Конспект занятия в центре детского творчества: «Модель водного транспорта. Корабль»
Конспект занятия в дополнительном образования: «Модель водного транспорта. Корабль»
Цель: формирование представлений и расширение полученных знаний о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, борта, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности.Образовательные:
1.закреплять и расширять знания о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения;
2.направить детей на самостоятельный поиск способов конструирование корабля.
Развивающие:
1. развивать конструктивное воображение детей;
2. развивать внимание, память, мышление;
3. мелкую моторику пальцев рук;
4. расширять словарный запас (нос, борта, карма, палуба, трюм, каюты, капитанский мостик, рубка, камбуз.);
5. развивать способность к зрительному анализу.
Воспитательные:
1. воспитывать аккуратность, любознательность, желание обыгрывать постройки;
2. воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
3. формировать умение доводить начатое дело до конца.
1. Вводная часть.
(Педагог загадывает детям загадки)
Море, чайки, корабли
Слышат мой гудок вдали.
Порт остался за кормой,
Долгим будет путь домой.
Гордо я плыву вперёд!
Моё имя - …
(Пароход)
На море, в речках и озёрах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен легкостью своей.
(Катер)
Сначала дерево спилили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили.
(Лодка)
Маленькая лошадка
Сто человек перевозит.
(Паром)
Бежит при ветре скоро
Без вёсел и мотора.
(Парусник)
Распрекрасный дворец по морю плывёт,
Белеет на волнах гигант …
(Теплоход)
Педагог: Дети, что хотите сказать? Как связаны между собой все загадки?
Дети: Эти загадки о водном транспорте.
Педагог: Молодцы! Дети, а сейчас я познакомлю вас с историей возникновения судов.
Педагог: Ещё в глубокой древности люди искали средства, с помощью которых можно было бы передвигаться по воде. Как вы думаете, а что послужило первым средством передвижения по воде?
Дети: Бревно.
Педагог: Правильно. Вначале это было обычное бревно. Но на бревне передвигаться было не очень удобно. Отгадайте загадку и узнаете, что придумал человек.
Не корабль и не лодка,
Нет ни весел, ни паруса,
А плывет – не тонет.
(Плот)
Дети: Плот.
Педагог: Хорошо. Ребята, а что представляет собой плот?
Дети: Плавучая площадка в виде скрепленных между собой брёвен.
Педагог: Молодцы! А для чего стали использовать плот?
Дети: Для перевозки людей и грузов.
Педагог: Правильно. На плотах можно было совершать дальние путешествия. А с помощью чего передвигается плот?
Дети: Плот легко плывёт по течению, на мелком месте люди отталкиваются шестом, на более глубоком участке гребут вёслами.
Педагог: Хорошо. Дети, самыми первыми судами были лодки, выдолбленные из отдельного ствола дерева. Для передвижения использовали шест.
Постепенно эти плавающие средства совершенствовались, лодки увеличивались в размерах, их стали делать из отдельных элементов, появлялись надстройки, шест заменили вёслами.
Варяги, так называли на Руси жителей Скандинавии, строили драккары и ладьи с высоко поднятой носовой частью, на которую устанавливали головы драконов (поэтому название – драккар). Суда имели четырёхугольный парус.
В XVI – XVII в.в. строятся различные типы судов: каравеллы, каракки, галионы, фрегаты, в XVIII в. – шлюпки, бриги.
Первый пароход был построен в 1803 г. К середине XIX в. гребные колёса заменяют винтами.
Решающий вклад в создании военно-морского флота внёс Пётр I, лично принимавший участие в проектировании и строительстве кораблей. Вот уже 300 лет под русским Андреевским флагом бороздят воды морей и океанов корабли, преумножая славу российского флота.
В современном понятии судами являются морские и речные средства гражданского назначения, кораблями называют военные суда. К гражданским судам относятся транспортные, научные, промысловые, специального назначения и т.д. Среди пассажирских судов выделяются: теплоходы, пароходы, катера. Среди грузовых выделяются: сухопутные (баржи) и наливные (танкеры). К специализированным судам относятся: лесовозы, углевозы, контейнерные и др. Промысловые суда – траулеры, рыбовозы. Есть суда технического назначения: ледоколы, пожарные. Научные суда оснащены различной аппаратурой для исследований и наблюдений. Есть большая группа спортивных судов: байдарки, яхты, катамараны.
Корабли военно-морского флота предназначены для ведения боя с кораблями противника и для нанесения удара по береговым укреплениям. Среди военных кораблей есть авианосцы, служащие плавучими аэродромами, крейсеры-броневики с ракетными установками.
Есть также подводные корабли-лодки способные плавать под водой до 90 суток, погружаться на глубину до 450 м. Корабли военно-морского флота охраняют священные морские рубежи нашей Родины.
