Сценарий экологической сказки для детей подготовительной группы
Экологическая сказка «Эколобок» для детей старшего дошкольного возраста
Вступительное словоМы стоим перед проблемой экологического воспитания и образования. Человек – единственный экологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии Более того, большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков.
Потерю экологической грамотности можно возродить только воспитанием и образованием.
Для познания экологии детьми можно выбрать любую сказку, где действуют персонажи из мира животных и растений. Например, о похождениях Эколобка.
Герой народной сказки – Колобок очень интересный персонаж. Он сделан из теста и заведомо не имеет никаких экологических свойств. Такому персонажу можно приписывать различные особенности и помещать его в разные экологические ситуации.
Наш Эколобок вступает во взаимоотношения с живой и неживой природой. Следовательно, на него воздействует среда, а он, в свою очередь, как – то ее изменяет.
Это уже экологический персонаж, поэтому Эколобок.
Похождение Эколобка может быть маленьким учебником по экологии для дошкольников. За сказочным сюжетом мы вам сегодня покажем, как действуют высокие и низкие температуры, снег и наст на различных зверей и птиц; как животные приспосабливаются к таким воздействиям; взаимоотношения животных друг с другом, маскировочной окраске…
Целью нашего показа является закрепление в сознании ребенка экологических правил построения мира, тогда в дальнейшем ему будет легче понимать природные явления. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе. Важно, чтобы в раннем детстве у него закрепиласьв сознании достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах.
Ход развлечения
Блок 1
Ведущий: Наступила холодная зима. Однажды Эколобок сидел на окошке, и в голову ему пришла такая мысль:Эколобок: Ой, не хочу, чтобы меня съели бабушка с дедушкой. Пока их нет – мне нужно бежать!
Ведущий: Спрыгнул Эколобок с окошка, распахнул дверь и покатился по лесу. (Эколобок действует по тексту)
Долго катился он по снегу и замерз. А как согреться - не знает. Вдруг на встречу ему бежит волк
Волк: Эй, дружище, почему ты дрожишь?
Эколобок: Мне холодно. Я от бабушки ушел, и от дедушки ушел, а как согреться в мороз – не знаю.
Волк: Глупый ты, простых вещей не знаешь. Чтобы согреться – нужно быстро бегать, как я. Смотри: (Волк быстро убегает)
Ведущий: Эколобок даже не успел испугаться Волка, как того и след простыл. А теплее ему от этого не стало.Эколобок вновь задрожал, как вдруг где – то рядом что - то скрипнуло. Эколобок испугался и зажмурился.
Крот: Эколобок, не бойся меня, я крот. Я находился в норе и услыхал твой разговор с волком. Если у тебя нет ног и ты не можешь бегать, - лучше полезай в нашу нору, там и согреешься.
Эколобок: Я…Я…Я застряну, я же круглый…
(Из – за дерева показалась Лиса)
Лиса: Слушаю я вас и удивляюсь: бегаете, в норы прячетесь… Ничего нет теплее теплой шубы зимой. Спасибо, Лизавета. Хочешь, Эколобок, я дам тебе поносить?
Эколобок: Спасибо, Лизавета, только куда мне твоя шуба я в ней утону. Я могу одеть только шапку.
Лиса: Как хочешь Мое дело предложить. (уходит)
Белка: Эколобок, дружок, посмотри наверх на дерево! Видишь дупло? Приглашаю тебя в гости. У меня и тепло и сытно.
Эколобок: Но я же не могу взобраться на дерево.
Медведь: (басом) Тогда милости прошу в мою берлогу!
Эколобок: Спасибо, друзья, но я не могу использовать ваши советы, потому что я круглый, у меня нет ни рук, ни ног, ни шерсти.
Ведущий: Звери махнули рукой и разошлись, а Эколобку ничего не оставалось делать, как вернуться к бабушке и дедушке. А чтобы было веселее и не думалось о холоде, Эколобок закричал на весь лес:
Эколобок: Ой сюда мои друзья!
Разбегаться вам нельзя.
Я в лесу один остался,
Я замерз, проголодался.
Отведите меня в дом,
А по ходу мы споем!
Песенка колобка и его друзей
1. Если где – то потерялось настроенье,
Или в жизни никакого нет везенья,
Или холод одолел вас совсем,-
Надо просто улыбнуться всем!
Припев: Улыбнись, улыбнись,
Через левое плечо повернись,
Трижды песенку веселую спой
И ты скоро возвратишься домой!
