Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Эссе педагога дополнительного образования «Моя педагогическая философия»

Эссе «Моя педагогическая философия или «Есть ли жизнь за МКАДом?».

Говорят, что современное поколение молодых людей Родину не любит. Тут удивляться не приходится: долго с экранов телевизоров и страниц изданий шла исключительно критика в адрес страны и сожаления в адрес её жителей. Но, как пел Александр Вертинский, «…пора понять беззлобно, что свою родную мать всё же как-то неудобно вечно в обществе ругать». Вот мы теперь и занимаемся воспитанием патриотизма. Как же его воспитывать?
«Есть ли жизнь за МКАДом?» - прозвучала фраза в новой версии фильма «Карнавальная ночь». Конечно, за московской кольцевой жизнь есть, особенно в такой исторически прославленной Суздальской земле. Ростово-Суздальское княжество было колыбелью русской народности и Российской государственности в ту пору, когда не его окраине, в непроходимых болотах и дремучих лесах, дымила десятком труб деревушка Москва. Сейчас всё изменилось, и москвичи приезжают из своего огромного мегаполиса в маленький Суздаль, чтобы подышать его «благорастворённым» воздухом.
Я уверена, что воспитание патриотизма начинается с воспитания любви человека к своей малой Родине, того места, где он родился и вырос. Большую Родину, страну Россию, трудно охватить мысленным взором даже взрослому человеку, много где побывавшему. Два великих поэта, Сергей Есенин и Николай Гумилёв очень любили Родину. Но если Есенин любил деревню, и терпеть не мог чопорный Петербург, то Гумилёв, наоборот, не знал и не любил деревни, а Петербургом восхищался. Есть такая поговорка «Каждый кулик своё болото хвалит». В ней есть некоторая ирония, а я думаю, почему бы кулику не хвалить своё болото, если ему там хорошо? Но любовь к своей малой Родине - это одно, её часто и воспитывать не надо, человек с детства привязан к родным местам. Но вот понимать условия малой Родины и суметь реализовать себя творчески и финансово в них способны не все. Многие молодые люди из Суздаля уезжают, а тем временем в Суздаль приезжает Москва - строить гостиницы и развивать турбизнес. Почему этим не могут заниматься жители Суздаля? В настоящее время все хозяева суздальских крупных гостиниц и ресторанов - люди приезжие. Также непонятно, почему в городе, где можно развивать народные промыслы, процветает торговля китайскими сувенирами? Произведения местных мастеров ограничены пока лоскутным шитьём и керамикой, да и их туристы не найдут, если не знают, где искать. Широкие возможности для применения интеллектуальных способностей предоставляет работа экскурсовода, как музея - заповедника, так и частного. Но даже если не получится у моих воспитанников в дальнейшем связать свою профессию с условиями Суздаля, я надеюсь, что им будет просто радостно и комфортно жить в нём. Интерес к истории и культуре родного города поможет детям понять его значение и красоту, его уникальность.

