Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы. Знакомство с согласным звуком [й], буквой Й
Тема: Согласный звук [й], буква Й. Новогоднее приключение с героями любимых сказок.
Цели: знакомство со звуком [й], обозначающей его буквой Й; отрабатывание навыка четкого произношения звука [й]; развитие фонематического восприятия; обучение умению выделять звук [й] из ряда звуков, слогов, слов; составлять предложения с заданным словом; обучение чтению слогов по слоговым таблицам и слов со звуком [й]; развитие памяти, внимания, мышления; воспитание дисциплинированности, умения работать в коллективе.Оборудование: звуковые домики; картинки слов со звуком [й] (Кощей Бессмертный, Емеля, Змей Горыныч, Дюймовочка, Леший, Водяной); карточки с окошками, для определения места звука в слове; фонарики красного, синего, зеленого цвета с колокольчиками и без; цветные карандаши; картинки Снеговик, Баба Яга, Дед Мороз, Снегурочка, елка, елочные игрушки с напечатанными на них слогами и словами с буквой Й; пособие «Веселый поезд».
Ход занятия.
I. О.н.з. Сюрпризный момент.
- Ой – ой – ой! – Ай – ай – ай! Эй – эй – эй!
- Слышите, ребята, кто – то вздыхает и зовет нас. Да это же наш знакомый Снеговик.
- Что случилось, Снеговик?
- Ой – ой – ой! – Ай – ай – ай! Эй – эй – эй!
Ребята, Снеговик так напуган, что не может больше ничего говорить. Кто же его так напугал?
- Ой – ой – ой! – Ай – ай – ай! Эй – эй – эй!
Наверное, он хочет назвать имя сказочного героя, который его так напугал.
Давайте послушаем еще раз, что он говорит, и определим, какой звук повторяется чаще других.
- Ой – ой – ой! – Ай – ай – ай! Эй – эй – эй!
II. Знакомство с новым звуком.
Характеристика звука [й] по артикуляционным и акустическим признакам.
- Правильно, это звук [й]. Какой он?
Давайте произнесем этот звук. Получится у нас его пропеть? Что нам мешает? (Преграда – язычок выгибает спинку). Какой это звук? (Согласный). Он мягкий или твердый? Что хочется сделать, сжать кулачек или погладить ладошку? (мягкий). Звук [й] всегда мягкий. Послушайте свое горлышко, звонкий или глухой этот звук? (звонкий). Звук [й] - согласный, звонкий, всегда мягкий.
III. Развитие фонематического восприятия.
- Чтобы узнать название сказочного героя, напугавшего нашего Снеговика, нужно научиться определять звук [й] среди других звуков. Какого цвета волшебный фонарик будем зажигать, когда услышим звук [й]? (зеленый с колокольчиком)
1. Определение звука [й] в ряду звуков.
А У Й Н Й Й М П Й …
2. Определение звука [й] в ряду слогов.
АЙ ОЙ СА МА АЛ АЙ ЭЙ ….
3. Определение звука [й] в словах.
- Звук определять мы научились, теперь можем определить имя сказочного героя, который напугал Снеговика.
Кот в сапогах, Великан, Шрек, Кикимора, баба Яга.
- Правильно, это баба Яга.
IV. Работа с новым звуком.
Определение места звука [й] в слове.
- Баба Яга спрятала Деда Мороза и Снегурочку. А помогут нам ее найти сказочные герои, в названии которых есть звук [й]. На поиски Дедушки Мороза и Снегурочки они отправятся на нашем Веселом паровозике. В первом вагоне поедут те герои, в названии которых звук [й] стоит в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова. (Кощей Бессмертный, Емеля, Змей Горыныч, Дюймовочка, Леший, Водяной) Все они очень хотят встретить с нами Новый год.
V. Знакомство с буквой Й.
- Пока наши герои ищут Деда Мороза и Снегурочку, мы приготовим им пригласительные билеты. Звук [й] мы знаем, а что нужно знать, чтобы его написать? Букву Й. Звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем.
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
VI. Работа с новой буквой.
1. Выделение буквы Й в тексте.
- Подчеркните в пригласительном билете все буквы Й. Каким карандашом будем подчеркивать букву Й? (зеленым)
Новый Год!
Кощей Бессмертный, Емеля, Змей Горыныч, Дюймовочка, Леший, Водяной приходите в мой детский сад на Новогодний праздник.
2. Чтение слогов с новой буквой.
А вот и Дед Мороз со Снегурочкой. Они на праздник к нам пришли, с собою елку принесли.
Чтобы елочку украсить, нужно на игрушках прочитать слоги и слова с новой буквой.
АЙ ОЙ УЙ ИЙ МАЙ МОЙ
VII. Физминутка.
Елочку нарядили, а теперь с ней поиграем. Игра на внимание «Елочки большие и маленькие».
- Давайте, покажем, какими большими бывают елочки (руки поднять вверх), а какими маленькими (руки опустить вниз). (Дети должны показать большие и маленькие елочки, не обращая внимания на обманные движения логопеда, а слушая только его словесные указания).
VIII. Закрепление изученного.
1. Расширение словарного запаса.
«Измени слово».
Весело на нашем празднике. Баба Яга тоже просится к нам. Задал ей Дед Мороз задание, но без нас она не справится. Давайте ей поможем. Нужно
изменить слово, чтобы в нем появился звук [й]: маечка — майка, заяц — зайчик, скамеечка — скамейка, воробышек — воробей, яичко — яйцо, линеечка — линейка, соловушка — соловей...
2. Работа с чистоговорками.
«Прочитай и доскажи»:
Ой - ой — это зайка мой
Ай - ай — испекли мы каравай
Ай - ай — в клетке попугай
Ой - ой — мы идем домой
3. Составление предложений.
Какие слова со звуком [й] услышали? (зайка, каравай, попугай, домой, мой)
Составьте с ними предложения.
IX. Итог.
Пора Деду Морозу со сказочными героями в свои сказки возвращаться. А звук [й], с нами в городе Звуков остается. Давайте вспомним, какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий). Молодцы!
Рекомендуем посмотреть:
НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Знакомство c предложением Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Тема: Весна Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква ИПохожие статьи:
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе в игровой форме
Участник №1 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2018 года
Опубликовано: 2552 дня назад (18 декабря 2017)
Просмотров: 8221
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|
||
|