Математические игры для детей 5 лет
Развивающие игры для ребёнка 5 лет. Игры на развитие математического мышления детей 5 лет.
Обучение ребёнка математике через игру
Игра в ладошки
Количество играющих: 6-8 человек.
Инвентарь: можно использовать карточки с цифрами.
◈ Игроки встают в круг, каждый из них получает номер, начиная с номера один и далее по часовой стрелке.
◈ Игра начинается с участника под номером один, который сначала хлопает себя дважды по коленям, говоря: «Один, один», а затем хлопает дважды в ладоши, называя номер другого участника игры (например: «Пять, пять»).
◈ Остальная часть группы хлопает по коленкам и в ладоши вместе с номером один.
◈ Игрок, чей номер был назван (в данном случае игрок номер пять), тут же подхватывает: «Пять, пять», а затем называет другой номер, например: «Два, два» и т. д.
◈ Если играющий называет номер уже выбывшего участника, он также выходит из игры.
◈ Игра продолжается до тех пор, пока не останутся двое участников.
Горох в бутылку
Количество игроков: 1-6 человек.
Инвентарь: бутылки с широким горлышком по количеству игроков, горох.
◈ Поставьте бутылки на пол. Выдайте детям по десять горошин.
◈ Стоя около бутылки, дети разжимают кулак и выпускают по одной горошине так, чтобы они попали в бутылку. Руку надо держать на уровне груди.
◈ Дети должны посчитать, сколько горошин попало в бутылку, а сколько просыпалось мимо.
◈ У кого больше горошин попадет в бутылку, тот и выигрывает.
◈ Со временем можно увеличивать число горошин, продолжая закреплять, таким образом, навыки счета.
Курочки и петушки
Количество играющих: 2-6 человек.
Инвентарь: зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки).
◈ Дети в течение одной минуты собирают зерна, разбросанные по полу. По окончании игры подсчитывается количество собранных зерен.
◈ Побеждает тот, кто больше собрал.
Скрепки
Количество играющих: 2-6 человек.
Инвентарь: две коробки канцелярских скрепок.
◈ Детям выдается одинаковое число канцелярских скрепок. Их задача — собрать из скрепок цепь за определенное время. По окончании времени дети должны сосчитать число звеньев своей цепи.
◈ Выигрывает тот, у кого цепь длиннее.
Найди пуговки
Инвентарь: пуговицы разных цветов и размеров.
◈ Наверняка у вас дома есть коробка или мешочек с пуговицами. Высыпьте их на стол или на пол.
◈ Попросите детей найти по 2-3 пуговицы одинакового цвета или размера, на ножке, с двумя, четырьмя отверстиями. Их можно надеть на нитку, выложить из них узор или просто пришить на кусочек ткани.
◈ Попросите детей сосчитать общее количество пуговиц, пуговицы с ножками, круглые, большие, маленькие.
Счет на пальцах
Количество играющих: 2, 4 или 6 человек.
◈ Дети разбиваются по парам. Партнеры встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки и закладывают руки за спину.
◈ Игроки хором считают до трех. На счет «три» каждый игрок выбрасывает руки вперед, показывая некоторое количество пальцев (по собственному усмотрению).
◈ Побеждает игрок, который первым сосчитает пальцы на обеих руках — своей и партнера — и громко назовет полученное число.
◈ Сыграйте несколько раз, потом поменяйте партнеров и повторите игру.
Посчитаем крышечки
Количество играющих: 2 — 6 человек.
Инвентарь: крышки от бутылок, бумага, карандаш или ручка.
◈ Дети пишут номер с внутренней стороны каждой крышки или на листочке бумаги и приклеивают его к крышке. Затем по очереди рассыпают крышки по полу.
◈ Если крышка приземлилась номером вверх, то игрок получает то количество очков, которое указано на крышке. Если крышка легла номером вниз, то игрок ничего не получает.
◈ Дети бросают крышки определенное количество раз, выигрывает тот, кто набрал больше всех очков.
◈ Есть разные варианты этой игры. Например, игроки должны набрать определенное количество очков, скажем, 25. Кто первый набирает эту сумму, тот выигрывает.
◈ Или у каждого участника игры изначально по 50 очков, и задача — быстрее их «списать». Победителем становится тот, кто первый достигнет нуля.
Самые простые счёты
Инвентарь: коробка из-под обуви, веревка, макароны (рожки).
◈ В коробке проделайте по четыре отверстия с двух противоположных сторон.
◈ Проденьте в одно из отверстий веревку, снаружи завяжите узелок, чтобы веревка не могла выскочить.
◈ Теперь наденьте на веревку 10 рожков и закрепите ее в противоположном отверстии. То же самое проделайте с остальными отверстиями.
◈ Рожки на самой нижней веревке означают единицы, на второй — десятки, на третьей — сотни, и, наконец, на четвертой — тысячи.
◈ Каждый рожок представляет одну единицу, десяток, сотню — в зависимости от расположения веревки.
◈ Такие счеты научат вашего ребенка разбираться в цифрах, решать задачи на сложение и вычитание.
Мишки и шышки
Инвентарь: игрушечные медведи (или другие животные), шишки (или другие мелкие предметы: катушки с нитками, пуговицы).
◈ По полу разбрасывают шишки. Детям предлагают собирать их лапами игрушечных медведей.
◈ По окончании игры дети должны посчитать, сколько шишек им удалось собрать. Выигрывает тот, кто собрал больше.
Сколько карманов?
Количество играющих: 1 - 6 человек.
◈ Попросите каждого из детей сосчитать количество карманов, которые у него имеются.
◈ Теперь дети должны назвать, у какого больше всех карманов. Затем — у кого меньшее количество.
