Семинар для учителей начальных классов с презентацией. Нетрадиционные техники рисования
Семинар для учителей начальных классов на тему "Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативности на занятиях по ИЗО"
Цель:Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе со школьниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Показать актуальность нетрадиционной техники рисования. Познакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования.
Вступительное слово
В последние годы в отечественной системе образования возрос интерес к развитию креативности детей школьного возраста. Актуальность этого вопроса связана с динамикой современного мира, в связи с которой повысились требования к качествам личности. Например, при приеме на работу всё больше стали учитываться творческое отношение к проблемной ситуации и открытость личности новому опыту.
Креативность (от лат. creative – творческий) – способность личности генерировать нестандартные идеи, быстро находить выход их проблемных ситуаций, не копируя при этом традиционные схемы мышления.
В психологическом словаре мы можем прочитать: «Креативность (от лат. creatio – созидание) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора».
Для развития креативности у ребенка необходимо активизировать его творческий потенциал, развивать его способности, создавать необходимые условия.
И, конечно, развитие креативности происходит в первую очередь на занятиях изобразительного искусства.
В школе больше внимания уделяется обучению детей традиционным методам и приёмам рисования. Следовательно, у детей на недостаточном уровне развито мышление, творчество, воображение, умение использовать нетрадиционные средства рисования. Дети в неполной мере могут выразить свои эмоции, и чувства в рисунке. (Это видно в ходе наблюдений, бесед с детьми). Чтобы повысить результативность работы с детьми по разделу изобразительное искусство и художественная деятельность, в своей работе использую различные нетрадиционные техники рисования, которые способствуют развитию креативности.
Нетрадиционные техники предполагают решение трех основных задач, а именно:
• расширение представлений о художественной выразительности рисунка;
• развитие изобразительных умений и навыков;
• создание условий для формирования творческой активности, способности к альтернативным решениям.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Использование нетрадиционной техники на занятиях по изобразительной деятельности в практике дает возможность детям на разных этапах творческого развития создавать доступными, простыми средствами интересные, креативные по содержанию образы. Так, например, на занятиях по изобразительной деятельности помимо обычных гуаши, акварели карандашей, мы используем восковые мелки, художественный уголь. Для создания различных фактурных эффектов используется крупа (манка), мыльная пена, поролон, пенопласт, смятая бумага и т.д. Необычной может быть и основа, на которой выполняется рисунок: наждачная, мокрая или мятая бумага, ткань, оргстекло.
Цель моей работы – создание условий для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
Изучив работы различных авторов, я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
Задачи в работе с детьми:
Сформировать у детей технические навыки рисования.
Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.
1. Печать от руки
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
2. Рисование пальцем.
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
3. Монотипия.
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
4. Кляксография.
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
5. Набрызг.
Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
6. Ниткография.
Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
7. Восковые мелки (свеча) + акварель.
Способ получения изображения: Ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками (свечой) остается не закрашенным.
8. Рисование по мятой бумаге.
Способ получения изображения: ребенок предварительно сминает лист бумаги, затем слегка разглаживает ее и кистью наносит изображение прямо по изгибам. Рисунок получается несколько объемным, как бы выступает
9. Рисование мыльными пузырями.
Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
10. Граттаж (пер. с франц. «скрести, царапать»)
Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее.
Такие занятия сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения.
Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность.
Вывод: Овладение нетрадиционными способами рисования позволяет детям самостоятельно решать большинство изобразительных задач, развивает творческие способности, уверенность в собственных силах; способствует формированию положительных черт характера, таких как аккуратность, самостоятельность, активность.
Презентация на тему: Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативности на занятиях по ИЗО
Рекомендуем посмотреть:
Нетрадиционные техники рисования для дошкольников. Техника набрызг Смешанная техника рисования: акварель и восковые мелки поэтапно с фото Аппликация с элементами рисования по теме Осень пошагово с фото Нетрадиционная техника рисования в начальной школе поэтапно с фотоПохожие статьи:
Занятие по рисованию в старшей группе
Рисование брызгами. Мастер-класс
Нетрадиционная техника рисования в ДОУ. Рисование кусочком текстиля
← Конспект занятия по ИЗО в дополнительном образовании с презентацией. Техника рисования зендудлинг | Конспект урока ИЗО в начальной школе с презентацией. Техника рисования: граттаж →
Автор: Наталья Руслановна Апухтина
Опубликовано: 1856 дней назад (26 октября 2019)
Просмотров: 1666
Блог: Блог Наталья Апухтина
Рубрика: Семинар для педагогов
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!