Внеурочное занятие по математике «Занимательная математика» для 3 класса
Занятие по внеурочной деятельности «Занимательная математика» для учеников 3 класса: "Как появились числа и цифры".
Назначение: данный материал может быть полезен учителям начальных классов.Цель: ознакомление с историей возникновения счета, записью чисел в разных странах.
Задачи: познакомить с историей возникновения чисел, записью чисел, продолжить совершенствовать математические навыки;
развивать логическое мышление, воображение, память, внимание, речь; воспитывать интерес к математике, истории.
Ход занятия:
Что за наука – математика ?Много определений у понятия математика, но все они сходятся в том, что это НАУКА О ЧИСЛАХ, КОЛИЧЕСТВАХ, ПОРЯДКАХ, ОТНОШЕНИЯХ.
Сколько в математике чисел?

( 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9)
Ребята, а теперь задание, скажите, можно ли, не вычисляя, определить, что больше – сумма этих чисел или их произведение?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 ( Можно, сумма больше, т.к. при умножении чисел на 0 получится 0)
Знаете ли вы как люди научились считать?
Что вы знаете о происхождении чисел?
Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Сформулируйте тему занятия.
Давным-давно наши предки жили племенами. Они питались листьями, плодами и корнями растений, ловили рыбу и охотились.
Чтобы добыть крупного зверя: медведя, зубра, и других, охотились всем племенем. Старший из охотников расставлял по несколько человек слева, справа и сзади. Первобытные люди не знали счёта, вожак показывал число на пальцах рук.
Затем люди научились обмениваться друг с другом. Часто обменивали сделанное копьё на шкуры для одежды. Чтобы обменять орудие, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки надо положить шкуру. Если не хватало рук, использовали ноги, например, 2 руки и 1 нога -15.
Проходили многие и многие годы. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, на земле появились первые скотоводы, земледельцы. Появилась и необходимость знать, сколько голов скота есть у человека, сколько он может продать, а сколько использовать в пищу, сколько урожая собрал.
Первые пастухи вели счёт с помощью различных предметов. Перекладывали камешки и ракушки. Делали зарубки и вязали узелки.
Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная черточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих черточек – десять.

Индейцы племени майя в Америке считали пятёрками и записывали числа при помощи точек и горизонтальных линий.


Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека. Теперь эти римские цифры можно легко показать на пальцах одной руки, считая большой палец = 5, а остальные = 1, то есть цифре V соответствует отставленный большой палец, а сжатая в кулак рука по форме и значению соответствует цифре “ноль”.


II – 2 ...... VII – 7
III – 3 ...... VIII – 8
IV – 4 ...... IX – 9
V – 5 ...... X – 10
L – 50 ...... C – 100
D – 500 ...... M - 1000
На Руси каждой цифре соответствовала своя буква азбуки.
Чтобы не путать буквы и цифры, над обозначением числа писали витиеватую линию (титло).

А теперь давайте разгадаем ребус.

Мы с вами совершили небольшой экскурс в историю.
Что нового вы узнали сегодня?
Что нового вы узнали для себя?
Понравилось ли вам занятие?
Кому захотелось поисследовать эту тему глубже?
Все МОЛОДЦЫ! Спасибо за занятие!
Рекомендуем посмотреть:




Похожие статьи:
Участник №61 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2017 года
← Аппликация с элементами рисования на тему: Лето для детей начальной школы. Пошаговая инструкция с фото | Рассказ про птиц для младших школьников →
![]() |
Автор: Виктория
Опубликовано: 2823 дня назад (5 августа 2017)
Просмотров: 22560
Блог: Блог Виктории
Рубрика: Внеклассные занятия
|
+5↑ Голосов: 5 |
Комментарии (3)
|
|
||
|
|
||
|