Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду. Консультация для педагогов
Игра-основное средство обеспечения гармоничности в эмоциональной сфере
Пока ребенок не ходит в дошкольное учреждение, он находится в тесном эмоциональном контакте с близкими взрослыми, чувства, которых созвучны его собственным чувствам.При поступлении в детский сад ребенок на какое–то время расстается с близкими людьми, поэтому в период адаптации к новым условиям важно обеспечить ему эмоциональный комфорт.
Можно выделить два основных фактора комфортного привыкания к детскому саду:
1) создание предметно-игровой среды
2) благоприятное для ребенка взаимодействие с новыми взрослыми.
В создании предметно-игровой среды важная роль отводится игрушке, которая зачастую выполняет функцию стабилизации эмоционального состояния детей.
Особенности жизненного тонуса малыша, его настроения и эмоционального состояния тесно связаны с двигательной активностью. Поэтому в группе и на участке должно быть достаточное количество игрушек, организующих динамичное освоение мира. К ним можно отнести велосипеды, большие машины, всевозможные каталки, мячи разных размеров, тележки.
Игрушки желательно расставлять в разных местах групповой комнаты: на полу, на полке. Доставая их, ребенок вынужден двигаться, прилагать усилия. Это снимает эмоциональное напряжение, отвлекает от неприятных мыслей.
Для некоторых детей важна так называемая «сюжетная атрибутика»,причем в раннем возрасте игровые наборы спальни или например, кухни одинаково привлекают как мальчиков ,так и девочек.
Обязательно нужны куклы, которых можно укладывать спать, кормить, купать и одевать. Детям этого возраста нужны куклы с нарисованными глазами, короткой стрижкой, мягкими руками и ногами, чтобы их легко можно было посадить, поставить, положить, одеть.
Жесткая кукла с несгибающимися руками и ногами раздражает ребенка.
Также в детском саду нужны звучащие игрушки и инструменты: музыкальный телефон, музыкальные ящички с фигурками.
Такие игрушки не только вызывают у детей приятные эмоции,но и выполняют исключительно важные функции: отвлекающую и организационную.
Желательно, чтобы в первые дни посещения ребенком дошкольного учреждения в группе звучала фоновая музыка, например веселая детская песенка. В нужный момент ее можно включить погромче, попеть и потанцевать под нее вместе с детьми. Под влиянием впечатлений, вызванных музыкой раскрываются даже инертные, замкнутые малыши.
Дети раннего возраста осваивают мир руками, поэтому в группе должны быть игрушки и предметы, с которыми можно производить различные действия: нанизывание, откручивание, продевание, завинчивание. Желательно, чтобы эти предметы были контрастной величины, например большая пирамида.
Важно так организовать предметно-игровую среду, чтобы дети могли играть там, где им удобно.
Очень часто малыши, только начинающие посещать детский сад напряжены и готовы расплакаться не потому, что мамы нет рядом, а потому, что их пугает еще не освоенное пространство.
Они бояться неизвестности «А что за этой дверью?»
Положительное эмоциональное состояние, способствующее оптимальной активности, не может возникнуть без соответствующего настроя окружающих ребенка людей.
Поэтому другой фактор, обеспечивающий комфортное привыкание к детскому саду,- соучаствующий взрослый, который эмоционально и физически поддерживает малыша, вселяет в него уверенность в безопасности, помогает ему более успешно овладеть необходимыми действиями, восхищается его успехами, развивает в нем чувство самоценности. Таким взрослым в детском саду выступает воспитатель.
С приходом ребенка в детский сад привычные для него формы общения, соучастия, помощи и оценки начинают катастрофически быстро изменяться, даже разрушаться.
Ребенку это не понятно, и он ждет от взрослого, заменяющего маму, того, к чему привык. И воспитателю не всегда известно, чего конкретно ждет от него малыш.
Понятно, только одно, почти каждый ребенок любит ласку, поэтому наиболее эффективны в период адаптации, впрочем и в последующее время различные формы телесного контакта.
Однако разные дети нуждаются в различном телесном контакте.
Хорошо взять его на руки, обнять, посадить на колени, погладить и поиграть с ним в веселую потешку.
Другому ребенку подойдет активный телесный контакт: ему понравится, когда его покружат.
Особая роль в период адаптации ребенка отводится игре и различным игровым приемам, требующим общения с другими детьми.
Этот всевозможные хороводы, игры в поезд, в которых необходимо взяться за руки или положить руки на плечи впереди стоящего.
Такие игровые действия желательно сопровождать музыкой или предложить самим детям их озвучить.
Ребенок раннего возраста находится в тесном эмоциональном контакте с близким взрослым, чаще всего с мамой и эту систему отношений он переносит на детский сад.
Полностью воспроизвести такие отношения не реально, но их можно реализовать в сюжетно-двигательных играх.
Работа с детьми, которые еще только привыкают к дошкольному учреждению, чрезвычайно сложна и эмоционально затратна.
Поэтому воспитатель должен заранее быть готов к тому, что игра может не у всех детей вызвать однозначный отклик.
Очень многих еще надо будет «разбудить» и ввести в этот интересный притягательный мир.
Однако именно игровая деятельность наиболее эффективно обеспечивает позитивный эмоциональный настрой детей на пребывание в коллективе, на выстраивание положительных отношений со сверстниками в группе, на формирование желания посещать детский сад.
Рекомендуем посмотреть:
Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду Познание окружающего мира в детском саду Консультация для воспитателей ДОУ. Классическая музыка для детей Деловая игра для педагогов ДОУ← Конспект развлечения в подготовительной группе. Профессии | Досуг «Мой веселый звонкий мяч». Средняя группа. Конспект →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!