Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: Союз Как
Тема урока: «Многоликий союз КАК»
Эпиграф:
Едва ли какой другой язык мира обладает таким богатством речевых оборотов, как язык русский. (В.В.Виноградов)
Цель урока: использование методов грамматического и смыслового анализа при исследовании конструкций с союзом КАК.
Задачи урока:
• создать условия для осознания и осмысления методов грамматического и смыслового анализа при исследовании конструкций с союзом КАК;
• создать условия для развития общеучебных умений - работы с предложениями, со схемой в процессе исследовательской деятельности;
• обобщить и структуировать знания по синтаксису и пунктуации в конструкциях с союзом КАК;
• развивать навыки анализа, сравнения; умения обосновывать, аргументировать;
• развивать познавательный интерес учащихся в области исследования синтаксических конструкций;
• развивать навыки самостоятельной работы; работы в группах;
• способствовать пониманию ценности интеллектуальных умений как качества современного человека.
1. Введение в тему. Перед вами предложение, скажите, почему перед 1 союзом КАК стоит запятая, а перед 2 – нет?
Фазиль Искандер писал, как сложен и противоречив окружающий нас мир и как важно не ошибиться в выборе, который мы делаем между добром и злом, преданностью и предательством.
Начертите схему предложения.
Найдите лишнее предложение. Объясните. Расставьте знаки препинания.
• Ф.Искандер как певец Абхазии рассказал в своём творчестве о замечательных людях этой маленькой страны.
• Ф.Искандер от природы добросердечен, как добросердечна и его проза.
• Искандер как русский писатель не раз представлял Россию на международных конференциях.
Если нам слово КАК встретятся в предложении, с какой проблемой в правописании столкнетесь? (ставить или не ставить запятую перед союзом КАК)
Используя полученные на уроках русского языка знания, как решите проблему постановки запятой в данных предложениях.
2. Выход на проблему урока.
Есть ли у вас проблемы с союзом КАК?
Хотите ли подружиться с союзом КАК?
Назовите необычно наше занятие, обозначив проблему урока ("Как подружиться с союзом КАК?", "Всегда ли дружит запятая с союзом КАК?", "Ох уж эти обороты с союзом КАК!").
А чтобы "подружиться" с союзом КАК, чем будем заниматься? Назовите глаголами свою деятельность на занятии.
• наблюдать
• сравнивать
• анализировать
• структуировать
• исследовать
• экспериментировать).
Что будет объектом нашего исследования (предложения с союзом КАК), а что предметом (постановка запятых)?
Как будем работать (в парах, индивидуально)?
Как проверим результат деятельности (тестом)?
Тема урока.. Эпиграф…. А в качестве эпиграфа будут слова выдающегося ученого-лингвиста В.Виноградова, которые отражают содержание нашего занятия (см. начало урока).
Начнем осваивать "дружбу" с союзом КАК, работая в парах.
3. «Корзинка идей».
1. Исследование.
Исследовать предложения (графически все обозначить) и выполнить задания (распечатанные карточки с предложениями на столах у каждого учащегося).
• Отразить свои наблюдения в полученных схемах.
• Сделать выводы о постановке запятых в данных конструкциях.
Предложения для исследования:
1. Спустившись с горы, он по-настоящему понял КАК труден и опасен был подъем.
2. Клен у дома был КАК золотой.
3. Мы любим отдыхать на даче КАК летом, так и зимой.
4. Пьер КАК законный сын получит все.
5. Он был вызван в суд КАК свидетель.
6. Герасим КАК лев выступал сильно и бодро.
7. На мгновение ей показалось, что это не кто иной КАК Сергей.
8. Книги старинные знал он КАК свои пять пальцев.
На сколько корзинок можно разделить все предложения? Как?
Предлагаю каждой группе представить результат исследования одного из предложений по первому вопросу: "Что присоединяет союз КАК?".
• Какой вывод вы сделали о постановке запятых в данных конструкциях с союзом КАК?
• Каким методом вы сейчас анализировали предложения, отвечая на вопрос: что присоединяет союз КАК? (метод грамматического анализа)
Результаты исследования предложений по первому вопросу отражаются в составленной вместе с учащимися схеме:
Чтобы решить возникшую проблему - знаки препинания при оборотах с союзом КАК, продолжим исследование конструкций с союзом КАК и проанализируем выводы по 2-му вопросу: какую смысловую нагрузку несут обороты с союзом КАК?
Если присоединение союза КАК исследуем методом грамматического анализа, то каким методом исследуем смысловую нагрузку союза КАК? ( метод смыслового анализа)
Результаты исследования предложений по второму вопросу отражаются в составленной вместе с учащимися следующей схеме:
Итак, исследовав конструкции с союзом КАК методом грамматического и смыслового анализа, получили пунктуационно грамотно оформленные предложения.
Какую «работу» выполняет союз КАК?
• 1 ряд – задание № 112.
• 2 ряд – задание № 96.
• 3 ряд - задание № 104.
• Индивидуальное задание – Представь, что ты запятая, расскажи о своей дружбе с союзом КАК
3. Эксперимент.
