Описание педагогического опыта воспитателя
Педагогический опыт воспитателя детского сада. Профилактика и коррекция плоскостопия во второй младшей группе.
«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье… »Здоровье детей – будущее страны!
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
Плоскостопие – болезнь серьёзная, именно из-за несерьёзного к ней отношения, сформировалось отношение к своему здоровью. Плоскостопие трудно излечить, но можно смериться с ним и чувствовать себя неплохо. Однако без специальных упражнений и стелек жить с плоскими стопами будет не просто. Лечение можно быть пассивным (специальная обувь, корригирующие стельки, супинаторы).
Использую активную, включающую тренировку мышц стопы и голени, корригирующую гимнастику, игровой массаж, подвижные игры, ходьбу по оздоровительным дорожкам. При работе по профилактике и коррекции плоскостопия большую роль играет нетрадиционное оборудование –степы, дорожки с мелкими различными предметами – палочки, веревочки, камешки, шишки и т.д.
Очень важно, чтобы родители воспитанников хорошо знали приемы и способы профилактики и коррекции плоскостопия.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения в становлении опыта.
Как говорили Б.Б. Егоров, В.Т. Кудрявцев: Длительная чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому ощущению стопы. (« Развивающая педагогика оздоровления» ) Детская стопа по сравнению с взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужен, пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. Кости стоп целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, легко поддаются деформациям. Мышцы стопы слабо развиты. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма.
«Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего, и следовательно на осанку и общее состояние ребенка» ( В. Страковская)
«Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом
(И. Сергееня)
Важными условиями предупреждения деформации стоп является гигиена обуви и правильный ее подбор, поэтому следует обращать внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, на занятиях физическими упражнениями.
В своей работе использую идеи работы с детьми по плоскостопию профессора В.В Красовской, проводившей исследования в г. Красноярске; А.А. Николаевой (г. Москва); С.Н. Поповой «Лечебная физическая культура».
3.Теоретическая база опыта.
В современных условиях все ускоряющиеся тема жизни и возрастания напряженности социальных отношений, ухудшения экологической сферы, здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Такая проблема затрагивает детей уже в дошкольном возрасте. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют нарушения, отклонения и несоответствия нормам в развитии детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением плоскостопием.
Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода. Стопа является опорой, фундаментом тела, и его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом. Также плоскостопие является одним из факторов риска возникновения нарушений осанки у детей. Здоровье и развитие тесно взаимосвязаны, именно поэтому возрастает роль детского сада в необходимости активного применения здоровьесберегающих технологий. Именно поэтому воспитатель в ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей. Мной ведется работы по профилактике плоскостопия . Все оздоровительные и профилактические мероприятия могут быть эффективными только тогда, когда они проводятся в комплексе, систематически и в детском саду и дома.
Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Поэтому очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.
Современные подходы к физическому воспитанию детей свидетельствуют о тенденции оздоровления педагогического процесса в детском саду.
Значимость применения данного опыта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка.
Данная проблема знакома очень многим родителям. И речь идет не только о том, что это плоскостопие — это косметический дефект стопы, а речь идет о здоровье наших детей. И всем мудрым родителям надо знать все тонкости по этой теме.
Почему появляется плоскостопие? Причин здесь несколько. Дети наши ходят по ровной и достаточно жесткой поверхности. Мы практически забыли, что такое ходить босиком (по траве, по песочку, по камням). В результате всего наша стопа недополучает очень ценную информацию, которая находится в окружающей нас среде. Мышцы становятся вялыми, связки расслабляются, и в результате всего этого возникает плоскостопие. Кому — то это может показаться незначительной проблемой. Ведь так много людей этим страдают и вроде ничего. Однако, посмотрев на это с другой стороны, можно понять, что плоскостопие — это очень серьезная проблема. Из-за плоскостопия в организме нарушается работа верхних суставов, напрягаются колени, тазобедренный сустав, искривляется осанка, могут появляться головные боли, боли в позвоночнике.
В своей работе в данном направлении я обращалась к современной нормативно- правовой базе дошкольного образования. Опиралась на всесторонний анализ состояния дошкольного образования, реализации целевых программ сохранения, изучения и развития лучших традиций социального воспитания, в контексте требований действующих международных, нормативных документов, законов, нормативно-правовых актов и положений в сферах образования и защиты детства («Конвенция ООН о правах ребенка», от 11.02.2002 г., книга Н. Недовесова : Профилактика и коррекция плоскостопия у детей. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Очень важно, чтобы родители воспитанников хорошо знали приемы и способы профилактики и коррекции плоскостопия.
Цель: выявить уровень заболеваний плоскостопия у детей и осуществлять профилактическую и коррекционную работу.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
- коррекция плоскостопия;
- выявление уровня заболеваний плоскостопием у детей второй младшей группы;
- использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия.
- закрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;
- формирование правильной осанки и гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
- формирование двигательных умений и навыков ребенка для профилактики и коррекции плоскостопия;
- осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.
Воспитательные задачи:
- выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх;
- воспитание физических качеств;
- приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.
Ожидаемый результат:
Ведущая педагогическая идея данного направления заключается в укреплении мышц стопы и голени ног; повышение уровня физической подготовленности.
Использовала идеи в своей работе с детьми по плоскостопию профессора В.В Красовской, проводившей исследования в Красноярске; А. А. Николаевой (г. Москва); С. Н. Поповой «Лечебная физическая культура».
5.Результативность педагогического опыта.
Вышеописанное является результатом совместной деятельности воспитателя ,детей и родителей.
Целенаправленная работа по определению плоскостопия у детей родителями.
Прежде всего, надо посмотреть на ноги ребенка сзади. При плоскостопии пятки ребенка будут стоять неровно, отклонены. Посмотрите на обувь ребенка. При проблемах она неравномерно стачивается. Появляется стоптанность обуви. Посмотрите, как ребенок ставит стопу на опору: полностью или нет. Можно проверить плоскостопие по отпечатку ноги ребенка. Лучше всего, конечно, для такой диагностики обратиться к врачу ортопеду. Только он скажет вам о серьезности проблем, нужно ли лечить ребенка или просто наблюдаться у врача.
Также можно отметить меры являющиеся профилактическими у детей.
Необходимость в чередовании периода активности ребенка и отдыхом, чтобы нагрузка на ноги не была чрезмерной, приобрести специальный массажный коврик и заниматься с ребенком на нем, укреплять в целом иммунитет ребенка. Особое внимание нужно уделить всему, когда ребенок только-только начинает ходить.
6. Анализ результативности.
Основным средством формирования нарушений плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Я придерживаюсь мнения, что упражнения с мелкими физкультурными пособиями помогают контролировать правильность выполнения упражнения. Поэтому широко применяю упражнения с предметами - гимнастическими палками, обручами, скакалками, мячами, гимнастическим роликом, мешочками. Также провожу дыхательные упражнения, упражнения на развитие гибкости и подвижности позвоночника, упражнения для пальцев стопы. С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время занятий, дети занимаются босиком.
В подготовительную часть включаю: ходьбу на пятках, носках.В основную часть входят упражнения для пальцев стопы (поднимание и опускание пальцев, пяток, сгибание и разгибание пальцев на наружном своде стопы, перекаты, массаж пальцев). Также упражнения лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки.
В своей работе по профилактике плоскостопия у детей я больше использую симметричные упражнения. Также использую ходьбу по корригирующим дорожкам с использованием разной поверхности в чередовании: мягкая - жесткая и наоборот, по гравию, массажным коврикам. Эти упражнения помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений.
Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксация), выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных (упражнения на растягивание) упражнений на ощущение правильной осанки и, конечно же, эмоциональная разгрузка - игры.
Также необходимо учитывать уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.
Систематическая работа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки дает стабильно хорошие результаты, положительно влияет на укрепление и развитие детского организма, способствует снижению простудных и других заболеваний. Таким образом, дополнительная работа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки с детьми дошкольного возраста является эффективно - организационной формой работы с детьми.
Результатом данной работы считаю наиболее раннее диагностирование плоскостопия и коррекция.
7. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Данную работу может провести воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии определенного заранее подготовленного оборудования, методической базы и соответствующей подготовки самого воспитателя. Трудоёмкость в использовании моего опыта работы состоит в том, что в настоящее время недостаточно методической литературы по профилактике плоскостопия. Представленный опыт накладывает на воспитателя определённые обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала по профилактике и коррекции плоскостопия.
Поскольку занятия по физической культуре являются самыми необходимыми и доступным для детского восприятия, значит именно через занятия по физической культуре, процесс профилактики плоскостопия дошкольников будет протекать наиболее успешно.
8. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Полученные результаты будут иметь практическую значимость для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, для родителей для самостоятельного определения плоскостопия и коррекции. Наиболее подходящие формы наглядного опыта работы считаю: консультации с родителями, методики проведения игр по профилактике плоскостопия, совместная деятельность детей и воспитателя, детей и родителей, информационная база размещенная на сайте ДОУ
9. Наглядное приложение.
В своем опыте предлагаю фото материала с детьми. Ходьба по массажным дорожкам, гимнастика после дневного сна, ходьба по массажным дорожкам.
Рекомендуем посмотреть:
Опыт работы воспитателя на высшую категорию Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста Опыт работы по изучению ПДД в ДОУ Роль развивающей предметно пространственной среды для развития дошкольников← Сценарий ко Дню работников пожарной охраны в детском саду | Дидактическая игра для малышей. Сенсорное развитие →
Опубликовано: 2548 дней назад (1 декабря 2017)
Просмотров: 2501
Рубрика: Педагогический опыт работы.
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!