Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Система работы по созданию аранжировок, как средство активизации восприятия музыкального образа

Из опыта работы концертмейстера
1 РАЗДЕЛ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ
1.1. Характеристика опыта
Тема опыта:"Система работы по созданию аранжировок, как средство активизации восприятия музыкального образа"
Источники формирования опыта: нет концептуальной разработки о работе концертмейстера - аранжировщика
Художественно-педагогические идеи опыта: выбор оптимальных форм работы по созданию аранжировок и адаптация к обучающимся 10-14 лет.
Концептуальные положения опыта: для написания фонограмм и аранжировок был использован опыт К. Олейникова, описанный в учебном пособии «Аранжировка», Е.Мессер «Основы композиции», Маклыгин А.Л. «Импровизируем на фортепиано. Элементарная гармония», Левин А.Ш. «Самоучитель компьютерной музыки», И.В. Способин «Элементарная теория музыки». Использованы компьютерные программы: Steinberg Wave lab. Adobe Audition 1.5, ASID Pro 5.1, Sonar, Sound Forge.
Условия реализации опыта: опыт реализовывается в двух направлениях: рабочая фонограмма и концертный вариант.
Рабочая фонограмма (фонограмма с проведением мелодии) предназначена для знакомства с гармонической основой произведения, аранжировкой, инструментами в аккомпанементе.
Концертный вариант – это фонограмма без проведения мелодии или проведение мелодии сведено до минимума, с более обогащенной аранжировкой, с добавлением семплеров и эффектов.
Результат опыта (в детях): Участие в творческих конкурсах, фестивалях.
Результативные продукты педагогической деятельности: каталог аранжировок.
2 РАЗДЕЛ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ
2.1. Актуальность опыта
Так как выпускники училищ, институтов не имеют квалификацию концертмейстера - аранжировщика, а в процессе работы в вокальной, театральной студиях появилась необходимость освоить опыт создания аранжировки, поэтому для меня стало актуальна данная тема работы.
Систематические музыкальные занятия, имеют огромное воспитательное значение: они приобщают обучающихся к музыке, делают музыкальное искусство подлинно массовым.
Для эффективной работы в творческих объединениях художественно-эстетической направленности, необходимо наличие концертмейстера, который владеет созданием аранжировок для обучающихся.
Аранжировки – переработка музыкального произведения, написанного для определенных голосов или инструмента, с целью приспособить его к исполнению другими средствами.
При создании аранжировок для детей 10 -14 лет, я учитывала в первую очередь возрастные особенности детей, которые подробно раскрыла в работе по психологии «Психологические основы для создания аранжировки для детей 10-14 лет».
2.2 Задачи решаемые в опыте
Цель: сформировать восприятие музыкального образа детей 10-14 лет посредством аранжировок.
Задачи:
- разработала систему создания аранжировок;
- апробировала технологию создания аранжировок в вокальных и театральных студиях МОУ ЦДТ;
- способствовала развитию восприятие музыкального образа произведения;
2.3. Технология опыта.
Цифровые технологии стали значимы для музыки, современная аранжировка стала на одну ступень с классическим аккомпанементом. Свой опыт я начала развивать именно для детей 10-14 лет по ряду психологических аспектов. Которые подробно раскрыла в работе по психологии «Психологические основы для создания аранжировки для детей 10-14 лет».
Аранжировки создаются на синтезаторе «Yamaha PSR- 540» заносятся на флоппи-диск, после этого аранжировка с помощью MIDI-кабеля перезаписывается на компьютер и обрабатывается с помощью компьютерных программ «Steinberg Wave lab.», «Adobe Audition 1.5», «ASID Pro», «Sonar», «Sound Forge».
Приведу технологию написания аранжировки для детей 11-12 лет на примере песни «Гиппопотам».
