Имитация фрески своими руками. Мастер-класс
Мастер-класс по изучению различных техник рисования
Автор: Онипко Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования, Кагальницкий Центр детского творчества Азовский район Ростовская область
Мастер – класс рассчитан для педагогов дополнительного образования, учителей изобразительного искусства, людей не равнодушных к творчеству.
Назначение мастер-класса:
А) педагогам для изучения с детьми различных техник рисования на необычных поверхностях;
Б) можно использовать в оформлении интерьера как стены так и картины любого формата.
Конспект мастер – класса «Имитация фрески»
Тема «Рисование бабочки».
Цель: познакомить учителей и педагогов с техникой рисования на нетрадиционной поверхности и способу создания имитации фрески.
Задачи:
- Познакомить педагогов с видом монументальной живописи – фреска.
- Обучать особенностям изготовления фрески, рисованию на необычной поверхности.
- Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.
- Воспитывать эстетически – нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве.
Материалы и инструменты: эскиз рисунка, досточка для фрески (двп, потолочная плитка, гипсокартон, стена – выбор поверхности по желанию), шпатлевка ( лучше готовая), клей пва, краски (гуашь), шпатель (маленький резиновый), мешочек с углем, шило, наждачная бумага, кисти художественные, кисть строительная, губка, фен, макетный нож.
Ход мастер-класса:
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
Автор: Э. Успенский
Детям очень нравится все необычное. Я хочу познакомить вас с техникой рисования на необычной поверхности – мы будем сегодня рисовать на шпатлевке. Рисование по штукатурке давно известно и идет к нам из глубины веков и называется - ФРЕСКА.
Историческая справка: Фре́ска - (от итал. fresco – свежий, сырой), вид монументальной живописи. Краски наносятся непосредственно на поверхность стены, потолка, свода. Площадь, занимаемая фреской, и её композиция зависят от архитектурных форм здания. Обычно фресками украшают интерьеры; на фасадах зданий, где они могут подвергаться вредному воздействию влаги, их размещают гораздо реже. Фреска включает в себя несколько техник: живопись водяными красками как по сырой штукатурке (аль фреско), так и по сухой (а секко); живопись известково-казеиновыми и темперными красками.
Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н. э.); большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков нашей эры близкие к фреске росписи создавались у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Этот приём был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве Византии, Древней Руси, Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и других стран Европы. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др.). С XVI в. в Италии распространилась "чистая" фреска ("буон фреско") без применения темперы; верхний слой грунта (интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который живописец рассчитывал закончить до его высыхания. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. В XIX в. к фреске обращались назарейцы в Германии, а также отдельные представители "модерна" (Ф. Ходлер в Швейцарии и другие). В технике фрески работают многие прогрессивные художники XX в. (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.).
В СССР значительный вклад в популяризацию фрески внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышёв и др.
Рис. Микеланджело Дельфийская Сивилла (фрагмент фрески).
Процесс изготовления имитации фрески
В больших масштабах фреска требует очень большой многоступенчатой подготовки поверхности, да и сам процесс тоже требует знаний не только как художника, но и архитектора, скульптора, строителя и т.д. В интернете очень много информации о фресках, о изготовлении как в промышленных масштабах, так и для творческих людей, которые просто увлекаются например декупажем.
Я систематизировала материал и адаптировала его под школьный возраст. Мне очень нравится давать детям что то необычное, потому что это их увлекает, развивает фантазию, воображение! Процесс изготовления фрески не сложный, справятся и дети дошкольного возраста (при условии соблюдения техники безопасности). Поэтому предлагаю вам эту технику и надеюсь что она принесет вам удовольствие, а вы уже в свою очередь заразите этим удовольствием своих учеников (воспитанников).
Итак: Имитация фрески (по сухой штукатурке)
Нам понадобятся материалы и инструменты: эскиз рисунка, досточка, шпатлевка, клей пва, краски (гуашь), шпатель, мешочек с углем, шило, наждачная бумага, кисти художественные, кисть строительная, губка, фен, макетный нож.
И, конечно же, если эта работа проводится с детьми (зависит от возраста) нужно рассказать о технике безопасности при использовании колющихся и режущих инструментах, о предназначении шпатлевки (инструкция по применению). Если считаете что использование, какого – либо инструмента опасно для ребенка, то лучше показать или использовать опасный инструмент лично педагогом.
Первый этап - это подготовка поверхности - нанесение шпатлевки.
1. Подготовка поверхности.
А) На деревянную (любую) поверхность нанести шпатлевку (состав = сухая смесь шпатлевки + краска для фона + пва + вода) Консистенция густой сметаны. Поверхность куда наносится шпаклевка подойдет любая - мы использовали и двп, и гипсокартон. В моем мастер- классе используется потолочная плитка. Наносить шпаклевку нужно очень тонким слоем не больше 4- 5 мм и беспорядочными частыми движениями, не нужно стараться выравнивать поверхность. Чем больше будет не ровностей, тем эффектней будет смотреться наша фреска. Можно использовать уже готовую акриловую шпатлевку. Сушить 24 часа (см. инструкцию по применению фабричная).
