Игры ситуации для детей младшей группы в детском саду на тему: Сказки
Игры по сказкам для младших дошкольников 3-4 лет
Игра-ситуация «Знакомые герои»
Программное содержание. Вспомнить с детьми знакомые сказки; побуждать к драматизации; учить входить в роль, выразительно обыгрывать роль; поощрять самостоятельность в игре.
Материалы. Ларец, коза, овощи; элементы костюмов героев сказок (внучки, деда, бабы, козы, огурца, помидора, капусты).
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи, художественная литература.
Ход игры
Воспитатель приносит волшебный ларец и говорит детям, что в ларце живут знакомые сказки. Если сказать волшебные слова, то ларец откроется, и выйдут сказочные герои. Дети придумывают волшебные слова, звучит музыка, ларчик открывается. Воспитатель перед появлением каждого героя загадывает загадку.
Острые рога, кривая нога,
Желтые глаза, догадайтесь,
Кто это?
(Коза)
Воспитатель достает из ларца козу-дерезу. Коза приветствует детей и просит рассказать про нее сказку. Ребята садятся полукругом и вспоминают сказку. Затем воспитатель побуждает детей к драматизации, голосом, интонацией, мимикой и жестами показать героев, разыграть эпизоды из сказки. Это могут быть следующие примерные эпизоды.
• Дед посылает внучку пасти козу. Дед встречает козу с пастбища. Дед прогоняет внучку. Дед посылает бабу пасти козу. Дед встречает козу с пастбища. Дед прогоняет бабу. Дед идет пасти козу. Дед сердится на козу и прогоняет ее прочь.
• Коза занимает домик зайки. Зайка гуляет в огороде. Зайка приходит домой. Зайка плачет, волк старается ему помочь. Медведь хочет выгнать козу. Петух прогоняет козу.
Затем воспитатель проводит игру.
Игра «Коза-дереза»
Дети.
Выходила коза на бережок,
Выходила на зеленый лужок.
Как ту козу внучка пасла.
Пасла, приговаривала.
Внучка.
Пасись, моя коза.
Пасись, коза-дереза.
Привела тебя на бережок
Да на самый зеленый лужок.
Дети.
Паслась, паслась коза
Рогатая, желтые глаза.
Как ту козу баба пасла.
Пасла, приговаривала.
Баба.
Пасись, моя коза,
Пасись, коза-дереза.
Привела тебя на бережок
Да на самый зеленый лужок.
Дети.
Паслась, паслась коза
Рогатая, желтые глаза.
Как ту козу дед пас,
Дед пас да приговаривал.
Дед.
Пасись, моя коза
Рогатая, желтые глаза.
Привел я тебя на бережок
Да на самый зеленый лужок.
Домой тебя приведу,
Что ты ела и пила, спрошу.
Коза.
Я не ела, ничего не пила,
Еле ноги я до дома донесла.
Побежала я через мосток.
Ухватила всего один листок.
Дед.
Ах, ты вредная коза,
Что таращишь ты глаза?
Я ли тебя не кормил,
Я ли тебя не поил?
Уж я тебя проучу.
Гладким прутом научу.
Воспитатель загадывает следующую загадку:
На столе лежат в порядке
Три героя с нашей грядки:
Первый для борща хорош,
Со вторым салат пригож,
Ну а третий солим в кадке.
Будет он хрустящий, сладкий.
(Капуста, помидор и огурец)
Дети рассматривают овощи, лежащие на красивом блюде. Воспитатель предлагает им вспомнить «Сказку про овощи» и задает примерные вопросы:
• О чем спорили овощи?
• Как хвасталась капуста?
• Что сказал огурец?
• Почему обиделся помидор?
• Кто сначала пришел на огород?
• Что понравилось Коле?
• Что взяла на огороде мама?
Примечание. Воспитатель в процессе беседы может не только выслушивать ответы детей, но и побуждать их к драматизации, просить показать, как хвасталась капуста, как прибежал на огород зайка, и т.п. После беседы и драматизации педагог предлагает детям поиграть.
Игра-разминка с пением «Наш огород»
Дети (идут в хороводе по кругу).
В огород мы пришли
И капусту тут нашли.
Ты, капуста, выходи,
И на нас погляди.
Капуста.
Я в борще хороша,
В пироге— удала,
Я пройду покружусь,
Вам везде пригожусь.
