Классный час на тему «Вежливость», 4 класс. Конспект
Конспект классного часа на тему «Вежливость» для 4 класса
Цель: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.Задачи:
- воспитывать вежливое отношение к окружающим людям;
- научить правильно, употреблять слова вежливости;
- научить различать вежливое поведение и вежливую речь;
- научить вежливо, приветствовать, прощаться, выражать просьбу.
- составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.
Ход классного часа
1. Чтение и анализ стихотворений по теме.Учитель:
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о мальчике одном:
Его зовут... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшём случае «здорово!»
Он вместо «здравствуй!» говорит.
А вместо слова «до свидания!»
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощание: .
«Ну, я пошел... Пока! Всего!»
А. Барто
Учитель:
- Каких слов не знает этот мальчик?
- Как ему помочь?
На плакате нарисовано дерево. Учитель предлагает на листочках написать волшебные слова приветствия, просьбы, разрешения, извинения и приклеить их на ветки этого дерева. Подводится итог, какой ряд знает больше слов.
Ученик:
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами...
И ежели вы вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником.
Пред сильным не робея.
С Я. Маршак
Учитель:
- Какой смысл вы вкладываете в понятие «вежливый человек»?
- Какие «вежливые» слова знаете?
Ученик:
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Правило запомни,
Знаешь - повтори.
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались, .
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Повторить с утра.
2. Анализ ситуаций.
- Решим вместе задачи. Подумайте, как бы вы поступили в данных ситуациях:
1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
- Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Найдите их.
2. Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел.
- Какую ошибку допустил Максим?
3. Девочка жалуется возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, зовет меня: «Ритка». «А как ты его зовешь?» - спросила мама. «Я его вообще никак не зову, - ответила Рита, - я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Права ли Рита?
- Всегда ли человека, который знает все вежливые слова, можно назвать воспитанным?
3. Инсценировка и анализ стихотворения.
ВЕЖЛИВ ЛИ ВИТЯ?
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
-Тихомиров!
Покажите нам на карте город Псков.
- Извините, - шепчет Витя, -
Я к уроку не готов!
Мы поспорили е Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в нашем споре
И пришлите нам ответ.
Учитель:
- Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему?
- Скажите, с какими словами вы утром встречаете взрослых?
- С какими словами приветствия обращаетесь к товарищам? К соседям?
- Что говорите перед сном родным?
- Почему мы говорим именно эти слова?
Слово учителя. Эти слова выражают пожелание того, чтобы любой день, даже хмурый, дождливый, принес родным и знакомым людям радость в выполнении работы на службе и дома, чтобы в этот день и у мамы, и у папы не было никаких неприятностей; чтобы в семье все было спокойно и радостно. Да и себе говорящий создаст день добрым.
- Каким тоном надо произносить приветствие?
- Когда говорим слова «простите», «извините»?
- Познакомимся с интересным явлением - интонацией. Когда мы говорим, важно не только то, что говорим, но и с какой интонацией.
4. Инсценировки.
Автор: Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ее пальто.
Старушка: Девочка, сиди, пожалуйста, спокойно! Так нельзя себя вести.
Автор: Заметила старушка, сидевшая напротив.
Лена: А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста! Буду сидеть спокойно.
Автор: И Лена, надувшись, стала смотреть в окно.
- И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово «пожалуйста», но с одинаковым ли выражением лица и тембром голоса было произнесено это слово?
Учитель: Лена с недовольным лицом и презрительным тоном произнесла это слово. Она не извиняется за то, что побеспокоила соседку, а ведет себя так, словно делает одолжение взрослым, говоря: «Да, я знаю ваши вежливые слова, но они для
меня ничего не значат».
Учитель: Отправимся с вами в аптеку к доктору Айболиту. На полочках у него волшебные лекарства. Подумайте, от каких недостатков вы хотели бы излечиться. Сказочных богатств у вас нет. Поэтому доктора необходимо убедить дать вам лекарство, используя при этом только лексикон вежливых слов.
У доски стоит доктор Айболит (ученик в белом халате). Рядом импровизированные полочки с лекарствами. На склянках названия: «от жадности», «от скупости», «от безразличия», «от лени», «от грубости», «от невежества» и т. д. Доктор отдает лекарство после убедительной и вежливостью ребенка.
Ученик:
Настанет, друзья,
Счастливое время,
Настанут чудесные дни.
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Пусть грубость исчезнет навеки
Пускай по рецептам врачей
Появятся в каждой аптеке
Лекарства для грубых детей.
Учитель: А сейчас мы посмотрим мексиканскую сказку «Вежливый Кролик». Она поможет ответить на вопрос: Для чего нужно быть вежливым?
Автор: Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг заметил Лисицу, Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере, Он не знал, что там поджидала его другая опасность - в пещере жила Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить нельзя.
Кролик: Нужно поздороваться, но с кем? С пещерой, конечно! (Садится на задние лапки и вежливо просит.} Здравствуйте» дорогая Пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти
Автор: До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
3мея: Входите, пожалуйста.
Автор: Змея желала обмануть Кролика, но он прекрасно понял, с кем имеет дело.
Кролик: Простите, что побеспокоил вас. Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания!
Автор: И бросился Кролик бежать прочь со всех ног. Прискакал к своему дому и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.
5. Заключительная часть.
- Кто такой невежа? (Кто знает правила, но не применяет их в жизни.)
Напомним друг другу о правилах ведения беседы:
- Надо смотреть на того, с кем разговариваешь, невежливо смотреть в сторону, отворачиваться.
- Нельзя говорить только о себе, надо уметь слушать других.
- Не следует во время разговора размахивать руками, теребить одежду собеседника.
- Во время разговора не стараться перекричать другого собеседника.
Учитель: Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Рекомендуем посмотреть:
Урок вежливости в начальной школе Разработка классного часа для 1 класса. Вежливость Классный час «Традиции чаепития», 3-4 класс Классный час на тему «Добрые дела», 4 класс. КонспектПохожие статьи:
← Внеурочное занятие «Правила поведения в столовой», 3 класс | Классный час на тему «Добрые дела», 4 класс. Конспект →
Автор: Любовь Владимировна Бекетова
Опубликовано: 512 дней назад (29 июля 2023)
Просмотров: 1400
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!