Игровые формы для обучения дошкольников 5-6 лет чтению
Игровые формы обучения первоначальному чтению детей дошкольного возраста.
Автор: Негреева Антонина Олеговна, педагог дополнительного образования МБУДО "Дворец детского творчества" г.Курск Назначение: данная методическая рекомендация предназначена для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей, занимающихся подготовкой детей к школе, обучающих грамматическому и фонематическому строю русской речи и формирующих у детей навыки первоначального слогового чтения.
Актуальность: одной из характерных тенденций развития современного образования в нашей стране является снижение возраста детей, начинающих изучать грамоту (с 5-6 лет). Поэтому появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу таких задач в первую очередь относится обучение дошкольников чтению (тогда как раньше осуществлялась лишь подготовка к обучению грамоте). Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом будут зависеть его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Таким образом, целью обучения дошкольников грамоте является необходимость заложить основы у них грамоты (то есть сформировать навыки первоначального чтения и подготовить дошкольника к обучению письму).
К задачам обучения можно отнести следующее:
1. Дать представление об основных единицах языка (звук, слово, предложение);
2. Обеспечить ориентировку в звучащем слове;
3. Упражнять в дифференцировании звуков;
4. Познакомить с печатными буквами;
5. Проводить анализ и синтез образов букв;
6. Дать практическое представление об основном механизме чтения слога.
Для реализации поставленных целей и задач мною на занятиях с детьми предшкольного возраста используется следующая разработка, дидактическая игра "Цветик-семицветик".
По сути, это пособие представляет собой хорошо известную всем слоговую таблицу по чтению, но проведя ряд преобразований, я получила возможность использовать эту игру на всех этапах обучения грамоте, начиная с фонематического восприятия слова и кончая слоговым чтением.
Целями и задачами данной игры является:
1. Развитие фонематического слуха;
2. Формирование навыка звукового разбора слов;
3. Умение соотносить звук и букву;
4. Формирование навыка слогового чтения.
Пособие представляет собой настенное панно на магнитной основе с изображением цветка. Центр цветка используется как отправная точка с искомым заданием. Лепестки - как варианты ответов на задание. Вот несколько способов работы с данным пособием, которые я чаще всего использую на своих занятиях по обучению детей грамоте:
Вариант 1.
В центре цветка прикрепляется изучаемая буква. Перед детьми изображения различных предметов. Задача - выбрать слова, в названии которых встречается данная буква, и прикрепить на лепестки цветка. Таким образом, можно отрабатывать изучаемую букву на нахождение ее в начале, в конце или в середине слова. Вариант 2.
Данное пособие позволяет так же изучать различие между гласными и согласными звуками (Пример: найти и повесить слова, начинающиеся с гласного или согласного звука), твердость - мягкость согласных звуков, их звонкость и глухость. Вариант 3.
В центре цветка - схема слова из определенного количества звуков. Задача учащихся подобрать слова, состоящие из такого же количества звуков. Так же можно усложнить задание, предложив подобрать слова с учетом определенного количества слогов и соответсвующим местоположением ударного слога в слове или определенного порядка следования гласных и согласных звуков.Вариант 4.
Данное пособие возможно использовать и для чтения слогов с изучаемой буквой как открытых, так и обратных закрытых: ма, мо, му или ам, ом, ум. Вариант 5.
Игру можно приспособить и для чтения слов, имеющих общий слог (в начале или в конце слова), например: ба-ня, ба-лет, ба-гаж или кош-ка, бел-ка, чай-ка. Таким образом, можно заметить, что способов и тем работы с данным пособием огромное. Но это, в свою очередь, является и его минусом, так как требует от педагога большой подготовки, разработки большого количества карточек и схем. Однако не мало и плюсов у этой игры. Она позволяет проводить как индивидуальную, так и групповую работу с учащимися, варьировать уровень сложности изучаемого материала, охватывает довольно большой курс по обучению грамоте, способствует созданию бодрого рабочего настроения на занятии, усиливает интерес к предмету и к самому процессу обучения в целом.
Рекомендуем посмотреть:
Обучение младших школьников чтению. Советы и рекомендации Обучение дошкольников рассказыванию по картинеПохожие статьи:
Участник №34 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2017 года
← Осенние поделки в детский сад "Дары осени из пластилина своими руками". Мастер-класс с пошаговыми фото | Внеклассное мероприятие "Как встречают Новый год в разных странах мира" →
Автор: Антонина Олеговна Негреева
Опубликовано: 2526 дней назад (3 декабря 2017)
Просмотров: 3726
Рубрика: Без рубрики
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (2)
|
|
||
|