1. У нас есть мелодия, записанная нотами (оригинал взят с CD- диска с плюсовой фонограммы) (тр№1);
2. На синтезаторе подбирается ударная и басовая группа. Для этого к мелодии обязательно подбирается гармоническая основа.(тр.№2).Перед написанием ударной и басовой группы нужно продумать всю сетку произведения, закладывая гармонию и на вступление, запев и припев и если есть все проигрыши.(тр.№2);
3. Затем мы подбираем партию скрипок, фортепиано и гитар для заполнения аккомпанемента, помогая тем самым ребенку почувствовать гармоническую поддержку. (тр№3)
4. после подбора аккомпанирующей группы записываем партию вступления и проигрыша. (тр. №4);
5. После того, как фонограмма «спелась» с ребенком, установили нужную тональность, темп, подобрали тембр солирующей партии или её убрали совсем, аранжировку инструментируем и переписываем в компьютер
( тр.№5)
6. Компьютерная обработка аранжировки включает в себя обработку звука с помощью программы «Steinberg Wave lab.», удаление лишних звуков и кусков, а также микширование начала и окончания фонограммы, которую проводим с помощью программ «Adobe Audition 1.5» а также «Sonar» (тр.№6).
7. На диске с семплерами ищем подходящие звуки и звуковое оформление и вставляем с помощью этих же программ. Здесь важно знать меру, потому что излишнее добавление эффектов может помешать ребенку услышать гармонию, а слушателю услышать ребенка. (тр. № 7)
8. Ну, вот аранжировка готова! Регулируем громкость всех партий, семплеров, эффектов и переписываем на диск для дальнейшего выступления или записи плюсовой фонограммы (тр.№8).
3 РАЗДЕЛ. СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОПЫТА В МАССОВОЙ ПРАКТИКЕ.
3.1. Условия эффективного функционирования опыта
Для эффективного функционирования опыта необходима материально-техническая база:
- синтезатор «Yamaha PSR- 540»;
- MIDI-кабель;
- ПК (компьютерные программы «Steinberg Wave lab.», «Adobe Audition 1.5», «ASID Pro», «Sonar», «Sound Forge»).

3.2. Научно-практическая основа опыта
Для написания фонограмм и аранжировок был использован опыт К. Олейникова, описанный в учебном пособии «Аранжировка», Е.Мессер «Основы композиции», Маклыгин А.Л. «Импровизируем на фортепиано. Элементарная гармония», Левин А.Ш. «Самоучитель компьютерной музыки», И.В. Способин «Элементарная теория музыки».
4 РАЗДЕЛ. «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ АРАНЖИРОВКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 10-14 ЛЕТ».
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ
У детей 7 -11 лет ведущей деятельностью является учение но, по достижении 13 лет она переходит в интимно – личностное общение со сверстниками.
В подростковом возрасте внимание, память и воображение приобретают самостоятельность, подросток уже не только владеет этими функциями, но и в состоянии управлять ими по своей воле. Если в начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно, и ребенку этого возраста характерно анализирующие восприятие, то детям 9-10 лет характерна стадия интерпретации, целостное описание картины дополняется логическим объяснением изображенных на ней явлений и событий.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Мышление, осуществляющееся с использованием творческих способностей. Творческие способности, креативность. Совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество. Эти свойства характерны для творческой личности с оригинальным, нестандартным мышлением. К ним относят воображение, гибкость ума, дивергентное мышление, мотивации творчества и другие свойства.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – это явление комплексное, она складывается из различных видов памяти – общих и специфичных музыкальных особо выделю логический и эмоциональный вид памяти.
ВООБРАЖЕНИЕ. Фантазия. Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Развитие воображения связано с общим интеллектуальным развитием ребенка, сближение воображение с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству.
Заключительным этапом в комплексном явлении – музыкальная память – считается слуховая память, она универсальна. Проявление слуховой памяти мы можем видеть в запоминании ритма, мелодии, гармонии.

ПЕРЕЖИВАНИЕ МУЗЫКИ, как процесс, является не только одной из операциональных составляющих деятельности, но и выражает сущности самой деятельности Музыка в большей степени, чем какое – либо другое искусство, предоставляет человеку возможность переживания процессуальной стороны эмоциональной организации жизненных событий, по мнению большинства ученых. Эмоции являются не только спутником, «окраской» музыкальной деятельности, но и цементирующей составляющей переживания музыкантом своей деятельности. Б.М.Теплов блестяще показал, что музыкальное переживание есть в первую очередь переживание эмоциональное. Недостаточно только услышать музыку, надо её еще эмоционально пережить, почувствовать её эмоциональную выразительность.
ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ – это сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать и переживать музыкальное содержание, как художественно- образное отражение действительности. В.К. Белобородова к важным характеристикам восприятия относит: эмоциональную образность осмысленность, ассоциативность, избирательность, вариативность, целостность. Адекватное восприятие музыки требует специальной организации музыкально – перцептивной деятельности, наличия состояния психической готовности к акту художественного переживания. Процесс переживания, оценки, переработки музыкальной информации может продолжаться в течение очень длительного времени. Ощущение и восприятие – два неразрывно связанных процесса.
На основании всего изложенного, при создании аранжировки пришла к выводу, что аранжировка не может адекватно восприниматься детьми до 9 – 10 лет, в силу недостаточно сформированных психологических и физических качеств. Пренебречь закономерностями, характерными для каждой возрастной категории – значит сознательно встать на путь серьезных неудач. Ребенок десяти лет имеет довольно высокий уровень сознания, через средства массовой информации он уже накопил в своей памяти довольно большое количество музыкальных представлений
Начиная работать с аранжировкой в подростковом возрасте, ребенок проявляет активное внимание на протяжении всего занятия, слушает объяснения педагога и выполняет его задания.
5 РАЗДЕЛ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности
Москва, изд. «Институт психологии РАН» 1997,с. 352
2. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. Методические рекомендации Москва, изд. «Мозаика – синтез» 2001, с. 128.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология, Москва 1999.
4. Психология одаренности детей и подростков/ под. Ред. Н.С. Лейтеса. Москва, 1997.
5. Шавкунов И.Г. Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения. Изд. «Композитор» (Санкт-Петербург) 2001,с. 28
6. Трифонов Е.В., Трифонов И.Е. Психофизиология профессиональной деятельности. Словарь. Санкт – Петербург, 1998 Электронный вид, CD
7. Трифонов И.Е, программа «Психофизиология профессиональной деятельности» версия 2,1 Санкт – Петербург, 1997 Электронный вид, CD
8. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. -
М..: Институт психологии РАН,1997 -352 с., илл.
9. Левин А.Ш. Самоучитель компьютерной музыки. - СПб.: Питер, 2006 – 398 с., илл.
10. Музыкальный энциклопедический словарь / Ред.Г.В. Келдыш.
Изд. 2-е. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 - 270 с.
11. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1999 – 308 с.
12. Шавкунов И.Г. Игра на синтезаторе - методика и программа обучения. - Санкт-Петербург: Композитор, 2001 - 28 с.
13. Олеников К.В. Аранжировка» пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 - 112.с.
14. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. Методические рекомендации. – М: Мозаика-синтез, 2001 - 128 с., илл.
15. Затямина Т.А. Методическое портфолио педагога–музыканта: Методические рекомендации. – Волгоград: ВГИПК РО, 2006 – 24 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Новейшая энциклопедия психолога (Электронный ресурс)
Электрон, текстовые, граф, звук данные, прикладная программа (546 Мб), 2000.
2. Библиотека семплеров, редакторов, эффектов (Электронный ресурс) 2 DVD диска, Электрон, текст и звук. Данные (546 МБ), 2006.