(Эколобок вернулся домой и опять сел на окошко. Звери разошлись.)
Блок 2
Ведущий: Прошел месяц. Потеплело зимой. Эколобок вновь решает отправиться в лес.( Музыка, спрыгнул, покатился)А снег в лесу рыхлый. Эколобок недоумевает, как же животные приспосабливаются жить в таком рыхлом снегу.
Эколобок: Ой какой рыхлый снег, я сейчас, я сейчас утону в нем. (К Эколобку прыгает заяц)
Заяц: Стой, не шевелись! Если будешь скакать и раскачиваться из стороны в сторону, то сразу скатишься с рыхлой дорожки.
Эколобок: Послушай, беляк, и как тебе удается не проваливаться в глубокий и рыхлый снег?
Заяц: А я приспособился. Зимой на моих широких лапах вырастают длинные жесткие волосы, и это позволяет мне ходить не проваливаться.
Эколобок: Вот оно как, а если бы на твоем месте сейчас оказался кабан?
Заяц: Для него рыхлый снег-тоже не помеха. Кабаны перемещаются раздвигая снег.
Ведущий: Эколобок, скажи нам, кто еще приспосабливается жить под снегом?
Эколобок: Медведь
Медведь: Да, это я! Зимой я живу в берлоге, но не ем, потому что мне на всю зиму хватает накопленного летом и осенью жира.
Эколобок: (плачет) А я не везучий, у меня нет никаких приспособлений для передвижений в рыхлом снегу, как же мне сейчас двигаться?
Ведущий: Ребята, нужно срочно помочь Эколобку. Что же нам ему предложить?
Ребенок: Давайте попросим мальчишек спасти Эколобка и отвезти его на саночках домой.
(под музыку дети отвозят Эколобка домой)
1. Эколобочек милый!
Не плачь и не грусти
Тебя на санках надо
Отсюда увезти
Пр: Ты бабушку послушай,
Ты дедушке поверь;
Не будет дома скучно,
Лишь ты откроешь дверь.
2 Ты маленький и смелый,
Ты хочешь много знать,
Учись добро лишь делать
И время не терять.
Блок 3
Ведущий: Наступила вторая половина зимы. Снег начал подтаивать и покрылся коркой - настом. Но Эколобку не сидится дома, его опять тянет путешествовать(звучит музыка, Эколобок катится в лес)
Теперь он в снег не проваливается и лихо катиться по насту, обгоняя даже зайца. В пути его ожидают новые встречи и приключения.
(Эколобок видит Сову, которая ничего не может поймать из – за снежной корки).
Эколобок: Эй, совушка - умная головушка, почему ты мечешься и скользишь по снежной корке?
Сова: Это все только от твоей неграмотности, Эколобок. Я голодна, я поймать ничего не могу, лапки скользят по насту, не позавидуешь! Лучше помоги куропаткам.
Эколобок: А что случилось?
Сова: Видишь ли, куропатки вечером легли спать в снегу, а к утру снег покрылся настом и куропатки не смогли выбраться из своих лунок.
(сова улетает, из под снега доносятся голоса трех куропаток)
Куропатки: Помогите!
Эколобок: Эй, кто там?
1 куропатка: Это мы, куропатки.
Эколобок: Что вы делаете под снегом?
2 куропатка: Мы не можем выбраться из спальных лунок, мешает наст. Разбей его, Эколобок!
Эколобок: Звери, на помощь!
(выбегают зайцы)
Танец зайцев
(куропатки выбираются из под снежного покрова – наста)
3 куропатка: Спасибо, зайчики, если бы не вы, мы бы совсем замерзли.
Эколобок: А как же я?
2 заяц: Мы и тебя не бросим в беде. Что там снежная корка, когда вокруг тебя друзья.
Песня: «Друг мой отзовись»
Блок 4
Ведущий: Наступило лето. В доме бабушки и дедушки с утра настеж открытые окна. А Эколобку не сидится, его мучает жара.Песня «Жара»
Эколобок: нет, пожалуй, я покачусь в лес, там не так жарко.
Ведущий: Но и в лесу солнце достало Эколобка сквозь крону деревьев.
(Эколобок вертится вокруг себя и причитает)
Эколобок: Ой – ой – ой, мне жарко, я растрескиваюсь; я ведь из теста! Что мне делать, помогите!
Ведущий: Кто тут? Не гриб ли из земли лезет?
1 крот: Кто здесь плачет? Я не вижу, слепой.
