Урок литерного чтения. Буква Ю. План-конспект
Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного
Цель: организовать деятельность учащихся, направленную на расширение знаний о функциях буквы Ю (обозначает не только мягкость согласных, но и два звука).Задачи:
Предметные:
- формировать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения слогов, слов, предложений;
- обучать звуко-буквенному анализу слогов и слов;
Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными; определять «работу» буквы ю после согласных и в начале слова.
Метапредметные:
Регулятивные:
- понимать учебную задачу урока;
- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
Познавательные:
- развивать знаково-символических действий моделирования;
- работать над расширением активного словаря;
- мотивировать к учебной деятельности;
- способствовать развитию высших психических функций (внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы).
Коммуникативные:
- уметь осуществлять кооперативное общение со сверстниками (работа в парах);
- слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей;
- обосновывать и доказывать собственное мнение;
- воспитывать настойчивость, упорство, интерес к родному языку.
Ход урока
Организационный момент.Учитель: - Все расселись по местам! Никому не тесно?
По секрету скажу вам – будет интересно!!!
Учитель: - Урок литературного чтения.
Учитель: - Подумайте и скажите, чему мы будем сегодня учиться на уроке?
Ученик: - Мы сегодня будем учиться читать слоги, слова и предложения с буквой «Ю».
Учитель: - К нам в гости пришел юнга (картинка) и приглашает нас в морское путешествие в страну Знаний.
Учитель: - Может кто-то из вас знает кто такой юнга?
(Ученики предлагают свои варианты значения слова)
Учитель: - Ребята, если вы не знаете значение какого-то слова, то можете пользоваться словарем.
Ученик читает по словарю. (Юнга - подросток на корабле, готовящейся стать моряком)
Учитель: - Составьте предложение со словом «юнга».
(Ученики предлагают свои варианты предложения с этим словом)
Учитель: - Составьте схему предложения.
(Один ученик работает у доски.)
Учитель: - Проверьте, правильно ли вы составили схему к этому предложению.
(Самопроверка)
Учитель: -Какое правило нужно помнить, если записываешь предложение?
Ученики: - Первое слово в предложении записывается с большой буквы. В конце предложения ставится точка.
Учитель: -Вы узнаете имя юнги, если будете меня внимательно слушать. Я буду называть мужские имена, а одно из них произнесу дважды. (Алеша, Паша, Юра, Андрей, Игорь, Сережа, Юра, Костя)
Учитель: -Как зовут юнгу?
Ученик: - Его зовут Юра.
Учитель -Давайте хором прочитаем слово. Почему слово записано с большой буквы?
Ученики: - Имена людей пишутся с большой буквы.
Учитель: -А сейчас вы будете работать в парах по карточке. Вам нужно подобрать схему к слову «Юра». Проведите линию от лова к схеме. Не забывайте о том, что работая в паре, вы должны выслушать мнение своего одноклассника.
Учитель: -Схема, под каким номером подходит к слову «Юра»?
Ученики: - К этому слову подходит схема №2
Работа над воздушной струей
Учитель: - Чтобы отправиться в путешествие, нужно поднять паруса на нашей яхте (модель парусника).
Учитель: - перед началом работы я напомню вам правила:
• Вдох делается глубокий и спокойный, через нос. Выдох делается через рот: лёгкий, плавный, длительный.
• Следить за направлением воздушной струей.
• Следить, чтобы во время упражнений не надувались щёки.
• Выдыхаемый воздух нельзя задерживать.
(Упражнение выполняться под счет после показа учителя.)
Направляем струю:
1) воздушная струя проходит по центру языка прямо.
2) струя проходит по центру языка вверх.
3) струя проходит по боковым краям языка.
Учитель: -Встаньте из-за парт. Возьмите в руки парусник и раздувам парус.
(ученики выполняют упражнение)
Учитель: - Парусник готов к путешествию. В путь.
Повторение
Учитель: - На нашем пути остров. Давайте сделаем остановку.
Учитель: -Посмотрите, на песке какие-то загадочные следы и юнга Юра не может понять, на что это похоже. А может, вы знаете, что обозначают эти знаки (зашумленные картинки)
Ученики: - Здесь написана буква Ю
Учитель: - Какие звуки она обозначат?
