Опыт работы старшего воспитателя детского сада по методической работе
Опыт организации методической деятельности старшего воспитателя по решению задач образования и воспитания детей дошкольного возраста
Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало обеспечение качества современного образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства в программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.
Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов нашего дошкольного учреждения -ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Мы считаем, что необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему образовательная деятельность педагога должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Фундаментом познавательного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире.
Познавательное развитие обогащено современным развивающим содержанием и обеспечивает:
- формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
- развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;- ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);
- формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.);
- формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни;
- формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях;
- формирование элементарных экологических представлений.
Нами используется актуальный метод познавательного развития детей дошкольного возраста - экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС ДО, в содержании образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения, как части общей системы образования, более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Деятельность педагогического коллектива детского сада направлена на:
- позитивную социализацию детей дошкольного возраста;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Одним их направление социально-коммуникативного развития является нравственное воспитание. Оно рассматривается нами как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех ее разделах. Содержание программы направлено на воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из направлений работы с дошкольниками становится нравственно- патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, у меня возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Проблема воспитания патриотизма у дошкольников рассматривается мною уже на протяжении 10 лет с момента осмысления Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Мною было выбрано направление работы, способствующее единению семьи, ее обычаев, традиций, тесное взаимное сотрудничество семьи и детского сада в свете решения задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Мною в период 2003-2005 г.г. предложена и успешно использована в детском саду, в то время новая, нетрадиционная форма работы с родителями- Семейный клуб «Звездочка». В настоящее время эта деятельность преобразована в объединение родителей и воспитанников. Главная цель деятельности семейного объединения: создание позитивного микро-социума, в котором каждый может быть активным участником совместной деятельности.
Деятельность клуба строится на принципах:
- принцип равноправия, создающий условия для доверительных и равнопартнерских отношений между педагогами и родителями семей воспитанников;-принцип индивидуально-дифференцированного подхода с учетом социального статуса семьи, возможностей и желания родителей и воспитанников, гарантирующий право выбора;
- принцип систематичности и последовательности работы с каждой семьей, определяющий содержание направление совместной деятельности;
- принцип уважения норм и ценностей семьи, демонстрирующий положительное отношение педагогов ДОУ к продолжению в семье традиций, передающихся из поколения в поколение и созданию новых;
- принцип ориентации на развитие позитивного потенциала семьи, укрепление взаимосвязи поколений, обеспечивающий вовлечение в работу семейного клуба представителей старшего поколения и передачу опыта патриотического воспитания в семье. Разработан и успешно реализуется план деятельности объединения на 2 года
Художественно-эстетическое развитие является для нашего дошкольного учреждения приоритетным. Я уверена, что художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом, реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где чётко определяются задачи стоящие перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни. Для успешной реализации поставленных задач в МБДОУ имеются музыкальный зал, театральная студия и костюмерная с набором театральных атрибутов и костюмов, костюмы для танцевальных номеров и концертной деятельности, музыкальные инструменты и современные технические средства обучения и музыкального воспитания: пианино, музыкальные центры, современная теле и видео аппаратура. Создана и успешно используется в образовательной и совместной деятельности медиотека, в содержании которой сборники классических музыкальных произведений, произведения детских композиторов, популярная детская музыка. Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды. В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой, музыкально-театральной и художественной деятельности: имеются театральные, игровые уголки, уголки творчества ребенка. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием самостоятельно организовывают там свою деятельность по интересам.
Одним из условий обеспечения качества художественного образования является тесное взаимодействие и сотрудничество с ГБУК РО «Сальский музей имени народного художника В.К. Нечитайло». Нами определены цели, задачи и содержание совместной деятельности по воспитанию у дошкольников художественно-эстетического мироведения, творчества, эстетического вкуса. В ходе проведения совместных мероприятий нами используются различные формы работы: кружок по интересам, изба-читальня, посещение выставок подлинных картин современных художников и художников Донского края и города Сальска, познавательный интерактивный урок художественного творчества, мастерская юного художника и т.д. Тематика встреч определяется в начале учебного года, посещают Музей дети один раз в месяц согласно плана.
Рекомендуем посмотреть:
Опыт работы старшего воспитателя детского сада. Интеграция ФЭМП в разных образовательных областях Образец аналитической справки по результатам мониторинга в ДОУ по ФГОС Аналитическая справка по результатам диагностики физического развития и эмоциональной сферы дошколь Творческая группа педагогов в ДОУ это
Автор: Ольга Семеновна Приходько
Опубликовано: 2202 дня назад (12 ноября 2018)
Просмотров: 1486
Рубрика: Методическая копилка
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|