Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить». Младшая группа
Консультация для родителей младших дошкольников ДОУ на тему «Как помочь ребенку заговорить»
Первые слова малыша-это всегда большая радость для всей семьи. Но если эти слова никак не появляются, а все ровесники уже заговорили-это повод для беспокойства. Появление ребенка на свет в норме сопровождается криком и в первые месяцы новорожденные плачут достаточно часто. Так, голосовыми реакциями ребенок выражает свое состояние, обычно негативное. В результате последовательного развития ребенка эти голосовые явления постепенно приспосабливаются для выражения позитивных эмоций, а затем, при нормальном развитии, превращаются в речь.
К концу первого-началу второго года жизни у ребенка на фоне продолжающего лепета появляются первые детские слова. По своему звуковому оформлению они могут быть близкими к лепетным звукокомплексам.
Если родители знакомы с закономерностями нормального развития детской речи, они своевременно заменят отклонения в ее формировании и примут ряд профилактических мер.
Следующие несложные игры и упражнения помогут родителям в стимуляции речевого развития неговорящего ребенка.
1 Развивать подражательные движения кистей рук.
«Сорока-ворона»
Сорока-ворона (водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила
Деток кормила
Этому дала (загибаем по очереди)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала: он дрова не рубил, он воду не носил, он печку не топил, он кашу не варил, он Машу (имя ребенка) не кормил.
«Удитка»
Улитка, улитка,улитка ползет
Улитка Маше (имя ребенка) подарки везет.
(держите ладошку ребенку открытой, и своими пальцами рисуйте спираль от середины ладони малыша до основании пальцев).
«Котик»
Есть у котика на лапках
Очень старые царапки (сжимайте в кулачки и разжимайте пальцы сразу обеих рук)
2. Развитие артикуляционной моторики
Игра «Зеркало»
Перед зеркалом-копирование мимических и артикуляционных движений: закрыть и открыть глаза, нахмуриться, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы трубочкой, затем показать зубки.
Игра «Ах как сладко»
Высунуть и убрать язык. Ребенок облизывает поднесенную к его губам ложечку с вареньем.
Игра «Останови лошадку»
Произносить «тпру-у-у!»
3. Развитие речевого дыхания
Различные дыхательные упражнения – сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки: дуть на легкие шарики, карандаши, свечи: дуть на плавающих в тазу уточек, кораблики, на всевозможные вертушки.
4. Игровые приемы, сочетающие дыхательную гимнастику, движения и проговаривание отдельных звуков, слов
«Труба»
Мы пришли и сели (сесть на стульчик)
Играем на трубе ( поднести кулачки к губам)
Подудим в свою трубу (ребенок: « ту-ту-ту, бу- бу- бу»)
«Насос»
Это очень просто: покачай насос ты: Это очень просто: (с-с-с-с-с)
«Котик»
Котик выпил молока (высовывает язык, как лакает кошка)
Откусил он пирога (ладошки вместе-котик кушает)
Лапки вытер (вытираем лапки)
Нос помыл (моем нос)
Мяу! Мяу! – говорил
5. Вызывание у детей двухсловных предложений с помощью слов, где дай, на, вот, тут, играя с предметами (игрушками)
Где мячик? (де мя?) – вот мячик
Где машина? (де сина?) – оть сина
Дай машину (дя сина)
Дай кису (дя ки)
6. Для развития речи у детей раннего возраста важно формировать зрительные и слуховое внимание и восприятие, которые имеют большое познавательное значение
Игра «Что звучит»?»
Поочередно издавать звук различными предметами-игрушками, спрятанными за ширмой, погремушка, барабан.
Игра «Собери пирамидку»
Надевать разноцветные кольца пирамидки, соотнося их не только по цвету ,по величине.
К двум годам у ребенка в речи в норме должны появиться предложения, состоящие из двух-трех слов. Словарный запас быстро увеличивается и к 2 годам активный словарь составляет 300-400 слов. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения.
Если в речевом развитии ребенка замечены те или иные отклонения, то возможно ребенку необходима помощь специалистов: логопеда, психолога, дефектолога, невролога, детского врача-психиатра. Необходимо помнить о том, что любое нарушение всегда легче предупредить, чем исправить.
Ребенок усваивает речь по подражанию, повторяя за взрослыми. Поэтому важно, чтобы образцом для подражания служил грамотный литературный язык.
В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что разговаривать с ребенком следует неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой. Стихи, потешки читать надо выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, четко имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении малыш будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит родитель, у него не будет желания слушать и подражать взрослому.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей в детском саду «Развитие речи в домашних условиях» Консультация для родителей в детском саду «Играем пальчиками и речь развиваем» Консультация для родителей средней группы. Развитие речи детей 4-5 лет← Игры в свободное время в подготовительной группе | Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство развития речи →
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!