Поэтому я, используя возможности дополнительного образования, пытаюсь развить у детей интерес к изучению своего родного города, его особенностей и на основе полученных представлений понять, что можно замечательно устроить свою жизнь и здесь.
Началось всё с создания образовательной программы, которая называется весьма банально: «Малая Родина». Сначала слово «родина» я писала с маленькой буквы, но потом, как-то само собой, это слово стало писаться с большой. Программа «Малая Родина», разработанная для старших дошкольников и младших школьников, стала победителем всероссийского конкурса. При реализации программы предусматривалась подготовка старшими различных мероприятий для младших. Так, воспитанники 3 - 5 годов обучения (младшие школьники) готовят занятия, праздники, досуговые мероприятия, выставки для детей первого и второго года обучения (дошкольников).
Эту особенность программы отразил в своих стихах воспитанник объединения, ученик 3 класса Серёжа Вахтанов, тут же он образно рассказал о формах и методах обучения.
Мы все учениками стали и в краеведческом кружке
Всё больше узнаём о крае, о нашей Суздальской земле.
Своими знаньями с друзьями готовы поделиться мы
И раскрываем с малышами все тайны русской старины.
Занятия для них проводим, вот это - «Бабушкин сундук»,
Наряды по старинной моде, творения умелых рук.
Все вещи можно взять, примерить, узнать историю лаптей.
Всё это учит в сказку верить и так понятно для детей.
Ещё мы лекции готовим, и дошколята узнают,
Что город Суздаль очень часто Музеем-городом зовут.
Мы фотографии покажем, и убедятся малыши,
Что города не сыщешь краше, так все постройки хороши.
У нас и выставки бывают, их посещает детвора
Вот это - выставка рисунков, а это - «Наши мастера».
А вот старинные игрушки на выставке для малышей.
Узнай, дружок, всё о матрёшке и поиграть ты можешь с ней.
Экскурсии в музее водим, рассказываем малышам
О нашем суздальском народе, о хлебопашцах, мастерах.
Как город Суздаль был построен и чем прославил край родной
Наш князь Пожарский - храбрый воин и неподкупный «муж честной».
Как жили суздальцы под игом, как строились монастыри.
Спроси, малыш, экскурсовода и на картинку посмотри.
Хоть и малы ещё ребята, но мы их учим мастерить
Макеты, карты, экспонаты, поделки, чтоб гостям дарить.
Трудиться любят дошколята и с нашей помощью плетут
Красивых кукол из соломы, закладки из открыток шьют.
Закончились у нас уроки и можем мы идти играть.
Теперь и дошколят мы будем на наши игры приглашать.
Все эти игры не простые, ведь в них играли в старину.
Сейчас их люди позабыли, но мы их знаем не одну.
Показываем дошколятам мы «Исторический театр».
Спектакли нравятся ребятам, они так сами говорят.
И даже могут вместе с нами в театре сценку разыграть.
Ещё умеют петь частушки, стихи о Суздале читать.
Мы вместе праздники встречаем: с колядкой ходим в Рождество,
А в Троицино торжество берёзке косы завеваем.
Живём мы с малышами дружно, иначе не умеем жить.
Ещё нам научить их нужно свой город, как и мы, любить.

Постепенно программа стала «обрастать» методическими и наглядными материалами, которые послужили основой для экспозиции детского краеведческого музея «Малая Родина». Его экспонаты собирались и изготовлялись «всем миром»: педагогами, детьми, родителями

Музей «Малая Родина»
Явились наивные стихи:
Детский центр наш «Исток» на скрещении дорог
В древнем Суздале стоит, полевым ветрам открыт.
Много в Суздале чудес: колокольни до небес,
Башенки монастырей, знаменитейший музей.
Вот в «Истоке» мы решили: чтобы дети полюбили
Свой чудесный, древний град, чтобы каждый был здесь рад
Жить, работать и учиться, надо всем нам потрудиться
Древний город показать, всё подробно рассказать:
Как наш Суздаль был построен, мастерами обустроен.
Как с врагами воевал, как красоты создавал.
Вот поэтому скорей мы создали свой музей.
Очень, правда, небольшой, но украшенный с душой.
Здесь вы встретите предметы, иллюстрации, макеты.
Мы их сделали с детьми и из дома принесли.
Всё красиво разместили и музей для вас открыли.
Приходите, посещайте, край свой лучше узнавайте.
Всех – и взрослых, и детей, ждёт наш маленький музей!

Мои ребята подрастали, и приходилось расставаться - программа ведь рассчитана на 5 лет. Ещё проблемой стало участие в конкурсах. По краеведческому направлению конкурсы обычно бывают исследовательскими и в них принимают участие старшеклассники. Чтобы удержать наиболее заинтересованных и дать возможность им проявить себя в конкурсах, мне пришлось разработать программу более высокого уровня – «Юные экскурсоводы города Суздаля», которая явилась продолжением «Малой Родины». Чтобы не отстать от времени и предоставить детям, иногда очень занятым, возможность заниматься в удобное для них время, программа была создана в форме дистанционного курса. Можно для размещения дистанционного курса использовать учебный сайт или блог педагога, но очень удобно взять образовательную среду Moodle, где всё разложено «по полочкам».
Курс получился профориентированным. Его задачи:
- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; - развитие познавательного интереса на основе знаний истории и культуры своего края; - развитие готовности учащихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда; - вооружение учащихся методами практической разработки экскурсионного маршрута, практики экскурсионного сопровождения (рассказа и показа); - формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет.
Создавая курс, я и сама увлеклась его формами, очень удобными для педагога и детей. А сейчас по разделам. Вводный раздел содержит инструктивный (организационный) блок (презентация курса, особенности организации его изучения, входной контроль).