Для того чтобы применить полученные выводы, предлагаю провести эксперимент. Исследуя предложение методом грамматического и смыслового анализа, решить проблему: нужна или не нужна запятая перед КАК в данном предложении.
Он относился к нему как к брату
Выводы групп:
4. Тест на закрепление.
Найдите соответствия:
запятая перед КАК ставится, если:
1. Вы легко можете себе представить, как я провел весь этот день и следующее утро.
2. Женщина плакала, как маленькая девочка, сидя у порога какого-то дома.
3. Одна из этих женщин, как самая важная преступница, должна была быть доставлена отдельно.
А. Сравнительный оборот
В. Союз КАК входит в приложение с причинным значением.
С. Придаточное предложение с союзом КАК
Д. Вводная конструкция с союзом КАК.
Е. Оборот с КАК является второй частью построений типа НЕ КТО ИНОЙ, КАК; ТАК ЖЕ, КАК.
Найти соответствия:
запятая перед КАК не ставится, если:
1. Все окна как в барском доме, так и в людских отворены настежь.
2. Она приходила сюда как натурщица и всегда очень стеснялась.
3. Соседские дети были как ангелочки.
4. Если Бог сделает это чудо - оставит нас в живых, я буду ходить за вами как собака.
А. Сравнительный оборот выполняет роль именной части сказуемого.
Б. Сравнительный оборот входит в устойчивое сочетание.
В. Двойной союз КАК , ТАК И соединяет однородные члены предложения.
Г. Приложение с союзом КАК имеет значение "в качестве".
III этап. "Рефлексия".
• Каков сейчас для вас союз КАК?
• "Подружились" ли вы с ним?
• Ваши впечатления и чувства от занятия?
«Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить. Для этого я подготовила электронные ресурсы, позволяющие восполнить материал.
Виды деятельности оценка
1.Знание теоретического материала.
2.Умение конструировать СПП с несколькими придаточными.
3.Умение находить СПП в тексте и определять их вид.
4.умение решать нестандартные лингвистические задачи.
5.Умение работать с комплексным анализом текста.
Рефлексия
- Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс.
Какими словами описали бы вы своё состояние после урока:
-«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой)
-Ах, как я устал от этой суеты…
-Я понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.
-Готовиться к экзамену не так-то просто.
-Верны ли оказались слова Л.Н. Толстого? Почему? (возвращение к эпиграфу)
Эпиграф:
Едва ли какой другой язык мира обладает таким богатством речевых оборотов, как язык русский. (В.В.Виноградов)
Цель урока: использование методов грамматического и смыслового анализа при исследовании конструкций с союзом КАК.
Задачи урока:
• создать условия для осознания и осмысления методов грамматического и смыслового анализа при исследовании конструкций с союзом КАК;
• создать условия для развития общеучебных умений - работы с предложениями, со схемой в процессе исследовательской деятельности;
• обобщить и структуировать знания по синтаксису и пунктуации в конструкциях с союзом КАК;
• развивать навыки анализа, сравнения; умения обосновывать, аргументировать;
• развивать познавательный интерес учащихся в области исследования синтаксических конструкций;
• развивать навыки самостоятельной работы; работы в группах;
• способствовать пониманию ценности интеллектуальных умений как качества современного человека.
1. Введение в тему. Перед вами предложение, скажите, почему перед 1 союзом КАК стоит запятая, а перед 2 – нет?
Фазиль Искандер писал, как сложен и противоречив окружающий нас мир и как важно не ошибиться в выборе, который мы делаем между добром и злом, преданностью и предательством.
Начертите схему предложения.
Найдите лишнее предложение. Объясните. Расставьте знаки препинания.
• Ф.Искандер как певец Абхазии рассказал в своём творчестве о замечательных людях этой маленькой страны.
• Ф.Искандер от природы добросердечен, как добросердечна и его проза.
• Искандер как русский писатель не раз представлял Россию на международных конференциях.
Если нам слово КАК встретятся в предложении, с какой проблемой в правописании столкнетесь? (ставить или не ставить запятую перед союзом КАК)
Используя полученные на уроках русского языка знания, как решите проблему постановки запятой в данных предложениях.
2. Выход на проблему урока.
Есть ли у вас проблемы с союзом КАК?
Хотите ли подружиться с союзом КАК?
Назовите необычно наше занятие, обозначив проблему урока ("Как подружиться с союзом КАК?", "Всегда ли дружит запятая с союзом КАК?", "Ох уж эти обороты с союзом КАК!").
А чтобы "подружиться" с союзом КАК, чем будем заниматься? Назовите глаголами свою деятельность на занятии.
• наблюдать
• сравнивать
• анализировать
• структуировать
• исследовать
• экспериментировать).
Что будет объектом нашего исследования (предложения с союзом КАК), а что предметом (постановка запятых)?
Как будем работать (в парах, индивидуально)?
Как проверим результат деятельности (тестом)?
Тема урока.. Эпиграф…. А в качестве эпиграфа будут слова выдающегося ученого-лингвиста В.Виноградова, которые отражают содержание нашего занятия (см. начало урока).