◈ Наконец, они выясняют, сколько детей имеют одинаковое количество карманов.
Каждый третий
Количество играющих: от 6 человек.
◈ Постройте детей в кружок,
◈ Велите им рассчитаться на тройки (либо на двойки). Каждый третий (второй) ребенок выбывает — садится на стул или на пол.
◈ С детьми, которые стоят, снова рассчитайтесь на тройки (двойки), причем каждый третий выбывает.
◈ Продолжайте играть до тех пор, пока не останутся стоять меньше трех (двух) детей.
◈ Эта игра дает хорошую возможность попрактиковаться в счете.
Три раза мимо
Количество играющих: 2-6 человек.
◈ Образуйте круг. Держась за руки, ходите приставным шагом по кругу и декламируйте следующее стихотворение:
Три раза мимо гавани прошел кораблик наш,
Три раза мимо гавани, печален наш рассказ.
Три раза мимо гавани кораблик наш прошел,
Лежим мы все на острове, и всем нам хорошо.
◈ После слов «лежим мы все на острове» все дети падают на пол, продолжая по возможности держаться за руки и громко считать «раз, два, три».
◈ Продолжайте увеличивать числа и заключительный счет, не смущаясь возникающими при этом маленькими ритмическими затруднениями:
Четыре раза мимо гавани.
Пять раз уж мимо гавани.
Раз десять мимо гавани...
Математика в календаре
Инвентарь: календарь (желательно с крупными цифрами), небольшой лист бумаги.
◈ Воспользуйтесь чистым листом бумаги, чтобы закрыть им одну из дат в календаре. Попросите, чтобы дети угадали, какое число вы закрыли.
◈ После того, как они выскажут свою догадку, уберите лист, чтобы дети увидели, были ли они правы.
◈ Со старшими детьми можно закрыть сразу несколько чисел.
Кто больше
Количество играющих: 2-3 человека.
Инвентарь: игрушки, корзинки или детские ведерки.
◈ На полу рассыпаются мелкие предметы (шишки, игрушки, кубики). Детям завязывают глаза. В руки им даются корзиночки.
◈ По условному сигналу они начинают собирать с пола предметы и класть их каждый в свою корзину.
◈ По сигналу «закончили» им развязывают глаза, после чего считают, сколько каждый собрал предметов.
◈ Выигрывает тот, у кого в корзинке окажется больше предметов.
Одна картошка
Количество играющих: 3-8 человек
◈ Рассадите детей в круг. Попросите их сжать обе руки в кулачки и держать их перед собой.
◈ Выберите водящего, который должен прикоснуться к каждому кулачку, а все дети тем временем хором говорят: «Одна картошка, две картошки, три картошки, четыре картошки, пять картошек, шесть картошек, семь картошек... Проверим».
◈ Тот кулачок, на который придется слово «проверим», должен быть спрятан соответствующим ребенком за спину.
◈ Игру начинают снова и продолжают до тех пор, пока остается всего один кулачок.
◈ Его обладатель становится водящим для следующего раунда игры.
Сможете сосчитать?
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: лист бумаги, ручка, тарелка, конфеты, орешки, бобы и т. п.
◈ Это превосходная игра для развития существенного математического навыка — умения оценивать количество.
◈ На большом листе бумаги составьте список имен всех детей. Подготовьте тарелку с конфетами, орешками, виноградом.
◈ Спросите у детей: «Сколько конфет в тарелке? Сколько орешков? Сколько виноградин?». По мере того, как каждый ребенок называет количество, вы сами или ребенок можете записать результат на листе бумаги рядом с его именем.
◈ Потом вместе с детьми громко сосчитайте истинное количество и сравните его с ответами.
Что за число?
Количество играющих: 2 — 9 человек.
Инвентарь: колода игральных карт (только с числами).
◈ Возьмите колоду игральных карт. Показывайте их одну за другой детям. Спросите, какое число стоит на каждой карте. Дайте каждому по одной.
◈ Попросите, чтобы дети выстроились в шеренгу, соблюдая порядок возрастания чисел. Соберите карты назад.
◈ Произвольно раздайте их детям таким образом, чтобы каждому ребенку досталась по возможности другая карта. Позвольте детям снова расположиться в правильном порядке, то есть по возрастанию номеров.
Пять маленьких детишек
Количество играющих: 1-6 человек.
◈ Расскажите детям следующее стихотворение, а они хором должны продолжить пропущенные слова.
Пять маленьких детишек напились вдруг кефира,
Один пошел гулять, осталось их_____________________
Четверо детишек пускали пузыри,
Один пошел на улицу, осталось только_______________
Три маленьких ребенка пошли играть в слова,
Один пошел на кухню, осталось только_______________
Два маленьких ребенка делили апельсин,
Один домой отправился, остался лишь_______________
Один ребенок маленький играет без друзей,
Пойдемте, одинокому поможем поскорей.
Допрыгни до числа
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мел.
◈ Нарисуйте на асфальте недалеко друг от друга небольшие квадраты, внутри которых обозначьте числа от одного до десяти.
◈ Давайте указания типа: «Скачи на одной ножке до цифры три». Или «Прыгни до цифры семь» и т. д.
◈ Затем дети сами могут давать указания друг другу.
Не урони шарик
Количество играющих: 2-6 человек.
Инвентарь: ложки, шарики (картофелина или яблоко).
◈ Ребенок должен в ложке донести шарик до условного места, не уронив его. Оптимальной расстояние, которое проходят дети, — 6-8 метров.
◈ Можно усложнить задачу, попросив ребенка считать сделанные им шаги.
Похожие статьи:
Елена Анатольевна Шевелева
|