(Капуста пляшет.)
Дети.
В огород мы пришли
И огурчик тут нашли.
Ты, огурчик, выходи,
И на нас погляди.
Огурец.
Я — зеленый огурец,
Огурец-молодец,
Я хрустящий, молодой,
Огуречик озорной.
(Огурец пляшет.)
Дети.
В огород мы пришли.
Помидор тут нашли.
Помидор, выходи
И на нас погляди.
Помидор.
Вы не затевайте спор —
Самый вкусный — помидор!
Потому что очень спелый.
Потому что самый зрелый.
(Помидор пляшет.)
Воспитатель сообщает детям, что герои сказок прощаются с ними; ларец закрывается. Воспитатель.
Сказочка кончается.
Ларчик закрывается.
Игра-ситуация «Короб со сказками»
Программное содержание. Вспомнить с ребятами знакомые сказки; способствовать вхождению детей в роли героев; активизировать в игре в настольный театр.
Материалы. Елочка, игрушки —еж и воробей.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей погулять по лесу Дети выбирают, на чем они поедут (на санках, на лыжах, на поезде и т.д.). «Приезжают в лес» и находят у старого пня короб. Воспитатель сообщает, что короб не простой, в нем живут сказки, и произносит волшебные слова:
Короб, короб, открывайся,
Сказка, сказка, начинайся!
Первая сказка — «Маленький ежик».
Сказка в театре картинок «Маленький ежик»
В одном лесу жило семейство ежей: папа-еж, мама-ежиха, сынок-ежик. Жили они, поживали, и однажды у мамы-ежихи родился ещё один ежонок малютка. Родители души в нем не чаяли. Мама всегда стелила ему мягкую постельку из сухих листьев и кормила молочком. Папа утеплял нору ветками и пухом. Один сынок-ежик вертелся без дела. Все внимание родителей доставалось малютке. Его нужно было вовремя кормить, укладывать спать. Сынка-ежика никто не замечал. «Никому я не нужен», —подумал сынок- ежик и ушел. Он убежал далеко от норы, заигрался с еловыми шишками и не заметил, как попал в незнакомый лес.
Наступил вечер, стало темно и холодно. Ежонок загрустил: «Лучше сидел бы я в норке, играл с листьями». Ежику стало совсем грустно, он вспомнил, как дома было тепло, вкусно пахло молоком и яблоками. Ежик совсем было упал духом, как вдруг услышал чье-то теплое дыхание.
Это был незнакомый зверь. Он нагнулся совсем близко, и ежик почувствовал опасность. Незнакомец зарычал, завыл и тронул ежика лапой. Это был волк. Ежонок свернулся клубочком и выставил перед носом волка свои острые иголки. Волк нагнулся было ниже, да вдруг как заскулит от боли: «У-у-у!» Иголки так и впились ему в нос. Волк кинулся бежать, на ходу вытаскивая из носа колючки. Ежик сидел не шелохнувшись. Он не понимал, почему убежал волк.
Понемногу ежик стал приходить в себя. Он огляделся вокруг —никого не было, и, что было силы, бросился бежать домой. Бежал он, бежал и, наконец, прибежал к дому. Возле дома стояли мама-ежиха и папа-еж, они так переживали, что не стали даже наказывать сынка-ежика. Папа- еж сказал только: «Сынок, ты уже большой, но не стоит далеко отлучаться от дома. Волки ходят так близко!» Мама-ежиха сказала: «Милый сынок, я так по тебе скучала, где же ты был?» Ежик обрадовался, что папа и мама его ждали, и сказал: «Так значит, вы меня все же любите?» Мама заплакала и сказала: «Милый малыш, какая же мама не любит своего ребенка? Я так люблю тебя, мой милый, что никогда-никогда не буду разлучаться с тобой!»
Сынок-ежик расхрабрился и сказал: «Мама, папа! Сегодня я победил волка! Он убежал от меня! Но почему, я не понял. Я только свернулся калачиком, и все». Папа ответил: «Малыш, ты стал настоящим ежом, у тебя появились острые иголки, и ты можешь отпугивать врагов. Ты вырос, и я горжусь тобой!» От этих слов ежонок почувствовал себя очень сильным. Он стал помогать маме и папе заботиться о маленьком братике, ведь он, старший брат, теперь сильнее и должен его защищать.
