Опыт работы воспитателя детского сада. Совместная игра воспитателя с детьми раннего возраста
Статья по педагогике. Совместная игра воспитателя с детьми раннего возраста как культурная практика
Данная статья предназначена для начинающих воспитателей, работающих с детьми раннего возраста (2-3 года) и будет интересна педагогам дошкольного и дополнительного образования. Эту методику я использую в своей работе* * *
Жизнь детей 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Ребенок быстрее, чем взрослый, осваивает мобильный телефон и компьютер. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни, телепередачи, выезжает за границу на отдых, ходит с семьей в кафе, ориентируется в марках автомобилей и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.
В современных условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у детей самостоятельности и творчества. В основу решения задач ФГОС ДО положен культурологический подход в педагогике. Это диалог двух культур: личностной культуры ребенка и педагогической культуры педагога, воспитателя. Реализация культурологического подхода происходит путем освоения детьми культурных практик.
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая деятельность. Еще издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст – возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются дети, предоставленные самим себе, называют игрой.
Если говорить о раннем дошкольном возрасте, то очевидная культурная практика – это совместная игра воспитателя с детьми, которая направлена на освоение игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
А виды и формы работы с детьми это сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация. В этих играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Малыши повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми.
Ведущую роль осуществляет воспитатель. Воспитатель – прежде всего старший друг, наставник, партнер, помощник. Поэтому наша задача – развивать и поддерживать в детских играх любознательность, живой интерес, инициативу.
Сюжетно-ролевая игра для малышей имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания, игра для них – форма познания окружающего мира.
Сюжетно-ролевая игра имеет 3 структурных компонента: сюжет, содержание и роль.
1) Сюжеты ролевых игр разнообразны. Условно их делят на: бытовые, производственные, где отражается профессиональный труд людей и общественные
2) Содержание ролевых игр меняется в зависимости от глубины представлений детей о деятельности взрослых. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается детьми с помощью роли, которую он на себя берет.
3) Роль – это главный компонент игры. Роль уже появляется у детей раннего возраста. На третьем году жизни у малыша растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый.
Дети раннего возраста играют недолго 5-10 минут. Но эти минуты бесценны для развития детей. Прежде, чем начать игру, я устанавливаю с малышами эмоционально-положительный контакт. Показываю игровые действия, руковожу игрой, но мягко и ненавязчиво. А затем наблюдаю за игрой детей, проявляю интерес к их действиям, поощряю, радуюсь тому, как малыши хорошо играют.
В своей работе с малышами я выделяю несколько этапов или уровней развития сюжетно-ролевой игры.
На первом этапе основным содержанием игры являются действия с предметами. Действия детей однообразны, часто повторяются. Самостоятельная игра кратковременна. Начинаю вести работу по развитию игровых умений. Сначала провожу специальные игры, которые носят обучающий характер. Такие игры рассчитаны на совместную игру воспитателя и детей, показ игровых действий с игрушками и предметами заместителями. Здесь я выступаю инициатором проведения игры: начинаю игру, продумываю ее ход и диалог между персонажами. Стараюсь вовлечь малышей в игру, вызываю их на разговор, добиваюсь максимальной активности детей. Обучающие игры провожу и индивидуально, и фронтально.
На втором этапе развития сюжетно-ролевой игры основным содержанием игры остаются действия с предметами, но эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью. Одну и ту же игру повторяю многократно. Начинаю объединять детей в небольшие группы.
На третьем этапе уже подключаюсь к игре как партнер – носитель дополнительной информации. Стараюсь использовать тематику игр, интересующую каждого малыша. Детский интерес помогает расширить тематический круг игр. Разнообразие ролей, привлекающие детей, позволяют пополнить игровой опыт всех детей группы. В ходе совместных игр своими вопросами и репликами стараюсь активизировать речь детей.
На четвертом этапе ближе к трем годам жизни дети начинают сами объединяться в группы. Л.С.Выготский подметил, что в раннем возрасте ребенок идет от действия к мысли. И объединение детей в этом периоде в сюжетно-ролевой игре получает новое качество. Они начинают понимать, что всем вместе можно сделать игру веселой и интересной. На этом этапе я стараюсь научить детей взаимодействовать друг с другом.
Для развития самостоятельной игровой деятельности, творческого воображения неоценимую помощь оказывают игры-инсценировки и игры драматизации. В них мы с детьми разыгрываем сюжеты различных художественных произведений, с целью переноса полученных знаний в сюжетно-ролевую игру. Использую игры-инсценировки и игры драматизации по знакомым детям произведениям: сказкам, стихам, потешкам. В таких играх мое участие, как педагога, проявляется в разыгрывании сказочного сюжета, показе пользования ролевой речью, звукоподражании, втягиванием малышей в игру, подсказывании реплик, объяснении действий, создании таинственности.
Такую работу я включаю и в занятия по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой. Это своего рода предварительная работа, где мы читаем с детьми художественные произведения, рассматриваем с ними иллюстрации, показываем повадки животных и птиц. И затем малыши используют все это в самостоятельных играх. А для того, чтобы самостоятельные игры детей стали увлекательными, творческими, продолжительными, современными, воспитателю важно играть с детьми, владеть игровой позицией.
Успешность сюжетно-ролевой игры зависит и от организационной деятельности воспитателя. Во-первых, нужно создать предметно-игровую среду для детей. Во-вторых, осуществлять игровую деятельность последовательно и систематически, а не от случая к случаю. В-третьих, воспитатель должен активно использовать методы и приемы обучения детей игровым действиям.
Полученные навыки наши малыши демонстрируют и на различных мероприятиях, проводимых в нашей группе, и развлечениях.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является формой организации детской жизни, средством формирования и развития детского творчества, начала общественных и личностных качеств.
В сюжетно-ролевой игре развивается произвольное поведение, произвольное внимание и память. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие малыша. Сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение в развитии воображения и творчества. Игра оказывает огромное влияние на развитие речи малыша и на развитие общения в период раннего возраста. В игре складываются и другие виды деятельности малышей, которые потом приобретают самостоятельное значение, например: рисование, лепка, конструирование. В сюжетно-ролевой игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых.
И здесь важная роль, внесение творчества, создание интереса, конечно же, принадлежит воспитателю. Только опытный воспитатель, знающий и учитывающий индивидуальные и возрастные особенности детей, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой дети могут реализовать себя и с желанием участвуют в игровой действительности.
Таким образом, совместная игра воспитателя с детьми как культурная практика именно в раннем возрасте помогает детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы при помощи взрослых. Тем самым помогает подготавливать детей к дошкольному периоду самостоятельной творческой деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект сюжетно-ролевой игры для детей первой младшей группы "В гости к синичке" Сюжетно-ролевая игра «Поварята» во второй младшей группе Конспект сюжетно-ролевой игры в 1 младшей группе детского сада «Стирка»Похожие статьи:
Сюжетно-ролевые игры в семью для детей младшей группы
Сюжетно-ролевые игры в младшей группе на тему: Животные
Игры ситуации для детей младшей группы в детском саду на тему: Сказки
Участник №18 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 июня по 30 сентября 2018 года
Автор: Ирина Николаевна Ведерникова
Опубликовано: 2275 дней назад (30 сентября 2018)
Просмотров: 3520
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!