Нравственно-эстетическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью
Доклад на тему: "Нравственно-эстетическое воспитание обучающихся с интеллектуальной недостаточностью".
Автор: Бакулина Наталья Алексеевна, воспитатель ГПД, ГБОУ РМЭ "Школа № 2 г. Йошкар-Олы".Предлагаю к рассмотрению доклад по нравственно-эстетическому воспитанию. Его могут использовать в своей работе те педагоги, которые работают с особыми детьми, как в школе,так и в детских садах. В докладе содержатся ряд методических рекомендаций, которые могут заинтересовать педагогов с небольшим опытом работы и, надеюсь, помогут им в дальнейшей практике.
* * *
В последние годы развития современного общества произошло большое упущение в воспитании детей, а именно, в области формирования нравственно - эстетических качеств личности детей. Особенно это прослеживается у детей с интеллектуальной недостаточностью. Из-за упущения воспитания в семье, немалая часть детей предоставлена самим себе. Вероятно, это происходит вследствие недостаточной грамотности родителей в области воспитания, нехватки времени, слабого контроля за детьми со стороны членов семей, или, попросту, нежелания заниматься воспитанием своих детей. Поэтому, как следствие этого, ответственность за формирование нравственности и эстетического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в большинстве своем, ложится на педагогов школ, а именно – на воспитателей. Задача школы и, в частности, воспитательной работы – создать условия для развития нравственно – эстетических качеств обучающихся, которое станет опорой в их дальнейшей социализации и откроет широкие возможности для реализации приобретенных коммуникативных умений и навыков, а также определит уровень их воспитанности в дальнейшей самостоятельной жизни.
Нравственное и эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья - это настойчивый, повседневный и систематизированный процесс формирования у них моральных качеств, навыков и привычек нравственного поведения, развития эстетических взглядов, вкусов, понимания прекрасного во всех его проявлениях.
Содержание нравственного воспитания определяет формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, честности и благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и к самому себе. Эстетически же воспитанный человек - это человек, который умеет находить, чувствовать и создавать прекрасное, оценивать явления окружающего мира в гармонии и красоте.
Любой ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде он живет и какое воспитание получает, особенно, если это ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Задача педагога, работающего с особенными детьми, проявив свое мастерство - заинтересовать детей вопросом: «Что хорошо и что плохо?», правильно организовав педагогический процесс.
Необходимые условия для нравственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью рекомендуются следующие:
- установление правильных взаимоотношений детей между собой, а также детей и взрослых;
- наличие нравственной культуры у педагога;
- четкое выполнение режима и сохранение положительного
эмоционального состояния детей;
- мероприятия, направленные на воспитание организованности и культуры поведения детей;
- мероприятия, способствующие привитию любви к родной природе (это ложится в основу воспитания патриотических чувств).
Рассматривая вопрос нравственного воспитания, нельзя не затронуть тему родительского примера. Родительский пример является великой силой в формировании нравственности у детей с ОВЗ. Недаром народная мудрость гласит: «Во всем поступайте так, как Вы бы хотели, чтобы поступали Ваши дети».
Таким образом, нравственное воспитание - это формирование положительных черт характера человеческой личности, которые и определяют в дальнейшем ее моральный облик.
В отличие от нравственного, эстетическое воспитание - это развитие художественного вкуса, привитие любви к прекрасному, к искусству, выработка отрицательного отношения к дурному. Задатки способности замечать и чувствовать красоту, даны любому человеку от рождения, но эстетические чувства нуждаются в постоянном развитии, особенно у детей с нарушением интеллекта.
Применяя различные методы приемы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, педагог настойчиво формирует у них отзывчивость на все доброе и красивое, обогащает их духовный мир, развивает воображение, чувства и творческие способности. Осуществление эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта происходит благодаря соблюдению следующих рекомендуемых условий:
- эстетика окружающей среды (здание школы, класс, и т. д.)
- эстетический облик детей, педагогов и родителей;
- наличие эстетической культуры у педагогов;
- мероприятия, направленные на развитие внимания к красоте природы, к музыке, художественному слову и т.д.
Нравственно - эстетическое воспитание у детей с ОВЗ носит неосознанный характер, поэтому необходимо осуществлять его с помощью комплекса средств: красивая и удобная мебель, игрушки, цветы, украшение классов и коридоров школы к праздникам, организация воспитательных мероприятий определенной направленности, к которым относится внеурочная деятельность. В группе продленного дня должны быть организованы все режимные моменты, включая простые беседы, прогулки, воспитательные занятия, самоподготовки и свободную деятельность обучающихся, естественно, под руководством воспитателя.
Следовательно, эффективное развитие нравственно - эстетических качеств возможно только при специально организованном процессе. На основе спланированной работы во внеурочное время можно добиться решения многих коррекционных и воспитательных задач:
- коррекция всех психических процессов;
- развитие творческих способностей;
- расширение художественного кругозора;
- развитие мелкой моторики, координации движений, точности в выполнении действий;
- развитие речи и обогащение активного словаря;
- развитие эстетического вкуса;
- воспитание усидчивости, упорства в достижении конечного результата;
- формирование аккуратности и опрятности;
- воспитание любви к природе и различным ее проявлениям, любви к родному краю;
- развитие положительного отношения к труду;
- формирование дружбы, коллективизма, товарищеской взаимопомощи;
- укрепление физического и психического здоровья на основе развития положительных эмоций и т.д.
Таким образом, основным принципом развития нравственно - эстетических качеств у детей с интеллектуальной недостаточностью является соблюдение единства эстетического и нравственного воспитания. Для целенаправленного нравственного и эстетического становления личности детей с ОВЗ необходима четкая организация их жизни, ежедневная практика нравственного поведения, работа по формированию эстетического восприятия и понимания искусства, развитие творческих способностей в процессе внеурочной деятельности, подготовка их к жизни в обществе. Чем дисциплинированнее, послушнее, опрятнее, аккуратнее, уважительнее, добрее, ответственнее, скромнее и честнее будут наши дети, чем больше у них будет любви к прекрасному, к природе, друг к другу и ко всему окружающему, тем охотнее их примут в обществе, тем легче им будет войти во взрослую жизнь.
Рекомендуем посмотреть:
Профилактика злоупотребления подростками психоактивных веществ Детский суицид. Причины Из опыта работы учителя русского языка Мастер-класс как эффективный метод обучения детей декоративно-прикладному творчеству← Воспитательное занятие в ГПД на тему: Осень | Внеклассное мероприятие на тему: ЗОЖ для детей с ОВЗ. Начальная школа →
Автор: Наталья Алексеевна Бакулина
Опубликовано: 2456 дней назад (2 апреля 2018)
Просмотров: 3603
Рубрика: Доклады и методические разработки
|
+9↑ Голосов: 9 |
Комментарии (15)
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
Голос ! Спасибо Вам за столь ценный опыт , с которым Вы с нами делитесь ! |