Классный час «Культура мира. Человек среди людей», 4 класс
Разработка классного часа для младших школьников 4 класса
Цели: познакомить учеников с понятием «культура мира» и раскрыть его составляющие; продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся; способствовать процессам самораскрытия, самоанализа, самовыражения личности учащихся; получить информацию об индивидуальных особенностях членов классного коллектива; вовлечь учеников в атмосферу доброжелательного общения и творчества.
Материалы: горошины (по числу учащихся класса); круг из ватмана, на одной стороне которого написано слово «МИР»; а другая сторона поделена на три сектора: «Я», «ЛЮДИ», «ПРИРОДА»; таблички с ключевыми фразами и темой классного часа; стулья для учащихся расставлены по кругу.
Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя.
Учитель просит учеников протянуть ладонь и под звуки спокойной музыки кладет каждому из них на ладонь по горошине.
Учитель. Внимательно рассмотрите горошину и скажите, на что она, на ваш взгляд, похожа?
Ученики высказывают свои предположения. Учитель останавливается на версии о том, что горошина похожа на нашу планету Земля. Если учащиеся не выскажут такой версии, учитель может предложить ее сам.
Учитель. Именно такой наша Земля видится из космоса. Посмотрите внимательно на эту маленькую «копию» нашей планеты. Поразмышляйте, что каждый из вас может на ней увидеть?
Ученики отвечают на вопрос.
II. Смысловой фрагмент «Погружения в мир своего Я».
Учитель предлагает рассмотреть схему на доске и открывает сектор со словом «Я».
Учитель. Попробуйте увидеть себя на нашей маленькой «копии» планеты Земля. Расскажите о себе или о том, как каждому из вас живется на Земле.
Ученики делятся своими мыслями, чувствами.
Учитель. А кто из вас знает, сколько таких «Я» живет на Земле?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель. На нашей планете около 5 миллиардов жителей! Но среди них мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек - это целый мир! Поразмышляем над вопросом: «Какой я? Что во мне хорошего?»
Методика «Неоконченное предложение».
Учитель предлагает закончить фразы:
«Я с гордостью могу сказать о себе...»
«У меня хорошо получается...»
«У меня хорошо развиты способности к...»
«Мне всегда удается...»
Учащиеся размышляют и приходят к выводу: «В каждом человеке есть что-то хорошее!».
Учитель. Идеальных людей не бывает. Но в каждом есть что-то хорошее. Необходимо научиться жить в мире с собой, видеть хорошее в себе и в окружающих людях. Вы согласны со мной? Объясните свой ответ.
Ученики делятся своими мыслями, чувствами.
Учитель прикрепляет опорную фразу классного часа: Жить в мире с собой.
Игра-разминка «Ветер подул для того, кто...»
Ученики встают в круг, в центре которого стоит водящий (сначала это учитель). Водящий говорит: «Ветер подул для того, кто однажды так увлекательно рассказывал о своей поездке за город...». Тот, кого это касается, делает шаг в центр круга. А остальные ему хлопают.
К сведению классного руководителя: К этой игре надо подготовиться заранее. У учителя появляется возможность показать детям, какие они разные и какие неповторимые особенности есть у каждого. Важно подобрать для каждого именно его отличительный признак, чтобы это было только об этом человеке и ни о ком другом. Здесь классному руководителю придется применить все свои знания о каждом ребенке, при этом выделив те качества, которыми ребенок может гордиться.
Пусть признаки будут самые разные, как внешние, так и внутренние, главное, чтобы это было приятно и очень индивидуально. Например, тот, кто всегда полон идей; у кого в классе самое редкое имя; кто чаще других любит смеяться; кто самый увлеченный музыкой или спортом; кто сочиняет стихи; чье сочинение о маме было самое удивительное и теплое и т. д.
Даже самые застенчивые дети встают и восхищённо принимают аплодисменты, а значит и поддержку остальных в свой адрес. После того, как каждый побывал в роли «того, для которого дул ветер», ученики с интересом подхватывают идею и уже сами загадывают одноклассников и называют отличительные признаки того, кого нужно отгадать.
III. Смысловой фрагмент «Люди».
Учитель. Может ли человек прожить на планете один? Кого мы видим на планете рядом с собой?
(Ученики высказывают свое мнение.)
(Учитель открывает на схеме сектор «ЛЮДИ».)
Учитель. На Земле проживает 5 миллиардов людей, но всем хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи. И хотя делить людям нечего, но они не хотят жить в мире!
Учитель предлагает объяснить значение слов и разделить их на группы: вражда, согласие, терпимость, распри, конфликт, уважение.
На доске появляются две группы слов:
вражда согласие
распри терпимость
конфликты уважение
Учитель. Как вы думаете, почему человечество постоянно находится в состоянии войны?
Учитель. Правильно, это зависит от того, что человек выбирает. Искусство, любовь, добро, уважение или пошлость, глупость, скуку и стремление к наживе. Значит, существуют два мира. Каждый человек должен сам решить, что он выбирает, в каком мире ему жить, какой мир строить! Каждый должен понимать, что единственный путь выжить - учиться терпимому отношению друг к другу, жить в согласии с другими людьми. Хочу напомнить вам цитату из Библии: «Не поступай с другими людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!»
Учитель прикрепляет на доску ключевую фразу классного часа: Жить в согласии с другими людьми.
IV. Смысловой фрагмент «Природа».
Учитель. Возьмите в руки горошину, с которой начался наш классный час, и рассмотрите ее еще раз. Подумайте и скажите, без чего жизнь людей на планете была бы невозможна?
Ученики. Без деревьев, кустарников, цветов и животных человечество не могло бы существовать.
Учитель открывает на схеме сектор «ПРИРОДА».
Учитель. Сумели ли вы сохранить горошину до окончания классного часа? Это было легко сделать или сложно?
Ученики рассуждают и приходят к выводу: «Это было сложно сделать, так как горошина могла потеряться или разломиться на части».
Учитель. Так же трудно сохранить наш мир. Поразмышляйте о том, каким должен быть человек, способный сохранить все живое на Земле.
Ученики. Надо быть очень внимательным и бережливым!
Учитель прикрепляет на доску ключевую фразу классного часа: Видеть и ценить красоту и гармонию природы...
Учитель переворачивает круг и просит учеников прочитать открывшееся слово «МИР».
Учитель (подводит итог, собирая все ключевые фразы). Жить в мире с собой, в согласии с другими людьми, видеть красоту и гармонию природы - это значит владеть «Культурой мира». «Культура мира» - это и была тема нашего классного часа. Я хочу, чтобы вы познали «культуру мира», научились беречь мир внутри себя. Я желаю вам мира!
V. Рефлексия.
Учитель. Поделитесь с нами открытиями, которые вы сделали сегодня на нашем занятии. Что вас больше всего удивило? Что огорчило? О чем заставило задуматься?
Похожие статьи:
Классный час 4 класс. Культура общения
Классный час 4 класс. Научи себя учиться
Нет комментариев. Ваш будет первым!