Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Консультация для родителей в детском саду. Артикуляционная и дыхательная гимнастики для детей 3-5 лет

Конспект консультации для родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения на тему «Особенности проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста»
Автор: Мубаракзянова Серине Врежиковна, младший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Описание: консультация направлена на повышение информированности родителей о возможностях применения артикуляционных упражнений и дыхательной гимнастики как способов развития речевого аппарата детей младшего дошкольного возраста. Консультация будет также полезна начинающим работникам дошкольных образовательных организаций, поскольку позволяет сформировать общее представление о содержании и специфике артикуляционной и дыхательной гимнастики при работе в младшей группе.
Цель: Оказание консультативной помощи родителям, повышение педагогической компетентности родителей.
Задачи:
- Расширение представлений родителей о значении и возможности применения дыхательной и артикуляционной гимнастики;
- Расширение теоретических представлений о методах организации работы при проведении дыхательной и артикуляционной гимнастики;
- Формирование практических навыков применения дыхательной и артикуляционной гимнастики в младшей группе.
Предварительная работа. Наблюдение за развитием речевого аппарата ребенка; беседы с медицинской сестрой, логопедом.

Младший дошкольный возраст является одной из наиболее важных ступеней развития личности ребенка – именно этот период принято обозначать как переходный этап, включающий в себя построение новых, ранее недоступных, более сложных форм взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Речь на данном этапе развития личности ребенка выступает в качестве одного из фундаментальных приобретений, позволяющих дошкольнику познавать мир вокруг себя, поэтому задача педагога и родительского сообщества состоит в планомерном и качественном развитии речевой функции ребенка.
В качестве базовых методов развития речи ребенка принято выделять проведение специальных логопедических игр и упражнений, наиболее распространенными из которых являются артикуляционная и дыхательная гимнастика. Вместе с тем, несмотря на значительную степень распространенности данных приемов становления речевой функции, для обеспечения эффективного процесса развития, важно соблюдать ряд ключевых правил при проведении соответствующих упражнений.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
• Скорость выполнения упражнений должна изменяться в сторону постепенного увеличения: сначала все упражнения необходимо выполнять в медленном темпе, постепенно увеличивая динамику. При это важно выполнять упражнения перед зеркалом, поскольку это позволит обеспечить зрительный контроль ребенка.
• Упражнения должны представлять собой законченный комплекс, как с точки зрения содержательно стороны работы, так и с технической: необходимо проводить системную работу по развитию речи и дыхания, упражнения следует повторять по 2 раза в день (утром и вечером), в течение 5-6 минут.
• При организации работы с детьми 3-4 лет важно обеспечивать контроль правильности выполнения: необходимо следить за тем, чтобы дети усваивали движения, корректировать их в случае наличия ошибок.
• В целях повышения эффективности работы, а также в целях ускорения процесса запоминания предлагаемых движений детьми, можно задавать им наводящие вопросы, касающиеся процесса деятельности (например: что мы сейчас делаем? В каком положении находятся наши губы, язычок? Что ты сейчас чувствуешь, с чем это можно сравнить?)
• Необходимо также проводить рефлексию занятий. Чтобы ребенок смог повторить упражнений через несколько дней, целесообразно после занятия провести беседу о том, что вы сегодня выполняли, понравился ли этот процесс ребенку, что вызвало трудности, какие особенности можно выделить и т.д.
• Важно также обеспечить контроль работы мышц ребенка: следует обеспечить работу мышц только речевого аппарата – тех, которые в действительности необходимы для совершения движения. При выполнении упражнений дети не должны совершать лишних движений (например, поднимать плечи, помогая себе более просто выполнить упражнение, либо округлять глаза и т.д.).
• Следует помнить, что безупречное выполнение ребенком всех упражнений может быть достигнуто не с первого раза: поэтому важно помочь ему, показать образец, а в случае, если какое-то из движений не получается, то разрешить его выполнять приблизительно, постепенно настраивая на совершенствование действий.
В работе по развитию речевого аппарата ребенка младшего дошкольного возраста важно также проведение игр и упражнений, тренирующих органы дыхания.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
• Общая продолжительность упражнения с перерывами не должна превышать 5 минут.
• Как и во время артикуляционной гимнастики, занятия по развитию органов дыхания должны представлять собой законченный комплекс, как с точки зрения содержательно стороны работы, так и с технической: необходимо проводить системную работу по развитию речи и дыхания, упражнения следует повторять по 2 раза в день (утром и вечером).
• Организовывать работу следует в заранее подготовленном, проветренном помещении.
• Во время непосредственного проведения занятия необходимо следить за техникой его проведения.
• Важным условием является соблюдение требований по расположению используемых предметов: игрушка, на которую дует малыш, должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10–15 см.
• Также важно следить за лицом, щеками ребенка: они не должны надуваться при выполнении упражнений. Для того, чтобы обеспечить самоконтроль со стороны ребенка, можно предложить ему придержать щеки ладонями.
• Необходимо помнить о временном регулировании упражнений: для детей 3-4 лет они должны носить кратковременный характер, длиться от нескольких секунд, до нескольких минут.
• Должен осуществляться контроль за режимом проведения занятий: не следует проводить упражнения сразу после приема пищи, занятие лучше проводить через 1,5-2 часа после еды.
• С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется в день выполнять только один вид упражнений. При этом количество повторений должно составлять 2-3 раза.
• В процессе выполнения упражнений главным условием является осуществление контроля за состоянием здоровья, самочувствия ребенка: в случае, если при проведении упражнений на развитие органов дыхания наблюдаются головокружение или слабость, необходимо прекратить выполнение упражнений.
При соблюдении указанных правил проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики процесс развития речевого аппарата будет происходить более эффективно – соблюдение базовых принципов обеспечит соблюдение анатомических и физиологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста, а также будет способствовать повышению интереса детей к занятиям по развитию речи.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект психологического занятия во 2 классе. Эмоции Конспект интегрированного занятия по развитию речи и театрализованной деятельности в подготовительно Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста Развитие речи учащихся на уроках литературы
Участник №22 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2018 года
Памятка для родителей детского сада. Влияние игрушек на развитие речи детей 1-3 лет | Консультация для родителей старших дошкольников в детском саду. LEGO-конструирование
Опубликовано: 2455 дней назад (4 марта 2018)
Просмотров: 3160
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!