Интерактивных форм работы с педагогами в системе дополнительного образования
Опыт работы педагога дополнительного образования. Использование в учреждении дополнительного образования интерактивных форм работы с педагогами
Описание материала: материал может быть полезен педагогам, методистам образовательных учреждений. Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, их уровня активности.
Задачи:
создавать условия для самостоятельной и творческой работы педагогов;
познакомится с передовым педагогическим опытом работы своих коллег;
развивать умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом;
повышать педагогическую компетентность педагогов;
активизировать деятельность педагогов на педсоветах и семинарах, заинтересовать их в участии в профессиональных конкурсах.
***
Методическая работа - важный компонентом образовательной деятельности учреждения дополнительного образования, направлена на непрерывное обновление образовательного процесса, повышение мастерства педагогов. Профессиональная деятельность педагогов, их саморазвитие и самообразование, результаты работы с обучающимися напрямую зависят от содержания методической работы учреждения. Однако большинство педагогов зачастую испытывают трудности в овладении новыми технологиями, обнаруживают неспособность работать в режиме профессионального саморазвития. Поэтому особое внимание уделяется поиску новых форм в методической работе с педагогическими кадрами.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, их уровня самостоятельности и активности в работе на педсоветах, семинарах, заинтересованности в участии в профессиональных конкурсах различного уровня, в Доме ДЮТ наряду с традиционными формами методической работы, используются интерактивные формы и методы работы с педагогическим коллективом.
Что такое интерактивность? Это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем – либо (человеком).
Интерактивные формы работы - это методы позволяющие внедрить в образовательный процесс эффективное общение, что предполагает вовлечение педагогов в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.
Интерактивные формы работы позволяют:
создать условия для активной познавательной деятельности каждого педагога;
повысить уровень мотивации, активности и творчества;
способствовать установлению отношений сотрудничества между коллегами;
формировать организаторские способности и навыки общения;
вырабатывать умение принимать нестандартные решения;
анализировать и оценивать свои действия, уровень собственной компетентности.
Такие формы работы интересны для педагогов, они вносят в образовательный процесс свежие мысли, новые идеи, способствуют сплочению коллектива, имеют значительные преимущества перед традиционными формами работы. Их оригинальность, новизна вызывают интерес, использование игровых методов помогает снять субъективные барьеры в общении (опасения ошибиться, принять неправильное решение и т.д.).
Традиционное обучение более ориентировано на правильный ответ, и по своей сути является формой передачи информации и усвоения знаний. Зато интерактивные формы ориентированы на вопрос и поиск ответа. Они охватывают весь потенциал педагога: уровень и объем его компетентности (социальной, эмоциональной и интеллектуальной), самостоятельность, способность к принятию решений.
Итак, достичь нужного уровня подготовки педагогов возможно при использовании современных технологий, построенных на интерактивных формах работы, развивающие творческие и исследовательские навыки. Знания, приобретенные в опыте, легко применять на практике.
В нашем учреждении существует своеобразный Банк интерактивных форм и методов работы с педагогами. Несмотря на их разнообразие, каждая из форм наиболее эффективна при определенных условиях организации образовательного процесса, при выполнении определенных функций.
Большинство интерактивных форм и методов работы с педагогами могут использоваться как самостоятельное мероприятие, так и являться необходимым элементом других. Например, дискуссия — это и самостоятельный метод, и часть “круглого стола”.
Наиболее эффективными интерактивными формами работы с педагогами нашего учреждения являются:
Дискуссия - коллективное обсуждение какого-то сложного вопроса, это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. Методика проведения дискуссии: заранее готовится литература в соответствии с темой, оформляется помещение, участники знакомятся с темой. Во время подготовки могут быть созданы творческие группы, которые предлагают свою программу, позицию. В конце дискуссии формулируется единственное коллективное решение проблемы или рекомендации.
Вопросов должно быть не более пяти. Чтобы исчерпать самую главную проблему дискуссии, формулировать ее следует так, чтобы была возможность высказать разные взгляды на нее. При этом очень важна роль ведущего: он должен уметь ясно и четко обосновывать выбор темы, которая обсуждается, заинтересовать аудиторию, заставить ее думать.
Диспут от латинского (disputare) – рассуждать, разбирать, спорить. Диспутом обычно называют публичную дискуссию, специально организованную для определенной аудитории.