Ведущий: Эколобок плачет, не может укрыться от палящих лучей солнца, не знает, как переждать жару и где найти прохладное место.
Ребенок: В самом деле? Так пусть крот его к себе в нору заберет. Там прохладно.
Эколобок: А кто такой крот?
Ребенок: Эй, слепой; имя, фамилия, профессия?
Крот: Крот я обыкновенный. Потомственный землерой. Живу и работаю под землей. Заходи, Эколобок, в гости, только у меня прохладно и темно.
Эколобок: нет, нора мне не подходит.
Ребенок: Тогда катись за мной к реке, там не так жарко.
Ведущий: А в реке довольные урчат лягушки. Высовывают из воды мокрые пучеглазые головы, дрыгают лапками, разгоняя по воде круги.
1 лягушка: Прыгай к нам, Эколобок
Эколобок: Что вы, мне нельзя, я же из теста!
2 лягушка: ну как знаешь, тогда парься дальше
Ведущий: Что ж ребята, надо спасать Эколобка, я надену ему бумажную пилотку и помогу добраться домой.
Блок 5
Эколобок: (потягивается). Эх, хорошо спалось в прохладной комнате. Но пора собираться в лес.Ведущий: Опять в лес? А знаешь ли ты Эколобок, что во второй половине лета ты многих своих друзей просто не найдешь в лесу.
Эколобок: Почему?
Ведущий: Потому что многие животные, птицы, рыбы имеют возможность приспосабливать свою окраску и поведение к своим местообитаниям. То есть маскироваться.
Эколобок: А зачем нужно маскироваться?
Ведущий: А вот об этом давай спросим у ребят Ребята, почему животные маскируются?
Ребенок: Прежде всего животные маскируются чтобы быть не заметными для хищников
Ведущий: Правильно, а какие виды окраски вы знаете?
Ребенок: первый из них скрывающая окраска. Она нужна для того чтобы быть незаметными в природе
Ведущий: Совершенно верно. А самим хищникам скрывающая окраска помогает незаметно подкрасться ближе и внезапно овладеть добычей.
(На середину выбегает белки и заяц)
Белка: Я -белка. У меня летом рыжая шубка, а зимой светло серая, которая скрывает меня на фоне зимнего пейзажа. Я не хочу попасть в лапы собаки или куницы. А в серой шубке я не заметна среди хвойных веток, припорошенных снегом.
Ведущий: Спасибо, а что нам может рассказать о себе заяц?
Заяц: Я – заяц. Летом меня называют русаком, а зимой – беляком. Чтобы не попасть в лапы волкам, лисам, рысям,- я зимой одеваю белую шубку. Только самые кончики длинных ушей остаются черными. Но когда нужно спрятаться, я прижимаю уши к спине и прячусь под густой елочкой на снег и меня не видно.
Ведущий: Кто из вас вспомнит второй вид окраски?
Ребенок: Второй вид окраски называется пестрая и расчленяющая. Она выгодна тем, что скрывает форму и очертания, как бы расчленяет на части. Расчленяющая окраска у зебры, тигра, змеи, некоторых рыб.
Эколобок: А у дятла тоже расчленяющая окраска. Его нелегко заметить на стволе.
Ведущий: А еще есть животные с меняющейся окраской. Они быстро меняют окраску тела в соответствии с изменениями окраски среды. Если вдруг в лесу случится пожар, то некоторые птицы и ящерицы тут же примут цвет выгоревшего леса.
Так что, дорогой, Эколобок, тебя в лесу видели бы все звери и птицы, а вот ты многих бы не увидел совсем. Поэтому спасибо тебе, что ты пригласил всех друзей в гости. К тому же ты многое узнал в своих путешествиях по лесу в различные времена года.
Будь счастлив Эколобок, слушайся бабушку и дедушку. А еще люби и береги природу, и она ответит тебе тем же.
Рекомендуем посмотреть:
Сказка о экологической культуре для детей 5-7 лет Экологическая сказка о круговороте воды в природе для детей 5-7 лет Экологическая сказка для школьников «Лесное озеро» Сценарий экологического развлечения в детском саду «Земля - наш дом родной» для детей подготовительнПохожие статьи:
Конспект занятия на тему «Красная книга» в подготовительной группе
Познавательное развлекательное мероприятие по экологии в подготовительной группе. Конспект
Участник №12 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» с 1 марта по 30 мая 2020 года
← Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "День рождения леса" | Анкета для родителей по ПДД в детском саду. Старшая группа →
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!