Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Проект в детском саду по художественно-эстетическому воспитанию. Вторая младшая группа

Проект во второй младшей группе «Свистульки дедушки Филимона»
Уточняющее название работы: Информационно-творческий проект по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников
Автор: Минакова Оксана Юрьевна, Четверухина Маргарита Олеговна воспитатели МБОУ СОШ №162, город Новосибирск
Описание работы: Данная работа представляет собой краткосрочный информационно творческий проект по художественно эстетическому развитию дошкольников, рассчитанный на младший дошкольный возраст, который будет интересен воспитателям ДОО и педагогам дополнительного образования.

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, то что народ пронес через столетия»
М И. Калинин

Постановка проблемы:
Образовательная программа МБОУ СОШ №162 разработана на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, одной из основных задач которой является формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Таким образом, одним из приоритетных направлений в нашей работе является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
В своей группе мы не первый год работаем в этом направлении. Мы успешно знакомили детей старшего и подготовительного возраста в народным декоративно-прикладным творчеством. Однако в этом году работая с детьми 3-4 лет (вторая младшая группа) мы столкнулись с рядом проблемных вопросов:
• Как сформировать интерес детей к народному декоративно прикладному творчеству?
• Как познакомить малышей с историей промысла в доступной форме?
• Как в доступной форме научить младших дошкольников выполнять элементы росписи?
• Как повысить уровень компетентности родителей в вопросе воспитания духовно-нравственных и эстетических чувств детей?
Обоснование актуальности проекта:
Идея создания проекта «Свистулька дедушки Филимона» возникла на основании убеждений о том, что первые яркие впечатления о родной стране, о Родине дети получают в процессе ознакомления с произведениями народного творчества.
В современном мире, где дети перегружены информацией и избалованы разнообразными яркими игрушками народное творчество обладает особой эстетической, нравственной и познавательной ценностью. Оно хранит в себе исторический опыт многих поколений, а так же играет огромную роль в развитии патриотических чувств ребенка. Филимоновские игрушки одновременно и узнаваемы и сказочны, что очень важно для развития образного мышления и воображения. Ценность филимоновской игрушки в её корнях, уходящих в глубокую древность. Мастера - филимоновцы бережно хранят традиции своих предков. Приобщение младших дошкольников к созданию образа филимоновской игрушки (через лепку, составление узоров, рисование) в игровой форме решает поставленные нами проблемные вопросы и делает данную тему актуальной.
Цель проекта: Сформировать интерес младших дошкольников к ценностям традиционной культуры в процессе ознакомления их с одним из видов русских народных промыслов.
Задачи:
Образовательные
• Сформировать интерес детей к народному промыслу;
• Познакомить детей с филимоновским промыслом, его историей и традициями.
Развивающие
• Формировать практические умения и навыки в составлении филимоновских узоров, учить располагать рисунок кругами и полосками, используя в узоре элементы филимоновской росписи;
• Развивать мелкую моторику, цветовосприятие и цветосочетание;
• Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и композиторов по данной тематике.
Воспитательные
• Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев;
• Воспитывать патриотизм, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели второй младшей группы № 5, музыкальный руководитель, воспитанники второй младшей группы, родители воспитанников.
Тип проекта: информационно – творческий, краткосрочный, групповой.
Сроки реализации проекта: декабрь-январь 2018-19.
Ресурсное обеспечение
1.Цифровой фотоаппарат, компьютер, проектор, сеть Интернет;
2. Канцелярские товары; бумага, краски, кисти, глина и т. д.;
3.Материалы на печатной основе: плакаты с образцами филимоновских изделий, несколько свистулек, мужской русский – народный костюм, раздаточные и демонстрационные материалы.
Методы и приемы работы:
• Наглядные: видеоматериалы, плакаты с образцами изделий и отдельными элементами росписи, демонстрационные картинки, настольно-печатные и дидактические игры;
• Исследовательские: постановка проблемных вопросов;
• Словесные: чтение литературы, беседы, словесные инструкции, объяснения, указания, консультации для родителей;
• Практико-ориентированные: создание поделок и рисунков участниками проекта.
Планируемый продукт: выставка детского творчества «Свистульки дедушки Филимона».
Этапы реализации Проекта:
I этап: подготовительный (организационно-диагностический).
II этап: основной (практический).
III этап: заключительный (итоговый).
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
(смотри таблицу в приложении)
Предполагаемые результаты:
• У детей сформирован интерес ценностям традиционной культуры;
• Сформированы знания детей на тему истории возникновения народного промысла, о богатстве и разнообразии филимоновского промысла, особенностях орнамента, используемых цветах и формах;
• Созданы наглядно-дидактические пособия по народному промыслу филимоновская игрушка, пополнена база мультимедийных презентаций и видеотека группы;
• Дополнена развивающая предметно-пространственная среда;
• Сформированы практические умения и навыки в составлении филимоновских узоров с использование элементов филимоновской росписи.
Список литературы:
1.Проектная деятельность дошкольников» Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса
2.«Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа И.А.Лыкова
3.Альбом для детского художественного творчества «Филимоновская игрушка»
4.Комплект технологических карт по лепке «Филимоновская игрушка» 5.Демонстрационный материал «Филимоновская игрушка»

