Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока истории в 7 классе с презентацией: Царь-реформатор

План - конспект урока в 7 классе. Тема урока: «Царь-реформатор»
Урок по Истории России в 7 классе.
Тема: «Царь-реформатор»
Цели деятельности педагога:
1. Обеспечить условия для изучения событий, связанных с приходом Петра I к власти, выявления основных задач, стоявших перед Россией в конце XYII - начале XYIII веков, рассмотрения основных мероприятий, осуществленных Петром I в начале правления.
2. Способствовать развитию навыков работы с историческим источником и текстом учебника.
3. Способствовать развитию умений обобщать и делать выводы.
4. Способствовать воспитанию чувства любви к Родине и уважения к общечеловеческим ценностям.
5. Способствовать воспитанию чувства любви к русской литературе и живописи.
Планируемые результаты:
• Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
• Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;
- готовность к сотрудничеству, коллективной работе.
• Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);
- знание хронологии изучаемого периода;
- знание исторических фактов изучаемого периода;
- рассказ об исторических событиях, их участниках;
- соотнесение исторических фактов и общих явлений.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения:
словесные, наглядные, практический, беседа, самостоятельная работа, проблемно – поисковый.
Образовательные ресурсы:
- интернет,
-«Новый иллюстрированный энциклопедический словарь» /Бородулин В.И. и др.,
- «Толковый словарь русского языка» /Ожегов С.И. и др.,
-мультимедийный проектор и экран,
- карточки с заданиями.
План урока:
I. Организационный момент. (1 мин.).
II. Актуализация знаний. (4 мин.).
III. Изучение нового материала. (33 мин.).
IV. Закрепление изученного материала. (3 мин.).
V. Подведение итогов урока. (3 мин.).
VI. Домашнее задание. (1 мин.).

I.Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Садитесь. (Проверка готовности учащихся к уроку)
II. Актуализация знаний.
Учитель: -Начнем с того, что вспомним, как и кем осуществлялось управление страной в конце XYII века? В этом нам поможет генеалогическое древо. Заполните пропуски и поясните, что здесь представлено.

У: -Озвучьте, что здесь пропущено.
1 ученик заполняет пропуски на генеалогическом древе и поясняет, что после смерти Фёдора Алексеевича в 1682г. наследниками стали его братья Иван и Петр, их вместе венчали на царство. Правительницей государства-регентшей при юных царях стала их старшая сестра Софья.
У: -Дадим краткую характеристику правлению Софьи:
Ученики: Софья во что бы то ни стало стремилась удержать власть в своих руках, и вся её внутренняя и внешняя политика была подчинена этой цели. Однако ситуация оставалась сложной: казна была пуста, стрельцы подолгу не получали жалованье и часто бунтовали, Крымские походы были неудачными.
У: - Что вы можете сказать об Иване?
Ученики: - Он был болезненным, слаборазвитым и не мог самостоятельно править страной.
У: -Какими качествами обладал Петр?
Ученики: -Петр, в отличие от старшего брата, был любознательным, активным, много и с охотой учился, особенно у иностранцев.
У: -Какой вывод можно сделать о ситуации, сложившейся в управлении страной?
Ученики: -Правила Софья, но не слишком успешно и подрастали два её брата.
III. Изучение нового материала.
У: -Посмотрим на дальнейшее развитие событий. Перед вами лежит письмо. Прочтите его и ответьте на имеющиеся вначале вопросы, доказывая свое мнение выдержками из текста.

Письмо.
Определите:
1) автора письма;
2) адресата письма;
3) о какой «третьей особе» говорится в письме.
…Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…
Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…
(На мой взгляд, автором письма является Петр, о чем свидетельствует обращение к «государю братцу», которого он «яко отца почитать готов», а Иван был его старшим братом. Следовательно, адресатом является Иван. «Третья особа», упоминаемая в письме – Софья, поскольку сказано, что она владеет государством, причем наравне с автором письма и его братом).
У: -Какой вывод можно сделать, опираясь на данное письмо?
Ученики: -Петр возмущается сосредоточением власти в руках женщины при совершеннолетних царях и призывает брата к изменению сложившегося положения.
У: - Как складывалась ситуация в дальнейшем?
-С этого времени росло противостояние Софьи и Петра. Глава стрелецкого приказа Фёдор Шакловитый советовал Софье убить Петра, но доверенное лицо Софьи кн. В.В. Голицын считал подобный шаг недопустимым. 8 августа 1689г. в Преображенское прискакал гонец с вестью: стрелецкие полки идут сюда. Петр уехал в Троице-Сергиев монастырь, туда же съехались верные ему люди: вельможи, «потешные полки», дворяне, патриарх. Софья осталась без поддержки, была свергнута и заточена в Новодевичий монастырь. Царь Иван, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1698 г.
У: -У Репина есть картина «Царевна Софья», где она изображена после отстранения от власти (слайд 1). Какой она предстает перед нами на этом полотне?
Ученики: - Здесь Софья изображена очень угрюмой, с растрепанными волосами. Видно, что она недовольна своим новым положением.
У: -Подумайте, кто в итоге оказался у власти?
Ученики: -Государями остались Иван и Петр, но реальное управление страной перешло в руки Петра, как более способного к этому.
У: -Верно. И цель нашего урока – познакомиться с началом правления Петра I. Запишите число и тему урока в тетради.(Слайды 2,3) Нам необходимо:
- определить основные задачи, стоявшие перед Россией в конце XYII - начале XYIII веков;
- рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления.