Начнем осваивать "дружбу" с союзом КАК, работая в парах.
3. «Корзинка идей».
1. Исследование.
Исследовать предложения (графически все обозначить) и выполнить задания (распечатанные карточки с предложениями на столах у каждого учащегося).
• Отразить свои наблюдения в полученных схемах.
• Сделать выводы о постановке запятых в данных конструкциях.
Предложения для исследования:
1. Спустившись с горы, он по-настоящему понял КАК труден и опасен был подъем.
2. Клен у дома был КАК золотой.
3. Мы любим отдыхать на даче КАК летом, так и зимой.
4. Пьер КАК законный сын получит все.
5. Он был вызван в суд КАК свидетель.
6. Герасим КАК лев выступал сильно и бодро.
7. На мгновение ей показалось, что это не кто иной КАК Сергей.
8. Книги старинные знал он КАК свои пять пальцев.
На сколько корзинок можно разделить все предложения? Как?
Предлагаю каждой группе представить результат исследования одного из предложений по первому вопросу: "Что присоединяет союз КАК?".
• Какой вывод вы сделали о постановке запятых в данных конструкциях с союзом КАК?
• Каким методом вы сейчас анализировали предложения, отвечая на вопрос: что присоединяет союз КАК? (метод грамматического анализа)
Результаты исследования предложений по первому вопросу отражаются в составленной вместе с учащимися схеме:
Чтобы решить возникшую проблему - знаки препинания при оборотах с союзом КАК, продолжим исследование конструкций с союзом КАК и проанализируем выводы по 2-му вопросу: какую смысловую нагрузку несут обороты с союзом КАК?
Если присоединение союза КАК исследуем методом грамматического анализа, то каким методом исследуем смысловую нагрузку союза КАК? ( метод смыслового анализа)
Результаты исследования предложений по второму вопросу отражаются в составленной вместе с учащимися следующей схеме:
Итак, исследовав конструкции с союзом КАК методом грамматического и смыслового анализа, получили пунктуационно грамотно оформленные предложения.
Какую «работу» выполняет союз КАК?
• 1 ряд – задание № 112.
• 2 ряд – задание № 96.
• 3 ряд - задание № 104.
• Индивидуальное задание – Представь, что ты запятая, расскажи о своей дружбе с союзом КАК
3. Эксперимент.
Для того чтобы применить полученные выводы, предлагаю провести эксперимент. Исследуя предложение методом грамматического и смыслового анализа, решить проблему: нужна или не нужна запятая перед КАК в данном предложении.
Он относился к нему как к брату
Выводы групп:
4. Тест на закрепление.
Найдите соответствия:
запятая перед КАК ставится, если:
1. Вы легко можете себе представить, как я провел весь этот день и следующее утро.
2. Женщина плакала, как маленькая девочка, сидя у порога какого-то дома.
3. Одна из этих женщин, как самая важная преступница, должна была быть доставлена отдельно.
А. Сравнительный оборот
В. Союз КАК входит в приложение с причинным значением.
С. Придаточное предложение с союзом КАК
Д. Вводная конструкция с союзом КАК.
Е. Оборот с КАК является второй частью построений типа НЕ КТО ИНОЙ, КАК; ТАК ЖЕ, КАК.
Найти соответствия:
запятая перед КАК не ставится, если:
1. Все окна как в барском доме, так и в людских отворены настежь.
2. Она приходила сюда как натурщица и всегда очень стеснялась.
3. Соседские дети были как ангелочки.
4. Если Бог сделает это чудо - оставит нас в живых, я буду ходить за вами как собака.
А. Сравнительный оборот выполняет роль именной части сказуемого.
Б. Сравнительный оборот входит в устойчивое сочетание.
В. Двойной союз КАК , ТАК И соединяет однородные члены предложения.
Г. Приложение с союзом КАК имеет значение "в качестве".
III этап. "Рефлексия".
• Каков сейчас для вас союз КАК?
• "Подружились" ли вы с ним?
• Ваши впечатления и чувства от занятия?
«Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить. Для этого я подготовила электронные ресурсы, позволяющие восполнить материал.
Виды деятельности оценка
1.Знание теоретического материала.
2.Умение конструировать СПП с несколькими придаточными.
3.Умение находить СПП в тексте и определять их вид.
4.умение решать нестандартные лингвистические задачи.
5.Умение работать с комплексным анализом текста.
Рефлексия
- Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс.
Какими словами описали бы вы своё состояние после урока:
-«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой)
-Ах, как я устал от этой суеты…
-Я понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.
-Готовиться к экзамену не так-то просто.
-Верны ли оказались слова Л.Н. Толстого? Почему? (возвращение к эпиграфу)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 9 классе Урок русского языка для учащихся 9 класса I вида Конспект урока русского языка 9 класс. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным Виды подчинительной связи в словосочетаниях (задание 7 ОГЭ для 9 класса) Подготовка к ОГЭ в 9 классПохожие статьи:
Автор: Татьяна Петровна Зиновьева
Опубликовано: 2803 дня назад (22 марта 2017)
Просмотров: 3991
Рубрика: Конспект урока
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!