Воспитатель обращает внимание детей на елочку, под которой сидит еж, и спрашивает ежа, из какой он сказки. Еж молчит и пыхтит. Дети вспоминают сказку о семействе ежей. Воспитатель подводит ребят к столу, на котором расположены герои театра игрушки— семейство ежей —и предлагает вспомнить знакомую сказку. При разыгрывании сюжета дети могут брать роли произвольно. Воспитатель играет роль ведущего, который направляет сюжет, побуждает героев к игре. Дети разыгрывают сказку в настольном театре (двигают персонажи- игрушки и говорят текст) или, по желанию, не водят игрушки по столу, а просто стоят и держат ежей в руках, произнося за них слова.
Затем воспитатель предлагает игру на основе сюжета сказки. Распределяются роли, определяются мизансцены (где будет норка, лес, откуда будут выходить герои и т.д.); в инсценировке могут использоваться элементы костюмов.
Игра-инсценировка «Семейство ежей»
Воспитатель.
Дружная семья ежей
Наставляла малышей:
Папа-еж.
Далеко не уходите,
Злого волка берегитесь!
Мама-ежиха.
Так недолго и пропасть,
Попадете волку в пасть!
Воспитатель.
Но ежата не боялись
И по лесу разбежались.
Ищет папа, плачет мать,
Как теперь ежей поймать?
Ежата.
Убежали мы из дома,
Все в лесу нам незнакомо!
Воспитатель.
Вдруг лохматый серый зверь
Крикнул:
Волк.
Не уйти теперь!
Если только захочу,
Вмиг любого проглочу!
Воспитатель.
Туг ежата испугались.
1-й ежик.
Братец, мы с тобой пропали!
2-й ежик.
Не видать нам мамы с папой,
Коль попались волку в лапы!
Воспитатель.
И ежата-малышата
К лапкам мордочки пригнули
И клубочками свернулись.
Волк хотел ежей схватить —
Волк.
Ой-ой-ой!
Воспитатель.
И начал выть!
Серый волк лишь сунул нос —
Нос колючками оброс.
Серый волк бежал и выл,
Про ежат он позабыл.
А ежата огляделись,
Постояли, осмотрелись:
Пусто было на поляне,
И бегом помчались к маме.
Ежата.
Мама, мама, нас прости
И домой скорей пусти!
Мама-ежиха.
Мама рада от души,
Что вернулись малыши!
Ежата.
Проучили злого волка,
Вспомнит наши он иголки!
Папа-еж.
Хвастаться вам рановато,
Расхрабрились вы, ежата.
Надо помнить: враг силен!
Ежата.
Но ежей боится он!
Вторая сказка — «Волшебная коробочка»
Зимняя история на фланелеграфе «Волшебная коробочка»
Жил-был в парке воробей Яшка. Он был очень веселый. Целый день Яшка летал по своим птичьим делам: то на ветке сирени покачается, то на березу прыгнет, то полетит посмотреть, что делается в дальних уголках парка. Еды у Яшки было летом всегда много. Жучков и червячков на деревьях искал, воду из лужиц пил. Так до зимы и дожил.
Пришла холодная зима. Веселья у Яшки поубавилось. Надо было о еде заботиться. Корма почти не стало. Жучки и червячки пропали — залезли глубоко в кору деревьев и уснули. Не достать их. Лужи в парке замерзли и покрылись снегом. Яшка ел мелкие семечки и ягодки, которые еще оставались на деревьях и кустах. Воробышек погрустнел. Как дальше жить? Тут он увидел, что в парк пришли дедушка и мальчик Андрюша. Взяли мальчик с дедушкой какие-то коробочки, похожие на домики, и повесили на деревьях. Встали в сторонку и стали наблюдать.
Яшке было любопытно, что это за коробочки такие. Но он решил, что надо быть осторожнее. Он сел на высокую березу и стал смотреть, что из этого выйдет. Тут он увидел, как к коробочкам прилетел его приятель. Серый воробей, поглядел по сторонам, уткнулся клювом в коробочку и стал что-то клевать. Яшка потоптался на ветке и увидел, что делая стайка птиц слетелась к коробочкам, которые развесили на деревьях дедушка и мальчик. Яшка подумал, наверное, это не опасно, можно и ему попробовать. И он полетел прямо к коробочке.
