Игра как средство воспитания, обучения и развития личности детей с ОВЗ
Статья: «СТАНЬ ЦВЕТКОМ». Игра как средство обучающей, коррекционной и профилактической работы
Цель- развитие познавательной деятельности посредством игры.
Задачи:
1. Формировать мыслительную деятельность.
2. Стимулировать мыслительную активность.
3. Развивать элементарное умозаключающее мышление и гибкость мыслительных процессов.
Дети с ограниченными возможностями здоровьям — особая категория. Не все формы и методы психологической работы, используемые с обычными детьми, дают положительный эффект в работе с ними. Педагогу здесь необходим особый подход. Хочу поделиться с коллегами некоторыми наработками, которые успешно помогают мне решать проблемы детей с особыми потребностями.
Об интересе к игровой деятельности как чрезвычайно важной стороне жизни ребенка свидетельствует развитие методов игровой терапии. Психология игровой деятельности стала предметом научного осмысления сравнительно недавно. В течение длительного времени игра рассматривалась в основном как способ занять ребенка и дать выход его энергии. Теперь же игра становится важным средством обучающей, коррекционной и психопрофилактической работы.
Игровые методы являются наиболее подходящими для работы с данной категорией детей еще и потому, что во многих случаях они затрудняются в словесных описаниях своих переживаний. Кроме того, эти дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и действий. Их переживания проявляются в игровой деятельности непосредственно и неосознанно.
Упражнение «Цветок»
Я полагаю, что метод направленной фантазии является мощным инструментом, способным помочь детям безопасным образом выразить подавленные чувства, потребности, мысли.
Дети, с которыми мне приходится работать, в большинстве своем из сложных семей, им не хватает тепла, внимания, поддержки взрослых. Так как ребенок гораздо легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые реалистические образы, фантазии являются мостиком к детскому внутреннему миру.
Я предлагаю ребенку ряд цветных картинок с изображением цветов. Затем я прошу его закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и продолжительных выдохов и представить, будто он превращается в один из понравившихся цветков. Я говорю ему: «Ты можешь стать любым цветком». Затем спрашиваю: «В какой цветок ты превратился? Большой или маленький? Слабый или сильный? Как он выглядит? Где растет? Кто за ним ухаживает?» И т.д.
Вопросы помогают мне стимулировать детское воображение. Я заметила, что скованные дети, отличающиеся сильными защитными тенденциями, особенно нуждаются в помощи. Затем я прошу ребенка открыть глаза и нарисовать свой цветок на фоне окружающего пейзажа. Обычно используются краски, но часто мелки и другие материалы. Когда ребенок начинает комментировать изображение, я записываю его слова. Это помогает мне при повторении более точно понять то, что происходит с ребенком.
Я успешно пользуюсь этим упражнением как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми. (Группы не более 3–4 человек.) Подростки особенно живо откликаются на него. Для них оно является эффективным средством самоопределения.
Данное упражнение позволяет не только быстро и эффективно установить контакт с ребенком, но и увидеть реальную картину его внутреннего эмоционального состояния. Рисование и обсуждение внутреннего мира позволяет снять эмоциональное напряжение, расслабиться, включить дополнительные методы воздействия, изменить рисунок (например, после беседы и спокойной релаксирующей музыки), сделать рисунок более привлекательным, ярким, более «счастливым». Как правило, данное упражнение, используемое в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими эмоциональные проблемы, дает незамедлительный положительный эффект. У ребенка улучшается настроение, он охотнее идет на контакт, свободнее говорит о своих проблемах, начинает осознавать значимость своего внутреннего мира, у него появляется желание изменить себя и свою жизнь в лучшую сторону.
Упражнение «Два рисунка»
В школе значительное количество детей опекаемых, проживающих с одной мамой или отцом, то есть таких детей, которых напрямую коснулась ситуация утраты, из социального приюта.
Я использую эту технику главным образом в работе с детьми, переживающими утрату, связанную с родительским разводом, потерей близких людей. Это упражнение заключается в использовании художественных или вербальных метафор, помогающих детям реализовать свои познавательные, эмоциональные и творческие возможности и выразить переживания, связанные с утратой или разводом родителей. Ребенку предлагается рассказать, как он жил после этих событий.
С помощью метафор дети быстрее начинают осознавать различия в своей жизни до и после переломных событий. Такого рода работа дает психотерапевтический эффект, поскольку заставляет детей разобраться в своих переживаниях и, используя рисунок, выразить и осознать свои чувства, а затем обсудить произошедшее. Нередко я прошу детей нарисовать, как они жили до родительского развода и как живут сейчас. Иногда я прошу ребенка подумать о каком-либо природном явлении или событии жизни, которые он хотел бы отразить на своем рисунке, чтобы лучше передать свой взгляд на собственную жизнь до и после случившегося.
Я полагаю, если педагог научит ребенка выражать и понимать свои чувства, ребенок сможет в дальнейшей жизни воспользоваться полученным навыком, независимо от своего возраста и характера ситуации. Здесь очень важно, чтобы ребенок сочинил о себе небольшую историю. Это даст ему возможность лучше передать свои переживания. Я, повторяя вслух те или иные высказывания ребенка, акцентирую внимание на положительных сторонах его личности, многогранности его внутреннего мира.
Упражнение «Город»
Работая с детскими мини-группами детей с ограниченными возможностями здоровья, многие их которых весьма агрессивны, не умеют работать в группе, конфликтны, приходится искать методики, которые позволили бы сплотить участников. Детям в условиях урока часто требуется давать какое-либо задание, чтобы они могли установить друг с другом хороший контакт. Данную методику я применяю в группе детей с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью, а также в группе и в паре конфликтующих ребят. Упражнение способствует быстрому урегулированию группового конфликта, урегулированию межличностных отношений и позволяет определить лидеров.
Группе предлагается большой деревянный ящик с песком, набор мелких игрушек, кубики и дается задание построить «город». Продолжительность упражнения зависит от того, насколько велика группа. Детям дается установка помогать друг другу и построить город сообща. Можно по окончании игры сделать фотографию города. По ходу упражнения целесообразно спрашивать детей, как они себя чувствуют, как воспринимают свою роль в группе, а в конце — как оценивают других участников до и после совместной работы.
Я с большим удовлетворением применяю в работе с детьми упражнение «Город». Оно позволяет сплотить детей уже в начале занятия, сгладить конфликты. Благодаря этой методике дети начинают лучше понимать, что такое совместная деятельность, и устанавливают друг с другом более тесный контакт.
Желаю педагогам, работающим с данной категорией детей, умения понимать и принимать их, а также большого терпения, творчества, педагогических находок.
Рекомендуем посмотреть:
Игра как форма организации жизни детей старшей группы Игры для развития ребёнка 4-5 лет Значение игры в дошкольном возрасте Консультация для родителей детского сада. О роли игры для детейПохожие статьи:
Автор: Елена Валериевна Куксина
Опубликовано: 2502 дня назад (16 февраля 2018)
Просмотров: 1702
Рубрика: Статьи
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!