Как интерактивная форма работы это могут быть столкновения идей, мнений, точек зрения, дебаты после доклада. Как правило, оппоненты определяются заранее.
Семинар - самая распространенная форма работы с педагогами. Цель - совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов в соответствии с современными научными достижениями в области образования.
Тренинг – интерактивная форма методической работы, направленная на получение знаний, умений, навыков, коррекцию установок для успешного решения учебно-воспитательных задач. Во время тренинга совершенствуются умения выступать перед аудиторией, вести деловой разговор, правильно вести себя в конфликтных ситуациях.
Методические посиделки – интерактивная форма методической работы, которая помогает создать благоприятный психологический климат в коллективе педагогов. Предлагаются вопросы для обсуждения, тема объявляется заранее, чтобы все имели возможность подготовиться. Активное обсуждение проблемы чаще всего происходит в непринужденной атмосфере за чашкой кофе.
Методический ринг проводится следующим образом. Два оппонента заранее готовятся к обсуждению двух вопросов. Каждый оппонент имеет группу поддержки. Жюри оценивает уровень защиты каждого взгляда на определенный вопрос, потом все вместе подводят "итоги". Чтобы снять психологическое напряжение, следует заранее продумать, чем заполнить паузу (педагогические ситуации, игровые задания и т.д.).
Педагогические турниры. Начинать подготовку к проведению этой формы методической работы нужно заранее, хотя бы за месяц. Избираются ведущий и жюри. Участникам сообщают домашнее задание. Затем выбирают капитанов и прорабатывают литературу по теме турнира, обдумывают выполнения домашнего задания. Кроме того, предусматривается ряд вопросов, ситуаций, задач, неизвестных команде, которые предстоит решить в ходе турнира.
Проблемный стол как интерактивная форма работы способствует развитию у педагогов стремления к самообразованию, расширение и углубление знаний. Заранее готовятся вопросы для обсуждения, список рекомендуемой литературы, комплектуются творческие микрогруппы, создается пресс-центр, который после окончания подводит итоги, предлагает рекомендации и выпускает методический бюллетень "Опыт. Проблемы. Предложения».
"Круглый стол" признан учеными как одна из эффективных интерактивных форм обучения взрослых. В заседании «круглого стола» принимают участие различные специалисты. Слушателям заранее предлагают темы сообщений, которые будут комментировать приглашенные специалисты; предполагается активное участие педагогов в обсуждении проблемы. Вопросы к приглашенным специалистам формулируются заранее.
Педагогический аукцион направлен на активный обмен новыми идеями, мыслями, педагогическими находками; защиту или пропаганду. На аукционе целесообразно представить идею или проблему, которая больше всего волнует педагогов и в отношении которой существует много разных мнений.
Мозговой штурм способствует развитию творческого мышления и в целом повышает уровень педагогического мастерства. Это быстрое, решительное наступление в игре, цель которого - групповое решение проблемы. Эту форму удобно использовать при обсуждении сложных проблем. Первоочередной задачей группы является поиск новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации.
Банк идей - коллективное проектирование новых идей для решения практических проблем, которые нельзя решить традиционным способом.
Бюро педагогических находок призвано дать педагогам информацию о лучших достижениях в области образования.
В учреждении дополнительного образования интерактивные формы и методы методической работы вызывают у педагогов наибольший интерес и являются наиболее эффективными в развитии творческой активности педагогов, побуждают их и мотивируют к освоению инновационных технологий, к поиску новых подходов и методов в образовательной деятельности детей.
С целью непрерывного повышения компетентности педагогов дополнительного образования методическая служба ДДЮТ старается постоянно включать в методические мероприятия интерактивные формы и методы работы с педагогами, так как они повышают эффективность их проведения, формируют потребность в профессиональном саморазвитии педагогов. Методическая служба старается обновлять Банк новыми интерактивными методами и мотивировать педагогов на использование интерактивных форм и методов в работе с обучающимися при организации образовательной деятельности.
Грамотно построенная система интерактивных форм и методов работы с педагогическими кадрами приведет к повышению уровня профессиональной компетенции и сплотит педагогический коллектив.
Рекомендуем посмотреть:
Приемы развития критического мышления у школьников. Из опыта работы педагога дополнительного образов Социальная адаптация дошкольников в доме детского творчества Опыт работы педагога дополнительного образования. Дополнительное образование детей Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников
+9↑ Голосов: 9 |
Комментарии (9)
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|