Описание педагогического опыта воспитателя детского сада
Описание педагогического опыта воспитателя ДОУ. Тема: «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Безопасности формула есть:Надо видеть, предвидеть, учить.
Но возможно – все избежать,
А где надо на помощь позвать.
Т.Г. Хромцова
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Его значения для совершенствования учебно - воспитательного процесса.
Дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают и будут увеличиваться в дальнейшем. Нынешним детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.
Актуальным сегодня остается воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города. Ребенок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребенка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности: дети играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому свой педагогический опыт я направила на формирование у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого нужно изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы, уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями, выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных. Поэтому воспитатель должен доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
3. Теоретическая база опыта.
В современной отечественной педагогике и психологии исследованием вопроса обучения дошкольников правилам дорожного движения занимаются многие педагоги, на опыт которых я пытаюсь опираться в своей деятельности по формированию у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения на дороге .
В своей работе я использую литературу:
- Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б. «Безопасность».- СПб.: «Детство – Пресс», 2004. – 144с.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников.- М.: «Просвещение», 2000, издание 2, - 94с.
- Извекова К.Ю., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения. М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64с.
- Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 48с.
Для реализации задач по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах я могла бы порекомендовать для изучения следующую литературу:
- Кобзева Т.Г. Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников.
- Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. – М.6 «Просвещение», 1989 – 64с.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения. – «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80с.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. – М.: «Книголюб», 2002 – 80с.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения:
Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улице – работа не одного дня.
При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения проводится предварительная работа, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал.
Цель работы: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе, городском транспорте, учить соблюдать и выполнять правила дорожного движения.
Задачи:
- Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта, с регулированием движения на улицах города.
- Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам.
- Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
- Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.
В своей работе я опиралась на такие принципы организации образовательного процесса:
- последовательность – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем;
- наглядность – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию;
- деятельность – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- интеграция – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;
- дифференцированный подход - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, создания специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
- возрастная адресованность – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
- проектный метод обучения;
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
- личностно-ориентированная технология;
- технология игрового обучения;
- метод наблюдения и беседы.
Методы активизации родителей:
- обсуждение просмотренных видеосюжетов;
- ролевое проигрывание ситуаций;
- тренинговые игровые упражнения и задания;
- анализ родителями и педагогом поведения ребенка;
- обращение к опыту родителей;
- использование информационно-коммуникативных технологий.
В группе создана развивающая среда: разработан перспективно-тематический план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, оформлены картотеки занятий, наблюдений, экскурсий, досугов, игр по ПДД, что позволило проводить знакомство детей с правилами дорожного движения на занятиях разного вида, организовывать целеноправленные экскурсии к проезжей части; оформлен уголок безопасности, в который входит макет нашего микрорайона, с помощью которого дети учатся решать проблемные ситуации и прослеживают маршрут перед экскурсией, собрана библиотека детской художественной литературы, видеотека с мультимедийным поучительными фильмами и слайдами.
Работа по изучению правил дорожного движения, отработке действий в различных проблемных ситуациях ведется и в летнее время на специально оборудованной площадке «Автогородка».
5. Результативность опыта.
Вышеописанные действия, направленные на привитие навыков безопасного поведения на проезжей части дают положительные результаты в воспитании и развитии детей. Для выбора наиболее эффективных методов формирования способностей ребенка дошкольного возраста, необходимо знать возрастные особенности детей. С этой целью с каждым ребенком в начале и конце учебного года проводится диагностика развития детей дошкольного возраста в процессе изучения правил дорожного движения. Обобщение педагогического опыта по обучению детей правилам дорожного движения представлена в различных формах: создание кружка «Светофорчик», где реализуются задачи по данной проблеме, прививаются те качества, которые помогут детям адаптироваться к дорожной среде; участие в семинарах, педсоветах; тесное сотрудничество с инспекторами ГИБДД; привлечение родителей к активному участию в образовательной деятельности по изучению ПДД.
В результате запланированной работы расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения:
- дети с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением ПДД;
- проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения;
- могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях;
- умеют правильно переходить проезжую часть дороги, правила поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе;
- научились распознавать знаки: информационно-указательные, предупреждающие, запрещающие, знаки сервиса;
- обогатили свои знания правилами дорожного движения в условиях плохой погоды;
- значительно расширился и обогатился словарный запас детей.
6. Анализ результативности.
Результативность моей работы проявляется в использовании знаний правил дорожного движения детьми в разных видах образовательной деятельности: занятиях, выставках, играх, активном участии воспитанников в конкурсах муниципального и республиканского уровня. В ходе такой целеноправленной и систематической работы у детей формируются представления о правильном переходе дороги и регулярная забота о своей безопасности. И несомненно положительный результат заключается в том, что за годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного нарушения правил движения нашими воспитанниками.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
– информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
– мастер-классы, мероприятия
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОО.
8. Наглядное приложение.
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения в детском саду в разнообразных формах: образовательная деятельность, консультации, перспективное планирование, игры и игровые упражнения, организация кружка.
ФОТОВЕРНИСАЖ
Занятие "Правила движения достойны уважения"
Акция "Осторожно, водитель!"
Занятие "Путешествие в волшебную страну Светофорию"
Развлечение "Красный, желтый, зеленый"
Развлечение в "Автогородке" "В поисках Светофорика"
Рекомендуем посмотреть:
Опыт работы воспитателя на высшую категорию Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста Опыт работы по изучению ПДД в ДОУ Роль развивающей предметно пространственной среды для развития дошкольников← Конспект развлечения по ПДД в детском саду. Подготовительная группа | Проект по ПДД в детском саду в старшей группе в соответствии с ФГОС →
Автор: Елена Алексеевна Негоднова
Опубликовано: 2330 дней назад (6 августа 2018)
Просмотров: 2604
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|