На дне коробочки Яшка увидел зерна ячменя. Яшка обрадовался и стал быстро клевать. Воробьи, слетевшиеся к корму, быстро его склевали и улетели на соседний куст. Андрюша подошел, достал из пакетика еще корма и насыпал в коробочку. Птицы опять прилетели и стали клевать. Яшка тоже клевал корм из коробочки и был очень доволен. Теперь он понял, что это за волшебные коробочки. Так жизнь Яшки стала сытнее.
Воспитатель предлагает детям прислушаться: «Кто это поет?» (Слышно чириканье воробья.) Затем достает из короба воробья и предлагает ребятам поиграть в сказку о воробье Яшке. Все вместе вспоминают сюжет и героев сказки. Воспитатель вовлекает детей в этюды.
Этюды по сказке «Волшебная коробочка»
Воробей летом
Воробей летает в парке. Он весело машет крылышками, кружится. Подлетает к дереву и клюет личинки. Летит к лужице и пьет воду.
Воробей зимой
Воробышек нахохлился.
Скачет по земле, ищет корм.
Сидит на ветке грустный.
Вдруг видит коробочку.
Осторожно летает вокруг коробочки.
Потом клюет зернышки.
Весело летает, чирикает.
Затем воспитатель проводит разминку для голоса.
Игра-разминка для голоса «Весело — грустно»
Воспитатель. В парке пели воробьи.
Воробьи. Чик-чирик, чик-чирик!
Воспитатель. Воробьи мои, вы чьи?
Воробьи. Чик-чирик, чик-чирик!
Воспитатель. Летом весело поют.
Воробьи (веселее). Чик-чирик, чик-чирик!
Воспитатель. Гнездышки на ветках вьют.
Воробьи. Чик-чирик, чик-чирик!
Воспитатель. А зимою корма нет.
Воробьи (грустно). Чик-чирик, чик-чирик!
Воспитатель. Птичкам не добыть обед.
Воробьи (грустно).
Чик-чирик, чик-чирик!
Воспитатель.
Помогу я воробьям,
Хлеба и зерна им дам!
Воробьи (летают и весело поют). Чик-чирик, чик-чирик!
Игра может быть организована вариативно. Сначала воспитатель вовлекает всех детей-воробышков в игру-диалог, потом, после вкусного обеда, радостные птички весело летают и щебечут. Затем можно играть, выделяя роли коллективные (воробьи) и индивидуальные (воробей Яшка, дедушка, мальчик Андрюша). Сюжет игры можно разнообразить: Яшка один в парке; дедушка и Андрюша вешают кормушки; воробьи слетаются к корму; воробей Яшка и другие воробьи радостно танцуют и поют.
По окончании игры-ситуации волшебный короб со сказками закрывается, воспитатель и дети покидают «полянку».
Игра-ситуация «Приветливый ручей»
Программное содержание. Развивать образное мышление детей; познакомить с новой сказкой; дополнить образный сюжет ожившей сказкой в природе.
Материалы. Оборудование для наглядного показа таяния снега (снег, емкости для воды и т.д.); картинки для показа сказки.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Развитие речи, музыка, экология.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей на весеннюю лужайку и предлагает послушать музыку ручейков (по выбору педагога). Воспитатель рисует словесную картину весенней лужайки: «Лес проснулся после зимы, тает снег, потекли ручейки. Они поют свою веселую песенку. (Повторно звучит музыка ручейков.) Ручейки бегут и радуются: „Весна пришла, весна пришла!"»
Воспитатель приглашает детей в театр картинок.
Сказка «Ручейки»
Весной появились в лесу два ручейка, два братца. Они бежали по полянкам, по оврагам, пробегали под высокими елями. Ручейкам было весело, и они журчали: жур-жур, жур-жур. Братцы-ручейки были едва заметны — до того они были маленькие, тоненькие.
Однажды ручейки выбежали на большую поляну. Ярко светило солнышко, оно растопило снежок на поляне. Ручейки увидели, как со всех сторон бегут, спешат другие ручейки, такие же маленькие, тоненькие, как они. Братцы-ручейки крикнули новым ручейкам: «Эй, ручейки, подождите нас!» Новые ручейки в ответ прокричали: «Мы спешим в реку. Догоняйте. Ждем вас у реки!» И убежали вперед. Братцы-ручейки не знали, что такое река, они переглянулись и побежали за новыми ручейками. Они бежали-бежали и, наконец, прибежали к реке.