Приложение 1. Комплексно-тематическое планирование к проекту «Свистульки дедушки Филимона» (смотри таблицу в приложении)

Приложение 2. Мониторинг уровня знаний детей, полученных при реализации проекта
«Свистульки дедушки Филимона»

Методы: беседа, педагогические наблюдения.
Цель: выявление уровня сформированности знаний о народном промысле филимоновская игрушка. Беседа должна проходить в спокойной доверительной обстановке. В ходе беседы используются наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий.
В качестве оценивания эффективности реализации программы также используются продукты детского творчества, оформление творческого альбома.
Вопросы беседы:
• Какие цвета используют мастера в своей росписи?
• Из каких элементов можно составить филимоновский узор?
• Какие игрушки расписывают филимновской росписью? (не мене 3х наименований)
• Из какого материала сделаны филимоновские игрушки?
• Что ты можешь рассказать о филимоновской игрушке?
Критерии оценки:
Ребенок уверенно, без подсказки взрослого, правильно отвечает на поставленный вопрос. 3 балла
Ребенок в основном правильно отвечает на вопрос, иногда требуются подсказки педагога. 2 балла
Ребенок не может правильно и самостоятельно ответить на вопрос. Для правильного ответа требуется помощь педагога. 1 балл
Высокий уровень -15- 12 балл;
Средний уровень - 11-7 баллов;
Уровень ниже среднего - 6-3 баллов.

Приложение 3. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе
«Филимоновские свистульки»