У: -Попробуем сформулировать те задачи, которые стояли перед Петром I вначале правления.
1. У: -Каким было экономическое положение России в конце XYII века? Вы сказали, что казна была пуста. Из каких источников её можно было пополнить?
Ученики: -Поскольку при Софье казна совсем опустела, то необходимо было её пополнить. Для этого следовало развивать промышленность и торговлю, откуда идут основные налоговые поступления.
У:-Как же можно сформулировать и записать данную задачу?
Ученики: -Развитие экономики.
Ученики записывают в тетрадях.
2.У: - Имела ли Россия выход в море? Покажите на карте.(Слайд 4)
Ученики: - Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря.
У: -Удобно ли было вести торговлю через эти моря?
Ученики: -Они были не слишком удобны для торговли с иностранными державами, Белое море замерзает, а через Каспийское можно торговать лишь с Персией
У: -Наличие выхода в какие моря сулило России выгоды? Как можно было получить выход в эти моря? Покажите их на карте.
Ученики: -Необходимо было завоевать выход в Черное и Балтийское моря.
У: -Молодцы. Совершенно верно. Итак, следующая задача - «завоевание выхода в Черное и Балтийское моря»
Ученики записывают в тетрадях.
3. У: -Что нужно для осуществления завоеваний?
Ученики: -Для этого необходимо иметь сильную армию и флот.
У: -Что представляла собой русская армия XYII века?
Ученики: -Стрельцы бунтовали, полки «нового строя» были малочисленны, ополчение плохо вооружено и обучено, а флота вообще не было. Следовательно, нужно было создавать сильную армию и флот.
У: -Верно, это являлось одной из важнейших задач того времени.
«создание сильной армии и флота»
Ученики записывают в тетрадях.
У: -Как же шло осуществление этих задач? Ответы на данный вопрос я предлагаю вам найти, самостоятельно поработав с учебником и дополнительной справочной литературой.
1группа учеников получает каточку №1. Азовские походы (Слайд 5).
1.Какова цель этих походов?
2.Назовите даты Азовских походов?
3.С кем воевала Россия?
4.Каковы результаты 1 и 2 Азовских походов?

2группа учеников получает каточку №2. Строительство флота.(Слайд 7)
1.Когда и где началось строительство флота в России?
2.Объясните понятия «верфь» и «галера» (индивидуальное задание для слабого ученика)
3.Кто трудился на строительстве флота?
4.Что такое «кумпанство»?
5.Из каких слоев населения создавались «кумпанства»?