Река была широкая, глубокая. Братцы-ручейки поднялись на горку и с разбегу бросились с горки вниз, в реку. Со всех сторон в нее текли ручейки. Они смешивались с большой водой и становились невидимыми. Река принимала в себя ручейки и становилась все больше.
Так ручейки попали в реку.
Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка, и предлагает поиграть в ручейки (понаблюдать за таянием снега).
Педагог может провести предварительную работу на участке детского сада: понаблюдать с детьми за появлением ручейков. Можно продолжить наблюдение в группе. Воспитатель берет снег и показывает детям, как он тает при комнатной температуре; рассказывает, как получается ручеек, как он впадает в «большую воду» —реку, озеро — и смешивается с другими ручейками. Ручейки текут, и воды в реке становится больше.
Воспитатель вовлекает детей в эмоциональную игровую ситуацию, и сказка оживает. Ребенок видит настоящий ручеек, может с ним разговаривать, придумывать новый сюжет совместно с воспитателем и другими детьми. Показ необходимо одухотворять особенной атмосферой ситуации, тогда получится игра в сказку.
Игра-ситуация «Волшебная дудочка»
Программное содержание. Побуждать детей к игре-драматизации; познакомить с новой сказкой; активизировать внимание; приучать следить за развертыванием содержания сказки в театре.
Материалы. Дудочка, птички-куклы (жаворонок, ласточка, дрозды), шапочки птиц, картинки для фланелеграфа: лиса и журавль разговаривают; лиса летит верхом на журавле; лиса падает; лиса выбирается из стога сена.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Экология, ознакомление с окружающим, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель приводит детей на весеннюю полянку и вместе с ними находит там волшебную дудочку и говорит: «Как только дудочка заиграет, прилетают птички, весело танцуют в воздухе».
Педагог играет на дудочке. Появляются птички (старшие дети или птички-куклы на ширме). Звучит музыка, похожая на голос флейты. Птички танцуют.
Воспитатель. Наступила весна, птицы прилетают к нам из теплых краев. Вот летит ласточка.
Воспитатель инсценирует русскую народную потешку.
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
Ласточка.
За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу весну-красну.
Воспитатель. Вот летит жаворонок.
Жаворонок, жаворонок,
Куда ты летал?
Жаворонок, жаворонок,
Что ты видал?
Жаворонок.
В теплые края летал.
Весну добывал,
Привез весну, весну-красну.
Воспитатель. У дроздов появились в дупле птенцы — маленькие дрозды.
Показались из гнезда
Два хорошеньких дрозда.
Целый день птенцы пищат,
Целый день птенцы едят.
Птенцы.
Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!
Мама, деток покорми!
Подлетает мама-дрозд и кормит деток.
Воспитатель предлагает детям потанцевать вместе с птичками. За тем просит волшебную дудочку познакомить ребят с русской народ ной сказкой в обр. А. Толстого в театре на фланелеграфе. Дудочка играет, сказка начинается.
Русская народная сказка «Как лиса училась летать» в театре на фланелеграфе
Ведущий. Встретился журавль с лисицей.
Журавль. Что, лисица, умеешь ли летать?
Лиса. Нет, не умею.
Журавль. Садись на меня, научу.
Ведущий. Села лисица на журавля. Унес ее журавль высоко-высоко.
Журавль. Что, лисица, видишь ли землю?
Лиса. Едва вижу: с овчину земля кажется!
Ведущий. Журавль ее стряхнул с себя. Лисица упала на мягкое место, на сенную кучу.
Журавль. Ну, как, умеешь, лисица, летать?
Лиса. Летать-то умею — садиться тяжело!
Журавль. Садись на меня, научу.
Ведущий. Села лиса на журавля. Выше прежнего унес он ее и стряхнул с себя. Упала лисица на болото; на три сажени ушла в землю. Так лисица и не научилась летать.
По окончании спектакля воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли сказка. Педагог и дети благодарят дудочку за интересную сказку и прощаются.
Автор: Губанова Наталья Федоровна – кандидат педагогических наук
Похожие статьи:
Сюжетно-ролевые игры в младшей группе на тему: Животные
Сюжетно-ролевые игры в семью для детей младшей группы
Игры с песком в младшей группе
Игры на развитие навыков классифицирования для детей 2-3 лет
Марина Викторовна Вицкова
|
||
|