Цель: Познакомить детей с народным промыслом – филимоновская игрушка, как с одним из ярчайших представителей народного искусства, с его историей и основными отличительными чертами.
Задачи:
1. Рассказать о промысле села Филимоново;
2. Дать представление о технологии создания игрушек и из дальнейшей росписи;
3. Формировать навыки выполнения филимоновских узоров;
4. Учить детей воспринимать красоту родной культуры.
Оборудование: русский народный мужской костюм для дедушки Филимона, образцы филимоновских свистулек из глины с традиционной росписью, доска, плакаты с образцами росписи, краски трех цветов, кисти, ватные палочки, матерчатые салфетки, баночки с водой, трафареты филимоновских петушков.
Словарь: гончар, свистулька, промысел, филимоновские игрушки, мастерица, барышня.
Предварительная работа: просмотр видеоматериалов и чтение художественной литературы на заданную тему.
ХОД ООД
Воспитатель зовет детей подойти к столу с народными игрушками
Воспитатель(В): Ребята посмотрите какие красивые игрушки я вам сегодня приготовила. Такие игрушки называются народные, потому что все они сделаны руками людей. Давным-давно игрушки стоили очень дорого, и мало кто мог позволить себе купить их своим детям, но ведь все дети очень любят играть в игрушки, правда?
Дети(Д): Да!
В: Знаете что делали люди, которые не могли купить игрушки? Они мастерили их самостоятельно. Мастерить значит – делать своими руками. Игрушки делали из ткани, мочала, из дерева. Мыс вами уже знакомились с глиной, так вот из глины тоже делали игрушки, и с такими глиняными филимоновскими игрушками мы и познакомимся, а расскажет нам про них наш гость, я его специально пригласила…
Звучит русская народная мелодия, входит Дедушка Филимон с корзинкой
В: Смотрите, ребята, а вот и он, кто к нам пришел?
Д: Дедушка
В: Правильно, давайте с ним поздороваемся
Д: Здравствуйте!
Дед Филимон (Ф): Здравствуйте ребята! Узнали меня?
Д: Нет
Ф: Ой, совсем забыл, да я же не представился. Меня зовут Филимон, дедушка Филимон. По профессии я гончар – это такой человек который умеет делать разные предметы из глины. Например посуду и игрушки. Я приехал к вам из моей родной деревни Филимоново, где мы придумали делать вот такие игрушки (показывает свистульку и свистит в нее).
Посмотрите внимательно (обращает внимание на стол с игрушками) какие игрушки вы видите? Какая вам больше всего понравилась?
Д: ответы детей (лошадка, котик и т.д.)
Ф: Правильно, наши игрушки в основном изображают животных – козликов, лошадок, котов, коров, петушков, уточек (демонстрирует игрушки на столе или плакате). А это – Барышня и ее друг Солдат. Раньше эти игрушки всегда делали по одной, но потом мастерицы придумали их соединить вместе и получилась вот такая фигурка – Парочка. Обратите внимание что у всех наших игрушек очень длинные шей, о этому признаку можно узнать что перед вами филимоновская игрушка. А вы заметили как раскрашены наши игрушки? Какими цветами?
Д: ответы детей
Ф: Правильно, в нашей деревне принято составлять узор из полосок, точек и кружочков, используя при этом три основных цвета: желтый, красный или розовый и зеленый. По этим цветам нашу игрушку легко узнать. Иногда мастерицы добавляют в рисунок черный, синий и другие цвета. Посмотрите как выглядит не разакрашеная, не расписанный петушек (демонстрирует фигурку из глины и листок с трафаретом). Какая игрушка вам нравится больше?
Д: Цветная!
Ф: Хорошо тогда я предлагаю вам сейчас пройти к своим столам и попробовать расписать такую лошадку
В: Но сначала мы подготовим наши пальчики к работе:
Ладошки сложим мы вдвоем
Друг об друга мы потрем
Кулачки потом сожмем,
В руки кисточку возьмем.
Пальчики сожмем и покатаем.
Для детей заранее подготовлены рабочие места, на отдельном столе стоят баночки с краской, на выбор детям. Очень важно дать детям возможность закрепить полученные знания, самостоятельно выбрав цвета. Воспитатель вешает на доску два-три варианта росписи.
В: Сейчас вы будете работать самостоятельно, а затем мы с вами составим альбом из наших рисунков и подарим его дедушке Филимону.
Ребята, внимательно посмотрите на образцы рисунков, кисточку старайтесь держать правильно. Не забывайте промывать кисточку и убирать лишнюю воду. Старайтесь узор наносить уверенно и равномерно.
Ф: Вслушайтесь в звуки музыки и приступайте к работе. Расписывайте вдумчиво с душой, фантазируйте, постарайтесь прикоснутся к народному искусству.
Звучит русская народная мелодия, дети выполняют задание. Во время практической работы воспитатель делает целевые обходы:
1. контроль правильной техники рисования;
2. контроль правильности выполнения приемов работы;
3. оказание помощи воспитанникам, испытывающим затруднения;
4. контроль объема и качества выполненной работы.
Ф: Какие красивые игрушки у вас получились! По работам видно, что вы все старались, расписывать свою лошадку филимоновской росписью. А мне пора, альбом с вашими красивыми работами я обязательно покажу нашим деревенским мастерицам. До свиданья ребята!
Д: До свиданья, дедушка Филимон!
Через какое то время после занятия можно провести рефлексию, задать детям вопросы по ходу занятия и закрепить полученные знания.
Скачать Проект в детском саду по художественно-эстетическому воспитанию. Вторая младшая группа

Рекомендуем посмотреть:

Филимоновская лошадка из пластилина. Мастер-класс с пошаговыми фото Проект во второй младшей группе "Книжкина неделя" Летний проект в детском саду во второй младшей группе: Почему насекомые наши друзья? Проект во второй младшей группе на День Матери
Программа кружка Квиллинг в детском саду по ФГОС
Опубликовано: 2114 дней назад (11 февраля 2019)
Просмотров: 3486
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!