6.Какое значение имело начало строительства флота?
3группа учеников получает каточку №3. «Великое посольство».(Слайд 9)
1.Когда состоялось «Великое посольство»?
2.Цели «Великого посольства».
3.Состав «Великого посольства».
4.Объясните понятие «волонтёр» (индивидуальное задание для слабого ученика)
5.Каким был маршрут «Великого посольства».
6.Итоги «Великого посольства».
У: - На выполнение задания вам дается 10 минут, а затем озвучьте найденные ответы. А мы все вместе начнём заполнение таблицы «Деятельность Петра I», которую продолжим заполнять на последующих уроках.(Дата, событие, результат)
Поскольку эта тема новая для вас, то в случае затруднений обращайтесь к учителю.
Работа с документами: Ученики, исследуя материал учебника и справочной литературы, отвечают на предложенные вопросы.
Физкультминутка (видеоролик)
У: -Итак, ребята, начнем с рассмотрения 1-го Азовского похода. (Показываю крепость Азов, Азовское и Черное моря, Крымское ханство и Турцию на карте, слайд 6).
Ученики: -Целью Азовских походов являлось завоевание крепости Азов, запиравшей выход из Дона в Азовское море. Тем самым, Россия получила бы возможность плавать по Азовскому и Черному морям. Азовские походы стали продолжением традиционной для Руси борьбы с Крымским ханством и Турцией, вассалом которой оно являлось. Первый поход на Азов состоялся летом 1695г., но не удался: не имея флота, московская рать не смогла перекрыть доступ в Азов с моря. Турки спокойно привозили подкрепления и оружие, поэтому два русских штурма захлебнулись. Обратимся ко 2-му Азовскому походу. Летом 1696г. русская армия подошла к Азову. На этот раз турок блокировали и с суши, и с моря. Галеры не пропускали турецкие корабли к городу. 18 июля 1696г. азовский гарнизон сдался. Так был сделан первый шаг к завоеванию выхода в Черное море.
У: -Спасибо за ответ.
У: -Как Петр I отреагировал на неудачу 1 Азовского похода? На этот вопрос нам ответят ребята, работавшие с карточкой № 2.
Ученики: -За зиму 1695-1696гг. на реке Воронеж возвели верфь. Согласно словарю, верфь – это предприятие для постройки судов. Строили легкие гребные суда – галеры. На строительстве трудились иностранные мастера, знать, Петр I, крестьяне, посадские люди.
Ученики записывают новые понятия и их определения.
У: -Как вы думаете, ребята, что сподвигло царя на личное участие в строительстве флота?
Ученики: -Трудолюбие, любовь к Родине, стремление сделать её могущественной державой.
У: -Да, действительно, он был великий труженик и патриот. Недаром на Адмиралтейской набережной установлен памятник Петру I «Царь-плотник», где он изображен с инструментами в руках (Слайд 8).
То академик, то герой,
То мореплаватель, то
плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин «Стансы»
- Ученики рассматривают картину.
У: -Продолжим разговор о строительстве флота.
Ученики: -Для осуществления этого важного дела в принудительном порядке были организованы «кумпанства» - союзы, в которые входили представители отдельных групп населения. Они создавались из посадских людей, черносошных крестьян, помещиков, купцов и даже монастырей.
С этого времени в Росси появился военный флот, и возросла боеспособность страны.
У: -Запишите новое понятие и его определение.
Ученики записывают новое понятие и его определение.
У: -Спасибо за исчерпывающий ответ.
У: -Следующим важным шагом молодого царя стало «Великое посольство» (Слайды 10,11). Послушаем рассказ о нем.
Ученики: -«Великое посольство» - русская дипломатическая миссия в Западную Европу с целью поиска союзников в борьбе с Турцией, найма иностранных специалистов, закупки вооружения и учебы за границей. Посольство было названо «великим» за свою численность. В его состав входили дипломаты, переводчики, солдаты и офицеры охраны, волонтёры. Согласно словарю, волонтёр – это доброволец. Они ехали, чтобы учиться кораблестроению и военному делу. Возглавляли «Великое посольство» Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын. Царь ехал инкогнито под именем десятника Петра Михайлова. В течение 1,5 лет (1697-1698гг.) они посетили Пруссию, Голландию, Англию, Австрию, Речь Посполитую. (карта)
У: - Чем занимался Петр во время «Великого посольства»?
Ученики: -Работал на верфи, где учился кораблестроению, старался овладеть различными ремеслами. Итоги «Великого посольства»: союзников в борьбе с Турцией не нашли, но зато удалось найти союзника в борьбе против Швеции в лице Речи Посполитой. Все остальные цели посольства были достигнуты.
У: -Спасибо. Вы хорошо поработали над заданием, правильно ответив на все вопросы. А почему Петр был вынужден прервать поездку? Видеоролик.
Ученики: - Он прервал поездку из-за восстания стрельцов. Они двинулись на Москву, чтобы пограбить и побить ненавистных бояр, а также поставить к власти «доброго царя», но были разбиты. Вернувшись, Петр устроил расследование, и более тысячи стрельцов были казнены.
У: -Этому событию посвящена картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» (Слайд 12). Что на ней изображено?
Ученики: -Площадь перед собором Василия Блаженного, на которой ожидают своей печальной участи стрельцы.
У: -Ну что же, сделайте вывод о том, какие задачи начал реализовывать Петр1, вступив на престол?
Ученики: - развитие экономики («Великое посольство»);
- создание флота;
- завоевание выхода в Азовское, а значит и Черное море
Ученики: Действительно, Петр мечтал о превращении России в великую державу. Очень ярко и образно передал его мысли А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник» (слайд 13), отрывок из которой сейчас прозвучит.
Ученик: -На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
У: -Спасибо за замечательное выступление.
IY.Закрепление изученного материала. Проверим заполнение таблицы «Деятельность Петра I», работа над которой будет продолжена на последующих уроках.
Ученики (поочередно) называют заполненные столбцы таблицы.
Y. Подведение итогов.
У: -Итак, подведем итоги. Модераторам рабочих групп предлагается оценить работу учащихся в группах с обоснованием.
- С чем мы сегодня познакомились на уроке? Что узнали нового? Что вам показалось наиболее интересным?
Выставление оценок учащимся.
YI. Задание на дом.
-Прочитайте § 13, выполните задание 4 на странице 116.
Задание по выбору:
Подготовьте сообщение об А.Д. Меншикове (1 ученик по желанию, задание повышенной сложности)
Презентация на тему: Софья в изгнании

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по истории России 7 класс с презентацией: Россия в 17 - 18 веках Разработка дидактического материала с использованием технологии обучения на основе самоорганизации Конспект урока истории в 7 классе. Тема "Внешняя политика России в 1705-1709 гг."

Похожие статьи:

Интеллектуальная игра по истории, 7 класс

Опубликовано: 3314 дней назад (27 ноября 2015)
Просмотров: 3720
Рубрика: Мои уроки
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!