Реализация адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с ЗПР в условиях отдельного класса
Реализация адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с ЗПР в условиях отдельного класса
Одним из основных направлений реформ, проводимых в современном школьном образовании, является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Количество детей с ОВЗ, которые сейчас обучаются в общеобразовательных школах, постоянно увеличивается. Работая с такими детьми, учителя нашего образовательного учреждения «СОШ № 35» г. Осинники столкнулись со следующими проблемами:- в нашей образовательной системе недостаточно хорошо разработан вид инклюзивного образования, который бы позволял учителю реализовать весь образовательный маршрут ребенка с ОВЗ;
- в общеобразовательных школах в этом направлении работает мало специалистов, поэтому чаще всего дети с нарушениями развития не получают необходимой им коррекционной помощи;
- чаще всего учителям, которые работают в системе инклюзивного образования, не хватает опыта работы с детьми с нарушениями развития, так как они получают дополнительные знания на курсах повышения квалификации;
- родители не всегда осознают свою роль в организации работы с ребенком с ОВЗ; - имеются объективные трудности, которые связаны с наполняемостью классов, различиями в содержании программ, подходах в обучении.
С 2018 года наше образовательное учреждение ведет работу с обучающимися с ОВЗ в трех направлениях:
1) Инклюзивное обучение. В классах обучаются с ОВЗ с сохранным интеллектом, у которых есть физическая возможность посещать школу (4 обучающихся).
2) Индивидуальное обучение детей с ОВЗ. Эти дети, по какой – либо причине не могут посещать школу (3 обучающихся).
3) В отдельном классе обучаются дети со сходным диагнозом. По заключению городской ПМПК и согласию родителей в таких классах стала обучаться однородная группа детей с одинаковым диагнозом ЗПР (вариант 7.2), для которой нашими педагогами была разработана Примерная адаптированная общеобразовательная программа. (43 обучающихся).
На слайде показано соотношение обучающихся по каждому направлению.
Как вы видите, обучающихся с диагнозом ЗПР значительно больше. Именно по этой причине на одном из заседаний методического объединения учителей начальных классов МБОУ «СОШ №35» остро встал вопрос о необходимости сформировать в нашем общеобразовательном учреждении классы с особыми потребностями в образовании. Администрацией школы было принято решение о создании отдельных классов для детей с ЗПР, что в дальнейшем значительно облегчило работу учителей в классах по адаптированной общеобразовательной программе (далее – АООП).
В АООП были определены обязательные предметные направления учебного плана и учебные предметы, соответствующие ФГОС НОО. Коррекционная работа в таких классах нашими учителями осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов в неделю.
Программа коррекционной работы разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учётом Примерной адаптированной общеобразовательной программы НОО обучающихся с ЗПР. Необходимым этапом ее разработки является адаптация общеобразовательной программы, которая осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. А также анализируются требования государственного образовательного стандарта, содержание примерных программ. Учитываются особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ (по представленным родителями документам).
Преимущество обучающихся с ЗПР в таких классах в том, что ребята имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах.
Специальные условия проведения аттестации обучающихся с ЗПР включают в себя:
• особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
• привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
• присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
• адаптированные инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных способностей обучающихся с ЗПР;
• оказание дифференцированной помощи: стимулирующей, организующей, направляющей;
• увеличение времени на выполнение заданий;
• возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка физического утомления, нервного истощения.
При реализации адаптированной общеобразовательной программы для детей с ЗПР учителями нашей школы создаются специальные условия:
- учитываются индивидуальные особенности обучающегося;
- индивидуальный педагогический подход к обучающемуся, который проявляется в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения;
- обучающемуся с ОВЗ предоставляются психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь;
- реализуется коррекционно-педагогический процесс учителями, логопедом, дефектологом и педагогами-психологами школы;
- в коррекционно-педагогический процесс привлекаются родители детей с ОВЗ.
В работе по адаптированной общеобразовательной программе есть много сложностей, но все они компенсируются тем, что обучающиеся с особыми образовательными потребностями получают шанс на адаптацию и социализацию в коллективе сверстников. В процессе успешного освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося в класс с ООП НОО. Перевод обучающегося с ЗПР с одного варианта программы на другой осуществляется на основании комплексной оценки результатов освоения адаптированной общеобразовательной программы НОО и с учетом мнения родителей (законных представителей обучающихся).
В 2018-2019 учебном году двое обучающихся из класса для детей с ОВЗ МБОУ «СОШ №35» успешно освоили адаптированную общеобразовательную программу и им был предложен перевод в обычный класс с ООП. Родители одного обучающегося отказались переходить в обычный класс, а второй обучающийся решением педагогического совета и по заявлению родителей был переведен в обычный класс. Еще один ученик не усвоил адаптированную общеобразовательную программу. Он прошел повторное обследование в психиатрической больнице и после прохождения городской ПМПК был направлен на дальнейшее обучение в коррекционной школе VIII вида.
В 2019-2020 учебном году еще один ученик был переведен в обычный класс, где ранее обучался, после успешного усвоения АООП.
Таким образом, в ходе реализации АООП НОО для учеников с ЗПР необходимо ориентироваться на получение следующих результатов:
1) освоение АООП начального общего образования обеспечит достижение обучающимися с ЗПР планируемых результатов;
2) результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП начального общего образования будут оцениваться как итоговые на момент завершения начального общего образования;
3) осуществление инновационных процессов сделает возможным достижение высоких показателей коррекционной работы, а именно уменьшение количества детей с ЗПР на этапе перехода на вторую ступень получения образования;
4) реализация адаптированной образовательной программы начального общего образования будет способствовать обеспечению повышения качества образования для обучающихся с ОВЗ.
Вся работа по реализации адаптированной общеобразовательной программы НОО нашим общеобразовательным учреждением направлена на решение задач инклюзивного образования детей с ЗПР в условиях школы.
Рекомендуем посмотреть:
Система работы по формированию рефлексивных умений в учебной деятельности у детей с тяжёлыми нарушен Из опыта работы воспитателя: Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ с помощью игровых разви Методические рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского Условия для реабилитации детей с проблемами в развитии← Экологическое воспитание в начальной школе. Из опыта работы | Личностно-ориентированное обучение в начальной школе. Из опыта работы →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!