КАТАЛОГ ВЫПОЛНЕННЫХ АРАНЖИРОВОК ДЛЯ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «НОТКА»
1. «Нам мир завещано беречь» муз. Ю.Чичкова. сл. П. Слиевского
2. «Дружат музыка и дети» муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского
3. «Это знает каждый» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина
4. «Есть у Родины витязи» муз. М.Минкова, сл. П.Синявского
5. «Мы живем под солнцем одним» муз. Ю. Чичкова. сл. М. Пляцковского
6. «Мир похож на цветной луг» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского
7. «Пока не поздно» муз. А. Пахмутовой, сл. Н.Добронравова
8. «О чем мечтает мышонок» муз. В. Шаповаленко, сл. С. Борщевского
9. «Нотный бал» муз. Г. Струве, сл. Н.Соловьевой
10. «Олененок» муз. В.Некрасова, сл. В.Агапова
11. «Все сбывается на свете» муз. Е.Крылатова, сл. Ю. Энтина
12. «Пестрый колпачок» муз. Г. Струве, сл. М.Соловьевой
13. «Золотой ключик» муз. Б. Киселева, сл. Н.Соловьевой
14. «Песенка – чудесенка» муз. М. Протасовой, сл. А.Кондратьева
15. «Зеленые ботинки» муз. Р. Алдонин, сл. С.Гаврилов
16. «Музыка ветра» муз. Т.Андреевой
17. «Чудеса, да и только» муз. А Пахмутовой, сл. Н.Добронравова
18. «Дарите радость людям» муз. А Пахмутовой, сл. Н.Добронравова
19. «Чижи» муз. Т.Андреевой
20. «Песня про Щенка» муз. Т.Андреевой
21. «Скажи, скажи художник» муз. М.Протасова, сл. Н. Бромлей
22. «Мир вам люди» муз. Б.Савельева, сл.. М.Пляцковского
23. «Большой хоровод» муз. Б.Савельева, сл.. Е.Жигалкиной, А.Хайта
24. «Гиппопотам» муз. Е.Федераса
25. «Листья золотые»
26. «Что нам осень принесет» муз А.Попатенко, сл. С.Гаврилова
27. «Конек горбунок» муз. и сл. А.Варламова
28. «Тик – так»
29. «Потешки» муз. Т Андреевой
30. «Белоснежная карета» авторы неизвестны
31. «Дед Мороз»
32. «Бабушка»
33. «Алый парус»
34. «Динь, динь, динь, звенят шары» муз Т.Андреевой
35. «Шире круг»
36. «Пришла к нам масленица» рус. нар. песня
37. «А мы масленицу сострячаем» рус. нар. песня
38. «Ой, блины» рус. нар. песня
39. «Варенька» рус. нар. песня
40. «Поляночка» рус. нар. песня
41. «Тетериха» рус. нар. песня
42. «У нас ноне белый день» рус. нар. песня
КАТАЛОГ АРАНЖИРОВОК ВЫПОЛНЕННЫХ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ
1. «Лети лепесток» муз. К.Костина, муз. И. Григорьева
2. «Последний час декабря» муз. М.Леонидов, сл.. В.Савельева
3. «Любите девушки» муз. В.Сюткина, сл. А.Хайта
4. «Бабушка» муз. А.Пономаревой, сл. А. Чеменевой
5. «Прогулка с папой» муз. и сл. Н. Мурычевой
6. «Новогодняя песенка»
7. «Дорога добра» из к/ф «Маленький Мук» муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина
8. «Кабы не было зимы» муз. Е.Крылатов, сл. Ю. Энтина
9. «Я у бабушки живу» муз. Э. Ханка, сл. И. Шаферана
10. «Мама» муз. А.Пономаревой, сл. А. Чеменевой
11. «Аист на крыше» муз. Д. Тухманова, сл. А. Поперечного
12. «Лесной олень» из к/ф «Ох, уж эта Настя» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина
13. «Колокольчик, мой хрустальный» из к/ф «Рок–н–ролл для принцессы»
муз. Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина
14. «Дело было в Каролине»
КАТАЛОГ АРАНЖИРОВОК, ВЫПОЛНЕННЫХ ДЛЯ СПЕКТАКЛЕЙ
1. Музыкальная сказка «Гуси – лебеди»
2. Музыкальная сказка « Лоскутик и облако»
3. Музыкальная сказка «Тайна золотого ключика»
4. Музыкальная сказка «Муха – Цокотуха»
5. Музыкальное сопровождение к спектаклю «Вот беда!»
6. Музыкальное сопровождение к новогодним представлениям
7. Музыкальное сопровождение к музыкально – литературной композиции «Война глазами детей»

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника для 1 класса. Посвящение в искусство Занимательное сольфеджио в стихах Роль ансамблевого музицирования в музыкальном развитии и воспитании учащихся ДМШ Основы ведения меха на аккордеоне
Международный день толерантности в школе. Сценарий | Музыкально-компьютерные технологии в деятельности педагога (ФГОС ОО)
Опубликовано: 2815 дней назад (1 апреля 2017)
Просмотров: 2264
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!