Там же - информация для детей: какие разделы, что в них делать, в какой последовательности, что особенно важно, на что обратить внимание.
Курс состоит из трёх разделов. Будущему экскурсоводу необходимо знать основные события истории поэтому первый раздел называется "История Суздаля".

Второй раздел, "Сокровища Суздаля", посвящён основным достопримечательностям, архитектурным и другим памятникам.

Третий раздел, "Создание и проведение экскурсии по авторскому маршруту", предполагает практическое освоение профессии экскурсовода.

Раздел подразделяется на темы. В начале каждой темы даётся основной учебный текст, который необходимо не только прочитать, но и запомнить. Важная информация, знание которой будет оцениваться тестом по итогам раздела, дана в основном тексте. Эту информацию детям необходимо будет включить в содержание своей будущей экскурсии. Будущему экскурсоводу необходимо уметь объяснять слушателем то, что им непонятно. Узнать значение непонятных, устаревших слов или названия архитектурных элементов поможет глоссарий. Для детей я поместила образцы, которые можно использовать для создания своей экскурсии.
Далее идут дополнительные материалы, которые помогают изучению темы. С ними необходимо познакомится, запоминая главное.
Потом нужно выполнить разные увлекательные задания по теме. Они не оцениваются и нужны для повторения материала.

Во время обучения все смогут общаться посредством форума и чата.
В конце каждого раздела выполняется самостоятельная работа, проводится тестирование. Итоговой зачётной работой станет созданная и проведённая ребёнком ЭКСКУРСИЯ.

Учащиеся переходят к изучению следующего раздела только при условии правильно выполненных зачётных заданий. Отличительной особенностью программы является изучение широкого круга краеведческих тем, освоение методики исследовательской работы и практику экскурсоводческой работы.
Мои ребята были увлечены новыми формами обучения и необыкновенно легко запоминали сложный краеведческий материал. К концу первого года обучения они уже могли создать и провести экскурсию для сверстников по музею «Малая Родина», а к концу второго года – городскую трёхчасовую экскурсию по маршруту «Суздаль заповедный». Работа по созданию авторской экскурсии предполагает исследовательскую краеведческую работу. В 2015 году мои учащиеся успешно участвовали во всероссийском конкурсе «Отечество» с защитой работы «Прошлое, настоящее и будущее суздальского Ризоположенского монастыря» и в «конкурсе юных экскурсоводов», который проводил Владимиро –Суздальский музей.

Мои юные экскурсоводы подрастают, появляются новые ученики, но расставаться по окончании дистанционного курса мы, по прежнему, не хотим. Поэтому на следующий учебный год я разрабатываю новую программу, рабочее название которой «Музейное дело». Мы будем вместе ещё три года!

Второсортно звучит «дополнительное»,
Значит, неглавное, в чём же секрет?
Но если мы тоже «образование»,
То никакого неравенства нет.

Нам со школой нечего делить,
Несём совместно мы ребятам знанья.
И видим в этом наш гражданский долг,
Реализацию высокого призванья.

А дети всегда есть дети,
Хотят они знать всё на свете
И обращают внимание
На дополнительное образование.

И вот мы пишем программы
Составляем конспекты и планы.
А успехи учеников -
Результат наших нелёгких трудов.

Для реформаторов образования
Нам, педагогам, хочется сказать:
«Пусть мы зовёмся и впредь дополнительными,
Было бы что дополнять!»

Рекомендуем посмотреть:

Эссе педагога дополнительного образования Эссе педагога дополнительного образования Эссэ педагога дополнительного образования "Моя педагогическая философия" Эссе педагога музыкальной школы
Викторина для детей подготовительной группы. Малая Родина - Суздаль. Конспект
Опубликовано: 2468 дней назад (30 января 2018)
Просмотров: 1304
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!