, гордость за свою страну, развивать интерес к творчеству и отечественной истории.
План урока
1. Поражение Августа II
2. Вторжение Карла XII в Россию
3. Полтавская битва
Педагогические технологии и приемы
Технология развития критического мышления
Приемы: «Верю-не верю», двухчастный дневник, ПОПС, 6 шляп мышления
Основные даты
24 сентября 1706 г. – капитуляция Августа II
28 сентября 1708 г. – битва при Лесной
27 июня 1709 г. – Полтавская битва
Структура урока
Организационный момент
Учитель: Добрый день, ребята. Я рада всех вас видеть. Садитесь. Сегодня мы проводим интегрированный урок истории и литературы, на котором продолжим изучение Северной войны. Для этого давайте вспомним всё, что мы уже знаем об этой войне и о первом ее этапе: причины, участники, ход войны в 1700-1704 гг., реформы Петра I в этот период.Ученики: Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.
Отвечают на вопросы, используя карту Северной войны
Стадия вызова
Учитель: Сегодня мы изучим следующий этап войны. Тема нашего урока будет звучать так: «Внешняя политика России в 1705-1709 гг.». Ваша задача определить цель нашего занятия.В начале урока, пока мы с вами еще не изучили тему, предлагаем ответить на вопросы.
Инструктаж по выполнению задания «Верю-не верю».
1. Верите ли вы, что во время Северной войны Карлом XII была захвачена польская столица Варшава?
2. Верите ли вы, что к 1708 году все союзники России вышли из Северной войны, оставив Петра I с Карлом XII один на один?
3. Верите ли вы, что Полтавскую битву выиграла Швеция?
4. Верите ли вы, что Петра I предал гетман Украины?
5. Верите ли вы, что во время Полтавской битвы общее руководство русскими войсками осуществлял Шереметьев?
Ученики: Формулируют цель урока, выполняют задание
Стадия осмысления
Учитель: Давайте вспомним, куда отвел большую часть своих войск Карл XII после победы под Нарвой? Для того, чтобы узнать, как развивались события в Польше, откройте страницу 138, прочитайте первый подпункт «Поражение Августа II» и ответьте на вопрос «Каким образом Северный союз окончательно распался?»Усиление позиций России заставило Карла XII готовить вторжение в Россию. Шведский король планировал идти на Москву через Смоленск, но это направление прикрывала армия под руководством Б.П. Шереметьева. Тогда Карл XII, состоявший в тайной переписке с обещавшим Швеции продовольствие и военную поддержку украинским гетманом Мазепой, свернул на Украину.
К Карлу XII на помощь из Прибалтики двигался Левенгаупт, из Финляндии Лебекер с войсками и продовольствием. Тут армию Карла XII постигли неудачи: армия Лебекера отброшена, украинское продовольствие захвачено русскими войсками. А что произошло с армией Левенгаупта, вы узнаете из доклада (выступление ученика).
После прочтения вам нужно будет согласиться или опровергнуть слова Петра I: битва при Лесной – «мать Полтавской битвы» по схеме:
Я согласен/не согласен с Петром I, что битва при Лесной – «мать Полтавской баталии»
Потому что…/ Так как…
Например…/ Я могу доказать это на примере… (следует привести не менее трёх примеров)
Таким образом…/ Поэтому…/ Исходя из вышесказанного
Инструктаж по выполнению задания ПОПС, деление на 6 групп
Предлагаю вам посмотреть видеоролик о Полтавской битве и схему сражения на стр. 141.
Используя знания, высказывания современника и критика, обращение Петра к армии перед битвой давайте попробуем дать оценку этой битве и определить причины победы России.
В.Г. белинский: |
«Полтавская битва была не просто сраженье, замечательное по огромности сил: нет, это была битва за существование целого народа, за будущность государства» |
Обращение петра i к армии перед битвой:: |
Воины! Вот пришел час, который решить должен судьбу отечества, и вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру порученное, за отечество…не должно вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали… |
Слова советника французского короля людовика xiv герцога сен-симона: |
1709 год принес полное изменение положения на севере, упадок, если не сказать уничтожение, Швеции, которая так часто приводила в трепет весь север и не раз заставляла дрожать Империю и Австрийский дом, и необычное возвышение другой державы, доселе известной лишь по названию и никогда не влиявшей на другие страны, за исключением ближайших соседей |
Перед вами отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Полтава». Давайте выясним, какие чувства испытывал Петр I в ходе битвы. Заполняем двухчастный дневник (Приложение 1)
Инструктаж по заполнению двухчастного дневника: делим страницу пополам, одну сторону подписываем "цитаты", другую "комментарии". По мере прочтения отрывка поэмы заполняем дневник.
Ученики:Читают учебник, отвечают на вопросы
Слушают докладчика, выполняют задание по группам, чтение ПОПС по желанию
Смотрят видеоролик и схему Полтавской битвы, отвечают на вопросы
Рефлексия
Учитель:Давайте вернемся к вопросам, на которые отвечали в начале урока.Теперь предлагаем вам немного поиграть. Вы уже разделены на 6 групп. Каждой группе будет выдана шляпа определенного цвета: белая, черная, красная, зеленая, синяя и желтая. Итак, ученики, получившие белую шляпу должны будут собрать все факты о политике Петра в изученный период; желтую шляпу - должны будут выделить только положительные моменты во внешней политике 1705-1709 гг., а черную – только отрицательные; красную шляпу – должны будут поделится своими эмоциями от Полтавы, при этом можно будет использовать одноименную поэму; зеленую шляпу – пофантазировать, что бы случилось, если бы Россия проиграла Полтавскую битву, и, наконец, синюю шляпу – сделать вывод, успешная была ли политика Петра в указанный период.
Полтавская битва нашла свое отражение не только в литературе, но и в живописи. Демонстрация репродукций картин художников (Приложение 1)
Ученики:Проверка ответов, выступления групп
Домашнее задание
Учитель: Обязательно: стр. 138-143 учебника – пересказПо выбору: нарисовать рисунок или написать эссе на тему «310-летие Полтавской битвы».
Спасибо за урок. До свидания.
Ученики:Записывают домашнее задание
Прощаются с учителем
Приложение 1
М.В. Ломоносов "Полтавская баталия"
А.Е. Коцебу "Полтавская битва"
Алексей Зубов "Триумфальный въезд русских войск в Москву 21 декабря 1709г. после Полтавской
победы"
Густав Седерстрём "Мазепа и Карл XII после Полтавской битвы"
Николас Лармессен "Полтавская баталия"
Луи Каравак "Пётр Великий в Полтавской битве"
Список использованных источников
1. А.А. Данилов История России IX - XIX века. Справочные материалы.
2. История России XVII - XVIII вв. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Т.В. Черникова. – М.: Дрофа, 2011 г.
3. «История России. Конец XVII-XVIII век. 8 класс» - электронная форма учебника.
4. А.С. Пушкин. Стихотворения. – М.: Детская литература. 2012 г.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по истории России 7 класс с презентацией: Россия в 17 - 18 веках Конспект урока истории в 7 классе с презентацией: Царь-реформатор Разработка дидактического материала с использованием технологии обучения на основе самоорганизацииПохожие статьи:
Участник №31 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2018 года
← Викторина ко Дню народного единства для школьников 8-11 классов с презентацией | Интересный сценарий новогоднего праздника в 5 классе с презентацией →
+16↑ Голосов: 16 |
Комментарии (34)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|