Педагог: Корабль является достаточно сложной конструкцией, в его корпусе есть воздух, который легче воды, от этого плотность корабля становится меньше и помогает ему держаться на воде.
Педагог: Ребята, а вы хотели бы сегодня на занятии изготовить модели судов?
Дети: … отвечают.
Педагог: Я предлагаю сейчас открыть судостроительный завод. Сегодня на нашем заводе вы сможете проявить свои конструкторские способности и изготовить модели корааблей.
2. Основная часть.
Анализ изделия:Педагог: Ребята, перед вами образец модели корабля.
Педагог: Из каких основных частей состоит корабль?
Дети: Борта, днище, корма, палуба.
Педагог: Правильно. Ребята, обратите внимание, из какого материала сделана модель?
Дети: Из картона и бумаги.
Педагог: Хорошо. Как вы думаете, какие материалы и инструменты потребуются нам для работы?
Дети: Картон, цветная бумага, клей, ножницы, линейка.
Педагог: Молодцы. Теперь давайте вспомним основные правила работы с инструментами. Кто из вас напомнит правила обращения с ножницами?
Дети:
1. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
2. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
3. Не размахивать ножницами – чтобы не поранить соседа.
Педагог: Правильно.
План работы:
Педагог: Ребята, изготовить модели кораблей нам помогут вот такие чертежи.
Педагог: Обратите внимание на чертеж модели.
Инструкционная карта, приложение с чертежами.
Педагог: Каждая начерченная линия говорит о том, что с ней надо сделать.
Есть длинные сплошные линии _____________
(Педагог показывает)
Педагог: Что по ним нужно делать?
Дети: По сплошным линиям нужно вырезать, разрезать.
Педагог: Правильно. А вот такие линии _ _ _ _ _ _ _ _ как называются?
(Педагог показывает)
Дети: Пунктирными.
Педагог: Хорошо. А что по этим линиям нужно делать?
Дети: По ним нужно сгибать.
Педагог: Молодцы! Ребята, но картон – это очень толстая бумага. Он мало пластичен и при сгибании ломается. А для изготовления моделей судов нужно очень красиво сложить картонную заготовку. Что для этого надо сделать? Какую операцию необходимо выполнить?
Дети: Необходимо выполнить операцию, которая называется «рицовка».
Педагог: Правильно. Рицовка – это операция, выполняемая для сгибания картона. Для этого делают царапину до половины толщины материала. По ней заготовка сложится очень аккуратно.
Педагог: Ребята, давайте вместе определим ход работы. С чего начнем изготовление любой из этих моделей?
Дети: Сначала по пунктирным линиям сделаем рицовку на всех развертках.
Педагог: Правильно. А что потом?
Дети: Вырежем все развертки.
Педагог: Хорошо. А что будем делать далее?
Дети: Склеим развертки корпуса.
(Педагог показывает детям: корпус корабля в сборе)
Педагог: Ребята, а что будем делать теперь?
Дети: Займемся изготовлением палубы. Нужно приклеить её на корпус.
Педагог: Хорошо. Только приклеиваем палубы на корпус начинается с носа: клапанами, отогнутыми вниз. Затем приклеивается к клапанам сначала на одном борту, потом на другом, и в последнюю очередь приклеивается к корме.
Педагог: Ребята, а что будем делать далее?
Дети: Паруса и мачту.
Педагог: Ну вот, модели почти готовы. Что ещё осталось сделать?
Далее – оформление модели: раскрашивание и художественное оформление по своему замыслу.
Педагог: Это интересная работа, но одновременно требующая от вас терпения, внимательности, точности.
Практическая работа.
Педагог: Ребята, а сейчас приступаем к работе. (Самостоятельная работа, во время которой педагог в индивидуальном порядке интересуется, помогает тем, кто затрудняется).
От огромного причала
Оттолкнулся теплоход (встают из-за столов)
Он назад шагнул сначала,(делают шаг назад)
А потом шагнул вперед.(делают шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке (волнообразные движения руками)
Набирая полный ход (ходьба на месте).
Педагог: Продолжаем самостоятельную работу.
3. Заключительная часть.
Педагог: Ребята, рабочий день на нашем заводе подошёл к концу.
Педагог: Я рада, что всё у вас получилось. Молодцы!
Педагог: Ребята, что вы сегодня выполняли на занятии?
Дети: Модели кораблей.
Педагог: А чему вы научились на занятии?
Дети: Научились по чертежу делать корабль.
Педагог: Вам самим понравились ваши модели?
Дети: … отвечают.
Педагог: Вам понравилось заниматься техническим творчеством?
Дети: … отвечают.
Педагог: А сейчас пора подводить итоги.
(Вместе с детьми проанализировать готовые модели)
Педагог: Молодцы ребята! Давайте уберем инструменты и приведем свои рабочие места в порядок. Наше занятие окончено.
Инструкционная карта
«Модель водного транспорта. Корабль»

2. Вырезать

2. Изготовить паруса
3. Прикрепить их на макете
4. Раскрасить макет.

«Чертежи деталей макета корабля»

1. Борта - 2 дет.
2. Днище – 1 дет.
3. Корма – 1 дет.
4. Мачта – 1 дет.
Рекомендуем посмотреть:




![]() |
Автор: Лидия Ивановна Баранова
Опубликовано: 2622 дня назад (15 января 2018)
Просмотров: 5138
Рубрика: Методическая копилка
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|