Роль развивающей предметно пространственной среды для развития дошкольников
Роль развивающей предметно пространственной среды в поддержке детской инициативы творчества.
Развитие ребёнка дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, с деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает и формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знанияРазвивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством , материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы детского сада , необходимо учитывать основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Чтобы познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, учитывающие следующие факторы:
- игровая и образовательная среда должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
- предметно-развивающая среда по своему содержанию должна быть разнообразна;
- индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы должно учитывать содержание развивающей среды;
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды.
Обстановка в группах создаётся таким образом, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно сделать выбор, чем он будет заниматься. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования, продуктивной деятельности и игры.
Основная цель создания Центров творчества заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный центр объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников. Материалы для развития изобразительной деятельности располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке, лепке, конструировании.
Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми. В уголке должно быть достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Здесь воспитатель в свободное время вместе с детьми может рисовать, лепить, создавать аппликации и различные поделки.
Развивающая предметно пространственная среда находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группах должна быть целесообразна, информирована, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром, предоставлять ему свободу выбора, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.
Центр художественного творчества взаимодействует с другими центрами:
-Центром прикладного искусства, где дошкольников знакомят с самобытностью национальной культуры русского народа. Здесь размещены методические и наглядные материалы по народно - прикладному творчеству, куклы в национальных костюмах и т.п.;
- Центром книги. Рисование по произведениям, создание рукописной книги, выпуск литературного журнала - эффективные методы развития художественных и литературно - творческих способностей;
- Центр драматизации. Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами, в том числе и через изобразительное искусство. Дети совместно с взрослым придумывают декорации, костюмы к спектаклям;
- Центр Музыки. Дети рисуют настроение, которое они почувствовали, прослушав музыкальное произведение, песню.
Содержание предметно - развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться материалом интересным для детей, ориентированным на индивидуальные возможности дошкольников.
Целенаправленно организованная предметно - развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические кубики своими руками для детского сада Анализ предметно-развивающей среды в подготовительной группе в детском саду Опыт работы воспитателя на высшую категорию Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста← Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста | Занятие к 23 февраля в младшей группе ДОУ. Коллективная аппликация →
Автор: Анастасия Николаевна Ханина
Опубликовано: 2636 дней назад (8 октября 2017)
Просмотров: 7124
Рубрика: Публикации
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|