Ученик: - Она обозначает два звука: [й] [у], когда стоит в начале слова и после гласной буквы. А если стоит после согласного, то обозначает один звук [у], а этот согласный смягчает.
Учитель: -На доске текст, который вы читали на прошлом уроке. Я буду проводить указкой по этому тексту. А когда вы заметете, что предложение закончилось, то хлопните один раз в ладоши.
Юля мала. Она рулила мимо лани, ламы и мула. Няня манила Марию, Маю, Ию, Лию.
Учитель: - Давайте покажем юнге Юре, что мы уже умеем читать слова, в которых встречается буква ю.
- Первое предложение читают дети, сидящие в третьем ряду хором.
-Второе предложение читает Коршунова Д.
-Третье предложение читают только мальчики второго ряда.
Учитель: -Молодцы! Юра приглашает нас на борт парусника. И мы продолжаем путешествие.
Динамическая пауза
Учитель: - Посмотрите, нам навстречу плывет пароход (картинка). На нем перевозят различные грузы. А что находится на борту этого парохода, вы сейчас узнаете!
Учитель: - Плывет пароход!
Ученики: - С чем!
Учитель: - С попрыгушками!
(ученики прыгают на месте)
Учитель: - Плывет пароход!
Ученики: - С чем!
Учитель: - С топотушками!
(ученики топают)
Учитель: - Плывет пароход!
Ученики: - С чем!
Учитель: - Хохотушками!
(ученики хохочут)
Учитель: - Плывет пароход!
Ученики: - С чем!
Учитель: - Тишиной!
(ученики тихо садятся на свои места)
Закрепление ранее изученного
Учитель: -Посмотрите, это же дельфины. Вы знаете, дельфины слышат лучше, чем человек. Они сами могут издавать различные звуки. Послушайте дельфинов. (аудиозапись)
Учитель: - Давайте покажем дельфинам, что и мы можем различать звуки. Читаем хором:
му - мю
ну - ню
лу - лю
ру – рю
Учитель: - Что общего в слогах первого столбика?
Ученик: - Первые буквы - согласные. Во всех этих слогах на втором месте гласная буква у.
Учитель: -Составьте схему к этим слогам.
Учитель: -Что общего в слогах второго столбика?
Ученик: - Первые буквы - согласные. Во всех этих слогах на втором месте гласная буква ю.
-Составьте схему к этим слогам.
Учитель: -А в чем различие? Давайте сравним схемы.
Ученик: - В первом столбике согласные звонкие и твердые, потому что стоит буква У не смягчает предшествующий согласный. А во втором столбике согласные звонкие и мягкие, потому что стоит буква Ю.
Учитель: - А плывем дальше. Мы приближаемся к стране Знаний. Жители этой страны очень грамотные и дружные. Они все работу выполняют вместе. Но и мы умеем работать в парах.
- Возьмите конверты. Достаньте содержимое. (+ лишняя картинка). На карточках нарисованы предметы, в написаниях которых есть буква ю. Слева положите карточки, в которых буква ю обозначает один звук, а справа положите карточки, в которых буква ю обозначает два звука.
Учитель: - Проверьте правильность выполнения работы самостоятельно.
(На доске вывешивается карточка)
Учитель: - Поднимите руку, если вы выполнили правильно. Почему карточки с изображением кота здесь нет?
Ученик: - В этом слове нет буквы Ю.
Работа с учебником
Учитель: - Вот мы и приплыли в страну Знаний. А теперь пришло время показать жителям этой страны Знаний, что мы умеем читать. Откройте учебники. Читаем слова в первом столбике читаем хором. Слова во втором столбике читаем цепочкой.
Рефлексия
Учитель: - Жители страны Знаний очень довольны вашей работой. Юре тоже понравилось, как вы работали. А если вы довольны своей работой и вам понравился урок, то украсьте один из парусников зеленым флажком, а если у вас что-то не получилось, то прикрепите желтый флажок.
Учитель: - На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное занятие по литературному чтению, 1 - 4 класс Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Литературное чтение, 4 класс Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Пословицы и поговорки Конспект урока по литературному чтению. Знакомство со стихотворением Пушкина «Уж небо осенью дышалоПохожие статьи:
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
← Программа для дошкольного образования по ФГОС | Экологическое воспитание в начальной школе. Из опыта работы →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!