Б) Когда шпатлевка просохнет, слегка прошкурить наждачной бумагой поверхность, не сильно, слегка по выступающей поверхности, где неровности. Убрать пыль сухой кистью.
В) Покрыть тонким слоем сухую шпатлевку пва+вода. Разводить клей с водой примерно 1 часть клея и 1 часть воды. Дать просохнуть клею.
Второй этап – это подготовка и перенос рисунка.
Пока сохнет шпаклевка можно выбрать рисунок, нарисовать в натуральную величину (по размеру вашей досточки) эскиз.
2. Подготовка рисунка. Выбираем рисунок. Я выбрала бабочку.
Почему бабочку?
У древних греков бабочка была символом бессмертия души, а в названиях бабочек часто встречаются имена древнегреческих богов и героев. Даже богиню Психею изображали в виде девушки с крыльями бабочки.
С особенным трепетом к бабочкам относятся в Юго-Восточной Азии. Считается, что увидеть бабочку у себя в доме - это к счастью.
В Индии на свадьбах влюбленные дарят друг другу бабочек в знак верности и любви.
Выражение «бабочки в животе» означает безграничные чувства к любимому человеку.
Благодаря бабочкам человечество получило шелк.
С глубочайшим почтением относятся к бабочкам буддисты: ведь именно к бабочке обратился Будда со своей проповедью.
В Японии бабочка является символом страны. По верованиям японцев, бабочка символизирует молодую женщину.
У христиан стадии жизненного цикла бабочки олицетворяли жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочку иногда изображали в руке младенца Христа как символ возрождения и воскресения души.
Бабочки являются популярными объектами в современной культуре. Их изображения часто используются в рекламе, элементах декора и дизайна.
Бабочки в качестве центральных образов фигурируют в целом ряде кинофильмов.
Образ бабочек встречается в произведениях множества художников, писателей и поэтов со всего мира. Первые художественные изображения бабочек известны по древнеегипетским фрескам, возрастом 3500 лет.
Вопрос: Какие варианты переноса рисунка на изделие вы знаете?
Варианты ответов
- Нарисовать или срисовать самостоятельно.
- Симметричное вырезание контура бабочки.
- Нанесение рисунка с помощью копировальной бумаги.
Я предлагаю такой вариант переноса рисунка.
Подготовка и перенос рисунка на штукатурку.
А) На эскизе по контуру рисунка через одинаковое расстояние проставить точки шилом.
Б) Перевернуть рисунок
В) С изнанки слегка пройтись по выступающим точкам наждачной бумагой.
Г – Д) Рисунок прикладываем к штукатурке и по нему проходим мешочком с углем (или пастелью).
Уголь (пастель) просыпается сквозь дырочки и получается точечный рисунок.
Лучше использовать пастель и не слишком темных оттенков. С углем детям оказалось очень грязно работать. Взрослый еще справится при условии аккуратности выполнения.
На практике с детьми мы пользуемся копировальной бумагой.
Как приготовить мешочек?
1. растолочь в пыль уголь (пастель)
2. высыпать угольную (пастельную) пыль на кусочек марли ( марля свернута в 2-3 слоя)
3. связать ниткой, собрав марлю в форме мешочка.
Третий этап – это уже сама роспись рисунка. Самое интересное! Здесь вам простор для фантазии!
3. Роспись рисунка.
А) По контуру рисунка проходим черным цветом (необязательно).
Б) Цветом расписываем рисунок (фон) – использовала акварель.
В) Цветом расписываем сам рисунок – бабочку; использовала гуашь (разводим с ПВА).
Краска должна просохнуть (можно сушить феном ).
Можно использовать краски: темпера, акриловые, акварель, гуашь. Если гуашь, то развести ее с клеем пва.
Четвертый этап – заключительный – это состаривание поверхности. Этот этап можно и не рассматривать с детьми, но я вам покажу и расскажу, а вам уже решать.
4. Состаривание поверхности.
А) Макетным ножом делаем «трещины времени» (неглубоко, лишь намек). Шкурим аккуратно по всей поверхности и по рисунку тоже.
Б) Полусухой мягкой губкой с краской (золото, серебро и т. д.) легкими движениями проходим по выступам штукатурки. Можно использовать строительную кисть.
В) Опять слегка зашкуриваем.
· Можно вскрыть лаком.
Готово! Успехов!
Наши фрески готовы!
Готовая работа
Свой мастер-класс по имитации фрески я проводила с учителями по изобразительному искусству, трудовому обучению и воспитателями ДОУ.
И вот что у нас получилось!
Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»
Похожие статьи:
Занятие по рисованию в старшей группе
Урок рисования для школьников по теме «Осень»
Рисование брызгами. Мастер-класс
Нетрадиционная техника рисования в ДОУ. Рисование кусочком текстиля
Мозаика из стекла и бисера. Картина Бабочка своими руками